[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

К проблеме раскола на Украине

Версия для печати

  • КОММЮНИКЕ О ВСТРЕЧЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО И МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТОВ
  • ЗАЯВЛЕНИЕ ЕПИСКОПАТА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОТНОСИТЕЛЬНО ДИАЛОГА С УАПЦ И УПЦ КП
  • ОТВЕТЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II НА ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА «ИНТЕРФАКС»

КОММЮНИКЕ О ВСТРЕЧЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО И МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТОВ


13-14 июля 2001 года в Цюрихе состоялась встреча официальных делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов с целью нахождения путей преодоления церковных расколов, существующих на Украине.

Делегацию Константинопольского Патриархата составляли митрополит Пергамский Иоанн и митрополит Филадельфийский Мелитон, генеральный секретарь Священного Синода, а также архимандрит Афинагор Пекстадт и иеромонах Иларион Рудник (переводчик). Московский Патриархат представляли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви, а также протоиерей Николай Балашов, и.о. секретаря Отдела внешних церковных связей но межправославным связям и загранучреждениям Русской Православной Церкви

Были приглашены также представители так называемых Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церкви, которые изложили свое видение ситуации на Украине.

Обе делегации согласились продолжить совместные усилия с целью уврачевания церковного раскола. В этой связи признано важным участие представителей православных с Украины для дальнейшего изучения возникающих канонических вопросов и вопроса о будущем статусе украинской Церкви.

Сообщение Службы коммуникации ОВЦС МП от 12.07.2001

ЗАЯВЛЕНИЕ ЕПИСКОПАТА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОТНОСИТЕЛЬНО ДИАЛОГА С УАПЦ И УПЦ КП


Ввиду очередного всплеска активности раскольников, называющих свои образования автокефальными церквами, в поиске их канонического признания со стороны Вселенского Православия, мы, архиереи Украинской Православной Церкви, собравшиеся в стольном граде Киеве, хотим еще раз разъяснить свое видение путей решения этой проблемы.

Епископат Украинской Православной Церкви, неизменно заботясь о спасении своих чад, выражает свое сожаление по поводу раскола в Украине. Мы все стремимся к единству. Однако в вопросе преодоления раскола, прежде всего, необходимо учитывать, что в Украине существует единая каноническая Украинская Православная Церковь, признанная Вселенским Православием. Она объединяет преобладающее большинство верующих Украины и является доминирующей в 22 из 25 областей страны. Причем все 35 епархий Украинской Православной Церкви (а это более 9000 приходов), пребывают в единстве и согласии под омофором Киевского Митрополита. Украинская Православная Церковь является важнейшим фактором стабильности в Украине, гарантом ее внутреннего единства. За годы независимости Украины Украинская Православная Церковь доказала всем, что является законопослушной, истинно христианской Церковью. Она никогда не вмешивалась во внутриполитическую и государственную жизнь страны, не поддерживала никакие политические структуры, не агитировала на выборах, но всегда призывала к миру и согласию во имя молодого демократического государства.

Отделенные от Украинской Православной Церкви собрания верующих, именующих себя церквами, в силу своего неканонического положения в действительности не принадлежат ни к Церкви, ни к Вселенскому Православию. Внешним проявлением их отпадения от церковного единства является отсутствие у них молитвенного и литургического (евхаристического) единения с Вселенским Православием.

Руководство раскольников, желая скрыть от народа Божия настоящие причины своей изоляции от Вселенского Православия и правду о последствиях раскола для спасения верующих, пытаются объяснять непризнание их со стороны Православных Церквей интригами Москвы. Это связывает богословскую сторону вопроса с политической и создает дополнительные проблемы в деле достижения единства среди православных.

Между тем, наша позиция строится на основаниях не политических, а исключительно церковных. Как уже было сказано ранее, собрания верующих, которые отделились от нас, не могут быть равноправными с нами партнерами в богословском диалоге, и вопрос в такой ситуации должен ставиться не об объединении различных течений в украинском Православии, а о присоединении к Украинской Православной Церкви прежде отделившиеся ее духовных чад. Согласно с канонами, раскольнические группы, хотя и пребывают вне лона Церкви, однако решение их вопроса находится в компетенции той Церкви, от которой они отделились.

На протяжении 2000-2001 гг. представители УАПЦ и УПЦ КП сделали несколько шагов к сближению в деле канонического признания их структур с последующим их слиянием и обретением ими автокефалии или особого статуса в рамках Константинопольского Патриархата. Отдавая должное миротворческим усилиям представителей Константинопольского и Московского Патриархатов, необходимо принять во внимание, что инициатором прямых переговоров с различными раскольническими группами была Украинская Православная Церковь, и первые попытки начать диалог она сделала задолго до того, как в переговоры включились Московский и Константинопольский Патриархаты.

