[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Поддержка раскольнической деятельности Филарета Денисенко государственным руководством и «патриотами» Украины.

Версия для печати

(из книги кандидата богословских наук В.И. Петрушко «АВТОКЕФАЛИСТКИЕ РАСКОЛЫ НА УКРАИНЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 1989-1997»)


Лишившись поддержки епископата, а теперь и священного сана, Филарет сделал ставку на националистические силы: прежде всего, на боевиков из молодежной неофашистской организации УНА-УНСО (Украинская Национальная Ассамблея Украинская Национальная Самооборона). Именно они вместе с милицией преградили делегации УПЦ доступ в митрополичью резиденцию на Пушкинской, когда представители канонической Украинской Церкви пришли принять дела у низложенного Филарета [5]. То же самое повторилось у входа в кафедральный Владимирский собор, когда туда прибыл новоизбранный Предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Владимир, восторженно встреченный десятками тысяч православных киевлян на вокзале и триумфально провожаемый ими до кафедрального храма Киевских митрополитов. Молодчики из УНА-УНСО перекрыли подступы к Владимирскому собору и забаррикадировались изнутри. Чтобы избежать кровопролития, митрополит Владимир призвал православных не сталкиваться с враждебной толпой и отправился в Киево-Печерскую Лавру [5], которая отныне стала кафедрой канонических митрополитов Киевских, издавна бывших ее священноархимандритами и в дореволюционные годы имевших свою резиденцию в ее стенах. Православные лишились своей святыни Владимирского собора. Расписанный Виктором Васнецовым и Михаилом Нестеровым собор хранит величайшие реликвии православного мира святые мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария, митрополита Киевского. К скорби православных теперь рядом с киевскими святынями стали совершаться кощунственные "богослужения" расстриженного митрополита Филарета.

А накануне приезда нового Первоиерарха УПЦ этими же боевиками из ультра-националистической УНА-УНСО было совершено разбойничье нападение на Лавру. 200 молодчиков под руководством одного из своих галицийских "фюреров" Дмитра Корчинского попытались совместно с подразделениями милиции штурмом овладеть монастырем. Безоружные монахи и православный народ, собравшийся в обители по зову лаврского колокола, отбили натиск. Было множество раненых. Важно отметить, что вопреки негласному приказу властей о поддержке филаретовцев не все структуры МВД были на стороне беззаконника Денисенко: оборонять Лавру от националистов и милиции помогали бойцы ОМОНовского подразделения "Беркут" [5].

Филарет при поддержке президента Кравчука сохранил за собой Владимирский собор в Киеве, митрополичью резиденцию на Пушкинской и полный контроль за денежными средствами УПЦ [5]. Называлась сумма в 4 миллиарда карбованцев по курсу 1992 года [7; 177, c.28], а по другим данным даже до 11 миллиардов, причем есть предположения о том, что Кравчуком на счета УПЦ благодаря Филарету были тайно перечислены и деньги компартии Украины [3]. Однако, при полной изоляции, в которой оказался бывший Первоиерарх УПЦ, единственным путем для него стало объединение с УАПЦ, осуществленное им, следует отметить, с великим искусством. Поиск выхода из тупиковой политической ситуации, в которой оказался бывший митрополит Киевский, был представлен Денисенко как вожделенное, исторически необходимое "объединение двух церквей". Президент и часть национал-демократов не только поддержали это его предприятие, но и способствовали его успешному осуществлению. Так, первоначально Л.М.Кравчук и председатель Совета по делам религий А.Зинченко объявили незаконным Харьковский Архиерейский Собор УПЦ и все его определения [177, c.28]. Это было уже откровенным и неприкрытом вмешательством властей в дела Украинской Церкви на стороне расстриженного Филарета. Более того, Президиум Украинского парламента принял беспрецедентное заявление, в котором Харьковский Собор светские власти объявляли неканоническим и незаконным [5]. Заявление это принималось по инициативе народного депутата Д.Павлычко, поэта, некогда воспевавшего КПСС, а теперь вдруг ставшего ревнителем национальной идеи. Интересно, что сам Павлычко, как и многие другие депутаты, ставшие на защиту расстриги Филарета, являлся галицким униатом. Причем, именно эти люди не так давно стояли во главе шумной кампании по обличению Филарета. Тогда он для них олицетворял Московский Патриархат, а потому не скупились народные избранники на эпитеты, обличая Киевского митрополита. Все в одночасье изменилось после его ухода в раскол. Полностью исчез недавний обличительный пафос, на смену которому пришли панегирики Филарету как патриоту Украины. Более верных адептов, чем его вчерашние очернители, Денисенко отныне трудно было найти. Сам же президент Кравчук так высказывал в прессе свое суждение о причинах "незаконности" соборных определений: Собор собрался без ведома президента и к тому же не в Киеве [5].

