Специально для сервера "ПРАВОСЛАВИЕ В УКРАИНЕ" результаты работы совместной комиссии Московского и Константинопольского Патриархата в Украине прокоментировал ИО секретаря ОВЦС МП по Межправославным связям и Заграничным Учреждениям РПЦ протоиерей Николай Балашов
Чем вызван интерес Константинопольского Патриархата к проблемам Православной Церкви в Украине?
Начиная с 2000 года, Константинопольский Патриархат проявляет постоянное внимание к проблемам Православия в Украине. Основанием для такого интереса представляется, в частности, факт неоднократных обращений представителей украниского государства, включая Президента Украины г-на Кучмы, к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой о содействии в создании единой и независимой Прасославной Украинской Церкви. В связи с этим вопрос о положении на Украине неоднократно обсуждался как в переписке между Святейшими Патриархами Константинопольским и Московским, так и на переговорах делегаций обоих Патриархатов. В нынешнем году такие обсуждения происходили уже дважды: в феврале - в Берлине, в апреле - в Цюрихе.
Какова позиция на этих переговорах Московского Патриархата?
Позиция Московского Патриархата определяется двумя мотивами: каноническим церковным правом и волей православного верующего народа на Украине. Мы полностью разделяем желание государственных властей Украины видеть Церковь единой. Но мы убеждены, что единство достижимо только на основании следования священным канонам Церкви. А что касается независимости - Украинская Православная Церковь уже давно наделена широкой независимостью во внутреннем самоуправлении, и этот статус вновь подтвержден Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. Однако независимость в управлении может успешно сочетаться с сохранением духовных и канонических связей с Русской Церковью. Как мы видим, именно такое положение на сегодняшний день представляется наиболее желательным для большинства епископата, клира и благочестивого верующего народа Украинской Православной Церкви.
Чем же тогда Церковь наделенная широкой независимостью во внутреннем самоуправлении отличается от Церкви автономной?
Фактически такой статус означает автономию. Но формально мы до сих пор избегаем употребления этого слова. Почему? Да потому, что в православном мире существуют определенные разногласия, касающиеся порядка предоставления автономии. По убеждению большинства славянских Церквей, автономию предоставляет Церковь-Матерь, от которой обособляется автономная часть. А затем все остальные Поместные Церкви, начиная с первого по диптихам Константинопольского Патриархата, признают новую автономную Церковь своей сестрой. По мнению же самого Константинопорльского Патриархата, разделяемому рядом грекоязычных Церквей, роль Константинопольского престола должна при этом быть более важной. Диалог богословов и канонистов по этому вопросу продолжался много лет.
Дал ли этот диалог результаты?
Может быть, мы уже пришли бы к согласию - подходы к тому наметились - но тут произошло вмешательство Константинополя в дела Эстонской Церкви, односторонее вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата. Эстонский кризис положил конец процессу общеправославных консультаций, вернее - отбросил его далеко назад. Теперь, судя по некоторым заявлениям, представители Константинополя и сами понимают, сколь пагубные последствия имел этот шаг. Будем надеяться, при помощи Божией все же удастся возобновить братскую дискуссию по каноническим вопросам.
Каким видится будущее Украинской Православной Церкви?
Hаша задача -- чтобы канонический статус Украинской Православной Церкви был общепризнанным среди Поместных Православных Церквей. И ради этого мы отсрочили формальное объявление автономии, желая достигнуть общеправославного согласия, в том числе, разумеется, и согласия со Святой Константинопольской Церковью. Поэтому мы готовы обсуждать украинские проблемы как с представителями Константинополя, так и с представителями других Церквей. Мы готовы принять братскую помощь, выслушать соображения или советы наших братьев, готовы трудиться ради церковного единства вместе с ними. Но, конечно, любая попытка одностороннего вмешательства, несогласованного с Московским Патриархатом, встретит полное неприятие в нашей Церкви и может привести к самым тяжким последствиям, вплоть до полного прекращения канонического общения.
Вы принимали участие в работе совместной комиссии Московского и Константинопольского Патриархатов, которая посетила Киев в конце мая. Раскажите об этом по-подробнее?
По предложению Константинопольского Патриархата, мы приняли участие в совместной делегации, которая недавно посетила Киев. Целью было изучение религиозной ситуации на месте, ознакомление с позицией не только канонической Церкви, но и отделившихся от нее обществ. С этой целью мы, после того, как были приняты Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в его официальной резиденции и с глубокой благодарностью выслушали его оценки нынешнего положения и путей к восстановлению единства, имели также неофициальные встречи с несколькими представителями неканонических образований, которые посетили нас в гостинице. Кстати, размещали нас там, встречали и провожали в аэропорту также по благословению Блаженнейшего Владимира.
Посетили мы и председателя Государственного комитета по делам религий профессора Бондаренко, чтобы ознакомиться с позицией представителя украинского государства.
Каковы же результаты этих встреч?
Встречи показали: сегодняшнюю церковную ситуацию в Украине никто не считает нормальной. Все признают необходимость уврачевать раскол. Однако относительно путей к этому существуют большие разногласия. Мы готовы сделать все возможное, чтобы достичь единства. И мы знаем, что Церковь во все времена мудро сочетала акривию и икономию, иными словами - строгое следование канонам и пастырскую любовь. Верим, что и ныне Дух Святой научит архипастырей Церкви тем действиям, которые необходимы для преодоления раскола. Хочется надеяться, что и та готовность развивать отношения с Россией, которую в самое последнее время более явно показывает государственное руководство Украины, будет способствовать улучшению положения Церкви.
Были ли приняты какие-нибудь конкретные решения?
Никаких конкретных решений в ходе работы нашей совместной делегации не было принято. Этого и не предполагалось. Мандат делегации был ограниченным: представить некоторые предложения, выслушать мнения и доложить об этом Священноначалию обоих Патриархатов.
По материалам сервера "Православие в Украине"
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|