В январе 2002 года глава Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар сделал ряд принципиальных заявлений.
Во-первых, резиденция главы украинских греко-католиков переносится из Львова в Киев. Там строится "Патриарший" греко-католический собор. Сначала - на левом берегу Днепра, в районах массовой жилой застройки, затем - в центре города. Гузар также заявил, что "объединенной" с греко-католиками "Украинской поместной церкви" должна быть передана величайшая православная святыня - Софийский Собор в Киеве.
В традиционно православном Киеве разворачивается строительство 16 костелов. Наименование строящегося униатского собора "Патриаршим" свидетельствует о намерении Ватикана создать греко-католический "Патриархат" на Украине с центром в Киеве. Очевидно также, что создаваемая при помощи госструктур Украины "Украинская поместная церковь" не будет православной, она станет частью католического "патриархата". Впрочем, многие православные богословы и публицисты писали, что результатом украинской автокефалии и автономии будет уния, а квазиправославные раскольнические группировки "Киевский патриархат" и "Украинская автокефальная церковь" - не более чем филиалы УГКЦ. О том, что католическая сторона не будет щепительной в методах экспансии, свидетельствует разгром трех православных епархий в Галиции в 1989-92 г.г. а также методы информационной войны против канонического Православия как на Украине, так и России. Достаточно привести пример "телеистерики"в программе НТВ "Намедни", устроенной 20 января 2002 года по поводу логичного неприятия Русской Православной Церковью и ее Предстоятелем идеи визита Иоанна-Павла Второго в Москву.
Очевидно, что реализация плана создания униатского "патриархата"сопрягается с политической поддержкой определенными политическими кругами США блока Ющенко, в предвыборном списке которого полно униатов и "филаретовцев". Собственно, неизвестно вообще сменил ли Гузар свое американское гражданство на украинское.
Не лишне вспомнить, что наблюдаемая нами попытка сделать Киев центром униатства - не первая. В первой половине 17 века Ватикан также пытался создать киевский униатский патриархат. Это закончилось печально- попытавшийся обосноваться в Киеве греко-католический митрополит Иосиф Рутский был утоплен в Днепре запорожскими казаками… Но и греко-католики тогда с православными не церемонились, а искореняли "еретиков и схизматиков" огнем и мечем.
Сегодня формы униатского прозелитизма изменились. Каков же должен быть ответ Русской Православной Церкви на этот беспрецедентный вызов?
Во-первых, это развертывание сети высшего православного образования для мирян (в том числе интернет) и полноценной миссионерской деятельности.
Во-вторых, выработка и реализация самого проекта "православного миссионерского контрнаступления", обращение к уже имеющемуся в этой сфере опыту. Представляется, что мировоззренческая и социальная основа этого проекта выглядит следующим образом.
Действительно, вопрос стоит прямо - либо народы, в первую очередь восточно-славянское ядро - русские, украинцы и белорусы, совокупно занимающие одну шестую часть территории Земли, окормляемые Русской Православной Церковью, станут ядром восточнохристианской цивилизации и она займет достойное место в мире, либо это ядро будет расколото, погибнет во внутренних междоусобицах и в результате Православие будет занимать в мире маргинальную нишу. Для воссоздания этого ядра восточнохристианского мира необходимо "миссионерское контрнаступление" Русской Православной Церкви. Для этого необходима ее внутренняя консолидация, теснейшее взаимодействие всех составляющих церковного организма, крепкая внутренняя спайка всех ее членов "от Карпат до Тихого океана". Без этого - развал, энтропия.
С сожалением приходится констатировать, что до сих пор между нами, чадами Русской Церкви, нет ни то что христианской любви, но и элементарной корпоративности. К примеру, попробуйте в печати оскорбить религиозные чувства мусульман или иудеев. Ответ будет очень мощный. Что же у нас? Любой негодяй волен поносить Святую Православную Церковь и в ответ ему не будет ничего. Даже в суд некому подать. Хотя верующих Русской Православной Церкви - десятки миллионов, в подавляющем большинстве регионов Украины, России и Белоруссии - большинство населения. Так с какой стати мы терпим, что нас постоянно "без нас женят". То с Патриархом Варфоломеем, то с анафематствованным Денисенко, то с филокатоликом Исиченко?
На фоне столь печальной дезорганизацией православного народа любая идея дальнейшей автономизации любой части Русской Православной Церкви является вредной, катастрофичной. Более того, многие православные не только не поддерживают идею автономии, но выступают за возвращение УПЦ статуса экзархата Русской Церкви. И у этих людей есть свои веские аргументы. Действительно, возникшее в результате данной УПЦ широчайших прав самоуправления обособление от церковной жизни других частей Московского Патриархата, негативно сказалось на развитии некоторых сторон церковной жизни. Возьмем, к примеру, духовное образование. В Москве, кроме Семинарии и Академии, где готовят кадры священнослужителей, действуют Свято-Тихоновский Богословский Институт и Российский Православный Университет, где готовят православных историков, политологов, филологов, педагогов, журналистов, юристов. Если каноническое Православие на Украине не решит эту проблему, оно проиграет. И обольщаться численным превосходством и традициями - опасно. Католицизм давно и активно решает проблему подготовки своих интеллектуальных и политических кадров. В этой связи Украинской Православной Церкви необходимо максимальное сближение с остальными частями Московского Патриархата, отделяться дальше некуда. Разве что в объятия католиков...
Кирилл ФРОЛОВ
По материалам сервера УПЦ "Православие в Украине" http://orthodox.org.ua/
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|