Для того чтобы снять напряжение в отношениях с государственной властью и избежать лишних обвинений в незаконности православные во главе с новым митрополитом Киевским Владимиром решили собрать Собор Украинской Православной Церкви в стенах Киево-Печерской Лавры. Назначен он был на 27 июня 1992 года. Собор должен был еще раз подтвердить решения Харьковского архиерейского Собора УПЦ. Поэтому государственная власть Украины в купе с расстригой Денисенко и "епископами" УАПЦ Антонием Масендичем и Володимиром Романюком организовала доселе невиданную аферу с якобы имевшим место "объединением" УПЦ и УАПЦ в одну общую конфессию "Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат" (иначе "Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата" или просто УПЦ КП). В народе аббревиатуру сразу же метко расшифровали как "УПЦ коммунистической партии", закономерно видя в ней порождение Кравчука и перекрасившейся под националистов украинской партноменклатуры [164]. Создание УПЦ КП автоматически как бы ликвидировало и, по замыслу организаторов авантюры, ставило вне закона УПЦ и УАПЦ, которые с момента "объединения" юридически прекращали в глазах властей свое бытие.

О том, как происходило пресловутое "объединение", и кто были его главные режиссеры, некоторое представление можно составить на основании воспоминаний одного из главнейших участников создания новой "национальной" конфессии бывшего "митрополита Переяславского и Сичеславского" УАПЦ Антония (Масендича). Позднее он принес покаяние в своей раскольнической деятельности и после законной архиерейской хиротонии вошел в состав епископата Русской Православной Церкви [100; 153, с.103] и рассказал о том, как проходила афера, в результате которой возникла УПЦ КП.

…УПЦ КП вышла на политическую арену Украины и тотчас зарекомендовала себя подлинным агрессором по отношению к каноническому Православию. Политические экстремисты, стоявшие у колыбели УПЦ КП и обеспечившие ее появление на свет, не оставили своим попечением общее с Филаретом детище. Альянс воинственных депутатов-националистов и Денисенко оказался на редкость устойчивым. При тесном содействии все тех же Тернопольского, Поровского, Червония, Скорик и прочих УПЦ КП, как злокачественная опухоль, стала давать метастазы по всей Украине. В Галиции, где почти все православные храмы были к этому времени уже захвачены униатами и раскольниками, Филарету, еще недавно хулимому, теперь рукоплескали. Но на Востоке, где у раскола не было никакой поддержки от православного населения, новая филаретовская "церковь" стала насильственно водворяться при содействии властей и активной помощи боевиков УНСО и прочих фашиствующих формирований. Причем, безответными оставались многочисленные жалобы на творимый филаретовцами произвол коррупция давно сплотила воедино Денисенко и чиновников, успешно перевоплотившихся из деятелей партноменклатуры в ревнителей "самостийности". Но основа их союза с Филаретом осталась прежней: деньги. Достоянием гласности стали, например, факты, изобличающие чиновников Совета по делам религий Зинченко и Ткачука в получении огромных сумм от "заместителя патриарха Киевского" [105]. Выделял Филарет деньги и народным депутатам Червонию, Поровскому, Тернопольскому и Корчинскому, лидеру УНА-УНСО. Причем, будучи уличенным в этом, Денисенко оправдывал это тем, что сравнивал данные "гонорары" депутатов-экстремистов с зарплатой депутата, которую как член парламента получал митрополит Агафангел (Саввин). Факсимиле платежных ведомостей, по которым народные избранники получали взятки из казны "Киевского патриархата" за подписью самого Филарета, также публиковались в печати [2]. Гигантскую аферу совместно с Денисенко проворачивают чиновники из Комисси по вопросам чернобыльской катастрофы при Верховной Раде Украины. Ему с необъяснимой целью передается огромное количество имущества, прибывшего в качестве гуманитарной помощи из Германии. Это было, главным образом, солдатское обмундирование (в количестве нескольких вагонов), 46 автомобилей и масса иного военного имущества. Все это некогда принадлежало армии ГДР, а теперь было использовано Филаретом для снаряжения галицких боевиков из УНА-УНСО и других военизированных националистических формирований, с помощью которых Денисенко, развозя их по всей Украине, штурмовал и захватывал храмы и епархиальные управления [2; 3].