Встреча в рамках двусторонних переговоров между представителями Московского и Константинопольского Патриархатов, предварительная договоренность о которой была достигнута в апреле с.г. в Швейцарии, стала возможной благодаря последовательным действиям руководства Украинской Православной Церкви, которая опирается на основанную на Священном Предании богословскую аргументацию своих позиций, проникнутую духом пастырской любви к братьям, отделившимся от Святой Церкви. Эта встреча явилась результатом ранее сделанных Украинской Православной Церковью заявлений по этому вопросу и начатых ею действий для воссоединения православных в Украине в соответствии с духом святых канонов как непоколебимой основой церковного единства, В ходе встречи (26-30 мая 2001 года) в Киеве состоялся обмен мнениями в вопросе поиска путей достижения единства между православными в Украине и была выражена надежда на преодоление преград на этом пути. Необходимо подчеркнуть, что создание параллельных существующим новых канонических структур в Украине угрожает разрушительными последствиями для религиозной и общественной жизни государства. Предыдущее правительство Украины, лоббируя интересы раскола, пыталось повторить в Украине "Эстонский вариант". Однако мы вынуждены обратить внимание на то, что конфликт в Эстонии привел к затяжному противостоянию, хотя в него были вовлечены всего лишь десятки общин, которые, в нарушение канонов Церкви, принял под свой омофор Константинополь. Это привело к резкому обострению не только церковных, но и межгосударственных отношений.

Украинская Православная Церковь является одной из крупнейших Церквей мирового Православия, и дестабилизация ее внутреннего строя неизбежно приведет к многочисленным конфликтам и даже к конфессиональному и межэтническому противостоянию в Украине.

Очевидно, что раскол в Украине может быть преодолен изнутри, поскольку преобладающее большинство сторонников раскола являются нарушителями церковной дисциплины. Поэтому мы предлагаем ввести в переговорный процесс между Московским и Константинопольским Патриархатами представителей Украинской Православной Церкви, поскольку проблема взаимоотношений касается ее непосредственно. Мы готовы продолжать переговорный процесс с раскольническими группами.

Особо следует заметить, что какие бы то ни было переговоры с представителями неканонических собраний в Украине будут иметь реальное действие лишь в том случае, если они будут проводиться без участия анафематствованного Денисенко, который, учитывая недавний визит Римского архиерея в Украину, проявил себя не только как инициатор и основатель раскола, но и как еретик. Через средства массой информации он благословил своим последователям участвовать в инославном богослужении. Такие действия запрещаются канонами Святой Православной Церкви (Правила Святых Апостолов 45; 65, Лаодикийского собора 33).

Таким образом, однажды поправ каноны, по логике руководителя УПЦ КП, их можно попирать всякий раз, когда это выгодно. В любом случае. Украинская Православная Церковь возможность решения проблемы разделения православных в Украине видит исключительно на канонической основе. Мы считаем, что у Поместных Константинопольской и Русской Церквей есть огромное поле для взаимодействия в деле свидетельства Православия в мире. Поэтому при всем уважении к Святейшему Константинопольскому Патриарху Варфоломею, мы вынуждены констатировать, что какое бы то ни было одностороннее вмешательство Константинопольской Церкви в церковную жизнь в Украине может только обострить ситуацию, но никак не разрешить ее. 09.07.2001 года

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра,г.Киев



«ВИЗИТ ПАПЫ НЕ ПРИНЕС И НЕ МОГ ПРИНЕСТИ УМИРОТВОРЕНИЯ В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРЯЖЕННОСТЬ НА УКРАИНЕ»

Ответы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы информационного агентства «Интерфакс»

- Святейший Владыко, как, по-Вашему, изменится характер отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами после визита папы Иоанна Павла II на Украину?

- Тот факт, что этот визит прошел без согласования с крупнейшей на Украине канонической Православной Церковью и даже без официального извещения возглавляющего ее Блаженнейшего митрополита Владимира, не может не вызывать глубокого огорчения. Ибо подобное игнорирование позиции Украинской Православной Церкви Московского Патриархата свидетельствует о фактическом отходе Рима от буквы и духа II Ватиканского собора, назвавшего Православные Церкви «Церквами-Сестрами». Просьба Блаженнейшего митрополита Владимира и Священного Синода Украинской Православной Церкви отложить планировавшийся папский визит ввиду его неподготовленности не была услышана, и несвоевременный приезда Папы на Украину стал фактом. Разумеется, прошедший таким образом визит не принес и не мог принести умиротворения в межконфессиональную напряженность, не способствовал он и справедливому решению острой проблемы дискриминации православных по религиозному признаку на Западной Украине. Открытым остался и вопрос о католическом прозелитизма канонической территории Русской Православной Церкви.

Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что стремление Ватикана осуществить визит Папы на Украину любой ценой отрицательно скажется на нынешнем состоянии православно-католического диалога. Очевидно, что в будущем от Рима потребуются целенаправленные усилия и конкретные шаги, направленные на восстановление взаимопонимания и сотрудничества с православным миром.

Вместе с тем у Русской Православной Церкви сохраняются добрые, поистине христианские отношения с некоторыми епархиями Римскокатолической Церкви и даже целыми национальными епископскими конференциями, а также с рядом монастырей, издательств. Это сотрудничество, которое зиждется на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга, будет развиваться и впредь. Русская Православная Церковь делала и делает все от нее зависящее, чтобы ее отношения с официальным Ватиканом характеризовались взаимным доверием и стремлением к сотрудничеству, чтобы были наконец исцелены кровоточащие раны прошлого.

Однако, как вы понимаете, всякий диалог - это улица с двухсторонним движением, и его успех зависит не только от нас.

- Ваше Святейшество, как Вы относитесь к перспективе создания автокефальной Православной Церкви Украины, о начале которого заявили недавно руководители так называемых «Украинской православной церкви Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви"?

- Упомянутые религиозные организации - неканонические, они появились в результате раскола. Поэтому они не признаны ни одной Православной Церковью в мире, никто из канонических архиереев не состоит с ними в общении. Когда-то они уже составляли одно целое, потом разделились (может быть, не всем желающим достались тогда епископские кафедры). Если хотят снова объединиться - это их дело. Но лучше бы они подумали, как им вернуться в лоно единственно законной, общепризнанной в каноническом отношении Церкви, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Ведь Украинская Православная Церковь имеет широкие права самоуправления, она руководствуется собственным Уставом, имеет свой Синод, свои Архиерейские Соборы. Будет ли эта Церковь со временем автокефальной - зависит прежде всего от самих украинских верующих. Если они, во главе со своими епископами и священниками, единодушно этого захотят, то автокефалия может быть получена правильным, каноническим путем. Но в настоящее время мы видим, что по этому вопросу есть самые разные мнения. Значит, надо иметь терпение. Потому что в Церкви нельзя принимать такие решения, которые способны вызвать новые разделения. Церковь сильна единством.

Имея горячее желание восстановить единство православных верующих на Украине, мы готовы вести диалог с теми, кто от Церкви отпал. Мы к ним относимся с любовью, они нам не чужие, даже если некоторые из них хулят нас. И ради блага Церкви, ради блага народа Украины мы готовы обсуждать вопрос об исцелении раскола со всеми, кто хочет помочь этому делу. Такое желание высказывал, например, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, - и мы неоднократно обсуждали украинскую тему на встречах делегаций наших двух Патриархатов, обменивались письмами по этому вопросу, посылали совместную делегацию в Киев. Договорились и о дальнейших шагах. Однако нас очень удивило, когда мы из сообщений прессы узнали о недавнем визите украинских раскольников в Константинополь, об участии Константинопольских иерархов в созданной ими совместной комиссии, о будто бы разработанном плане создания на Украине какой то новой  «единой поместной Церкви». С нами и с представителями канонического Православия на Украине не только не посоветовались -даже не поставили в известность. И лишь когда, отвечая на вопрос журналистов, представитель нашей Церкви высказал недоумение по этому поводу, - только тогда из Константинополя было получено официальное сообщение (спустя две недели), что да, действительно такая встреча была.

Это не по-братски. Так не принято поступать в семье Православных Церквей.

Священные каноны никому не позволяют вмешиваться в дела другой Поместной Церкви. В результате подобных действий не только не восстановится единство на Украине - может возникнуть глубокий кризис и разделение в мировом православном сообщест-ве. А для народа Украины последствия могут оказаться самыми тяжелыми - обострится противостояние в обществе, возникнет новая угроза целостности страны...

Впрочем, я все же хочу надеяться на пастырскую мудрость и осмотрительность Патриарха Варфоломея. Говорят, на ошибках учатся - может быть, печальный пример Эстонии поможет сделать правильные выводы. 

 

ВНИМАНИЕ! При использовании материалов просьба давать ссылку:
"Служба коммуникации ОВЦС МП",
а при размещении в сети Интернет - гиперссылку на Официальный сайт Русской
Православной Церкви: http://www.russian-orthodox-church.org.ru

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
СЛУЖБА КОММУНИКАЦИИ
ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ
МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Россия, Москва, Даниловский вал 22, Свято-Данилов монастырь, ОВЦС МП
Internet: http://www.russian-orthodox-church.org.ru
E-mail: commserv@mospat.dol.ru

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"