Имея ничтожно малое число приверженцев УПЦ КП, Филарет стал стремиться всеми силами создать видимость многочисленности своей "национальной церкви". Почти все храмы, прежде закрытые при советской власти, а теперь возвращаемые верующим, попадали в руки филаретовцев. Так, искусственно были созданы приходы УПЦ КП во многих городах Центральной и Восточной Украины. Включали они в себя почти всегда лишь по нескольку человек активистов "Руха" из числа выходцев из Галичины или представителей националистической интеллигенции. Многие и вовсе числились только на бумаге приверженцев УПЦ КП где-нибудь в Луганской области найти было трудно, а директиву из Киева местным властям выполнять приходилось. Увеличивал Филарет число своих приходов и методом захвата храмов у канонической УПЦ. Боевики Корчинского и Витовича, "казачки" Червония и прочий полууголовный-полунацистский элемент стали  главной опорой Филарета, а "духовником" их числился лже-епископ Володимир Романюк, будущий "патриарх Киевский". По его и Филарета "благословению" началась настоящая вакханалия насилия. Личное участие в захватах соборов в Луцке, Ровно и многих других городах принимали все те же депутаты Поровский, Гудима, Червоний и прочие [177, c.29]. В Луцке в ходе автокефалистских бесчинств в 1992 г. многие храмы оказались просто разграбленными. В Ровно Червоний при помощи своих "казачков" развязал настоящий террор против канонической православной епархии. В течение всего лета верующие с огромным трудом отбивали натиск автокефалистов, которым удалось захватить здание епархиального управления. Представители власти бездействовали, а раскольники и боевики штурмовали на их глазах кафедральный Воскресенский собор [2; 61], который в итоге удалось отобрать у православных верующих…

Подводя итог рассмотрению современного состояния автокефалистского раскола на Украине, можно прийти к заключению, что раскол представляет собой явление скорее политического, нежели религиозного характера. Оно обусловлено не проблемами внутрицерковной жизни, а является исключительно следствием привнесения националистической идеологии в религиозную сферу. Это подтверждается наличием самых тесных связей между раскольничьими лжеиерархами, с одной стороны, и украинскими политиками сепаратистского направления, с другой. Какая-либо православная духовность в среде раскольников отсутствует. Следствием этого является сращивание отдельных раскольничьих группировок с и коррумпированными и криминальными кругами. Раскольничьи лжецеркви можно характеризовать исключительно как секты православного обряда.

Автокефалистский раскол  на Украине породил значительные проблемы канонического характера, которым Церковь должна будет уделить пристальное внимание для того, чтобы иметь возможность преодолеть раскол. Первоочередной сегодня остается проблема воссоединения раскольников. Это возможно исключительно на основе принесения автокефалистами покаяния, что подтвердил в своем заявлении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий во время сентябрьской встречи с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Однако сами раскольники по-прежнему категорически отказываются ставить вопрос о своем покаянии и присоединении к канонической Украинской Православной Церкви. Но приемлема ли в принципе для УПЦ любая иная постановка вопроса об объединении? Приведенных выше данных более чем достаточно для того, чтобы сделать самый жесткий вывод: в каноническом отношении обе гpуппиpовки pаскольников-автокефалистов абсолютно несостоятельны, и никакой диалог на pавных с незаконными и безблагодатными лжеаpхиеpеями недопустим. Соединение с ними на равных невозможно, ибо повлекло бы за собой утpату апостольского пpеемства в Укpаинской Пpавославной Цеpкви. Подобный оценку раскольничьей лжеиерархии дал и митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), объявивший в октябре 1997 года, что поскольку в расколе нет и не может быть благодати, то принимать приходящих с покаянием автокефалистов необходимо через перекрещивание.

Но проблема не исчерпывается исключительно поиском канонически приемлемых путей принятия раскольников в лоно Церкви. Приходится констатировать, что даже пpи условии пеpеpукоположения pаскольничьих "епископов" опасность для Украинского Пpавославия по-прежнему будет кpайне велика. Об этом, в частности, свидетельствует заявление лжепатpиаpха Димитpия Яpемы о том, что условием воссоединения УАПЦ с канонической Цеpковью непременно должно быть обpазование единой канонически автокефальной Укpаинской Пpавославной Цеpкви. В таком случае Киевская митpополия pискует быть pазложенной изнутpи влившимися в нее после подобного "объединения" вчеpашними pаскольниками, ибо никакого pаскаяния в своей антицеpковной деятельности они не пpоявляют, и едва ли сильно изменятся к лучшему в новых условиях. Ни о каком подлинно пpавославном сознании в среде pаскольничьих "иеpаpхов", как можно видеть, нет и речи. Вместе с униатами они исповедуют лишь одну pелигию национализм, котоpый успешно пеpенесли на цеpковную почву, отpавив жизнь пpавославных укpаинцев. Необдуманное и поспешное воссоединение в целях икономии с подобными политиканами от цеpкви может пpивести к самым плачевным pезультатам: Укpаинское Пpавославие в лице этих "иеpаpхов" может получить своего pода "тpоянского коня", способного изнутpи полностью pазpушить цеpковную жизнь на Укpаине.

В то же время данная пpоблема приобретает особую остроту в связи с усилением католической экспансии на Украине в настоящее время. Дарование Украинской Церкви канонической автокефалии может только ослабить ее перед лицом нарастающей агрессии униатства. Во-первых, каноническая автокефалия чревата возникновением раскола с иной стороны: Юг и Восток Украины не приемлют никоим образом идеи отделения от Московского Патриархата. В этой связи возможным станет не только движение за возврат в юрисдикцию Русской Православной Церкви, но и, как крайняя мера реакции на автокефалию, уход в Русскую Зарубежную Церковь (т.н. "Карловацкий раскол").

Во-вторых, обретение канонической автокефалии и последующее вхождение в епископат УПЦ раскольничьих "архиереев" могут не только привести к доминированию в нем бездуховных и аморальных деятелей, но напрямую открыть ворота вовлечению Украинского Православия в новую униатскую авантюру. Откровенно прокатолическая позиция большинства раскольничьих "иерархов", таких, как, например, лжепатриарх Димитрий Ярема или лжеархиепископ Игорь Исиченко, яркое тому подтверждение.

Взвешенный и вдумчивый, далекий от эйфории и восторгов по поводу ложно трактуемых идей "церковного единства" и "церковной независимости", подход должен с необходимостью лечь в основу решения столь важной для судеб не только Украинского, но и Вселенского Православия проблемы, как уврачевание автокефалистского раскола в Украинской Православной Церкви...

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

2. Анисимов В. Кто содержит УНСО и нардепов // Независимость. 1993. 9 апреля.

3. Анисимов В. На колени перед расстриженным Филаретом // Независимость. 1993. 5 мая.

5. Анисимов В. Не филаретствуя лукаво // Независимость. 1995. 2 августа.

7. Анисимов В. Раскаяние митрополита Антония // Независимость. 1994. 2 марта.

100. Натыкина Н. "Как некогда блудный сын, я возвращаюсь в отчий дом" // Православная Москва. 1994. N 4 (10).

105. "Независимость". 1993. 24 февраля.

153. Православный церковный календарь на 1996 год. М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. 112с.

164. Сергеев К. Похороны с дракой // Радонеж. 1995. N 8.

177. Украiнська автокефальна церква: Iсторичний нарис про церковний розкол на Украiнi. Свято-Успенська Почаiвська Лавра. Почаiв: 1995. 32с.(укр.).

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"