- КОММЮНИКЕ О ВСТРЕЧЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО И
МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТОВ
- ЗАЯВЛЕНИЕ ЕПИСКОПАТА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ОТНОСИТЕЛЬНО ДИАЛОГА С УАПЦ И УПЦ КП
- ОТВЕТЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II НА ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА «ИНТЕРФАКС»
КОММЮНИКЕ О ВСТРЕЧЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО И
МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТОВ
13-14 июля 2001 года в Цюрихе состоялась встреча официальных делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов с целью нахождения путей преодоления церковных расколов, существующих на Украине.
Делегацию Константинопольского Патриархата составляли митрополит Пергамский Иоанн и митрополит Филадельфийский Мелитон, генеральный секретарь Священного Синода, а также архимандрит Афинагор Пекстадт и иеромонах Иларион Рудник (переводчик). Московский Патриархат представляли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви, а также протоиерей Николай Балашов, и.о. секретаря Отдела внешних церковных связей но межправославным связям и загранучреждениям Русской Православной Церкви
Были приглашены также представители так называемых Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церкви, которые изложили свое видение ситуации на Украине.
Обе делегации согласились продолжить совместные усилия с целью уврачевания церковного раскола. В этой связи признано важным участие представителей православных с Украины для дальнейшего изучения возникающих канонических вопросов и вопроса о будущем статусе украинской Церкви.
Сообщение Службы коммуникации ОВЦС МП от 12.07.2001
ЗАЯВЛЕНИЕ
ЕПИСКОПАТА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ОТНОСИТЕЛЬНО ДИАЛОГА С УАПЦ И УПЦ КП
Ввиду очередного всплеска активности раскольников, называющих свои образования автокефальными церквами, в поиске их канонического признания со стороны Вселенского Православия, мы, архиереи Украинской Православной Церкви, собравшиеся в стольном граде Киеве, хотим еще раз разъяснить свое видение путей решения этой проблемы.
Епископат Украинской Православной Церкви, неизменно заботясь о спасении своих чад, выражает свое сожаление по поводу раскола в Украине. Мы все стремимся к единству. Однако в вопросе преодоления раскола, прежде всего, необходимо учитывать, что в Украине существует единая каноническая Украинская Православная Церковь, признанная Вселенским Православием. Она объединяет преобладающее большинство верующих Украины и является доминирующей в 22 из 25 областей страны. Причем все 35 епархий Украинской Православной Церкви (а это более 9000 приходов), пребывают в единстве и согласии под омофором Киевского Митрополита. Украинская Православная Церковь является важнейшим фактором стабильности в Украине, гарантом ее внутреннего единства. За годы независимости Украины Украинская Православная Церковь доказала всем, что является законопослушной, истинно христианской Церковью. Она никогда не вмешивалась во внутриполитическую и государственную жизнь страны, не поддерживала никакие политические структуры, не агитировала на выборах, но всегда призывала к миру и согласию во имя молодого демократического государства.
Отделенные от Украинской Православной Церкви собрания верующих, именующих себя церквами, в силу своего неканонического положения в действительности не принадлежат ни к Церкви, ни к Вселенскому Православию. Внешним проявлением их отпадения от церковного единства является отсутствие у них молитвенного и литургического (евхаристического) единения с Вселенским Православием.
Руководство раскольников, желая скрыть от народа Божия настоящие причины своей изоляции от Вселенского Православия и правду о последствиях раскола для спасения верующих, пытаются объяснять непризнание их со стороны Православных Церквей интригами Москвы. Это связывает богословскую сторону вопроса с политической и создает дополнительные проблемы в деле достижения единства среди православных.
Между тем, наша позиция строится на основаниях не политических, а исключительно церковных. Как уже было сказано ранее, собрания верующих, которые отделились от нас, не могут быть равноправными с нами партнерами в богословском диалоге, и вопрос в такой ситуации должен ставиться не об объединении различных течений в украинском Православии, а о присоединении к Украинской Православной Церкви прежде отделившиеся ее духовных чад. Согласно с канонами, раскольнические группы, хотя и пребывают вне лона Церкви, однако решение их вопроса находится в компетенции той Церкви, от которой они отделились.
На протяжении 2000-2001 гг. представители УАПЦ и УПЦ КП сделали несколько шагов к сближению в деле канонического признания их структур с последующим их слиянием и обретением ими автокефалии или особого статуса в рамках Константинопольского Патриархата. Отдавая должное миротворческим усилиям представителей Константинопольского и Московского Патриархатов, необходимо принять во внимание, что инициатором прямых переговоров с различными раскольническими группами была Украинская Православная Церковь, и первые попытки начать диалог она сделала задолго до того, как в переговоры включились Московский и Константинопольский Патриархаты.
Встреча в рамках двусторонних переговоров между представителями Московского и Константинопольского Патриархатов, предварительная договоренность о которой была достигнута в апреле с.г. в Швейцарии, стала возможной благодаря последовательным действиям руководства Украинской Православной Церкви, которая опирается на основанную на Священном Предании богословскую аргументацию своих позиций, проникнутую духом пастырской любви к братьям, отделившимся от Святой Церкви. Эта встреча явилась результатом ранее сделанных Украинской Православной Церковью заявлений по этому вопросу и начатых ею действий для воссоединения православных в Украине в соответствии с духом святых канонов как непоколебимой основой церковного единства, В ходе встречи (26-30 мая 2001 года) в Киеве состоялся обмен мнениями в вопросе поиска путей достижения единства между православными в Украине и была выражена надежда на преодоление преград на этом пути. Необходимо подчеркнуть, что создание параллельных существующим новых канонических структур в Украине угрожает разрушительными последствиями для религиозной и общественной жизни государства. Предыдущее правительство Украины, лоббируя интересы раскола, пыталось повторить в Украине "Эстонский вариант". Однако мы вынуждены обратить внимание на то, что конфликт в Эстонии привел к затяжному противостоянию, хотя в него были вовлечены всего лишь десятки общин, которые, в нарушение канонов Церкви, принял под свой омофор Константинополь. Это привело к резкому обострению не только церковных, но и межгосударственных отношений.
Украинская Православная Церковь является одной из крупнейших Церквей мирового Православия, и дестабилизация ее внутреннего строя неизбежно приведет к многочисленным конфликтам и даже к конфессиональному и межэтническому противостоянию в Украине.
Очевидно, что раскол в Украине может быть преодолен изнутри, поскольку преобладающее большинство сторонников раскола являются нарушителями церковной дисциплины. Поэтому мы предлагаем ввести в переговорный процесс между Московским и Константинопольским Патриархатами представителей Украинской Православной Церкви, поскольку проблема взаимоотношений касается ее непосредственно. Мы готовы продолжать переговорный процесс с раскольническими группами.
Особо следует заметить, что какие бы то ни было переговоры с представителями неканонических собраний в Украине будут иметь реальное действие лишь в том случае, если они будут проводиться без участия анафематствованного Денисенко, который, учитывая недавний визит Римского архиерея в Украину, проявил себя не только как инициатор и основатель раскола, но и как еретик. Через средства массой информации он благословил своим последователям участвовать в инославном богослужении. Такие действия запрещаются канонами Святой Православной Церкви (Правила Святых Апостолов 45; 65, Лаодикийского собора 33).
Таким образом, однажды поправ каноны, по логике руководителя УПЦ КП, их можно попирать всякий раз, когда это выгодно. В любом случае. Украинская Православная Церковь возможность решения проблемы разделения православных в Украине видит исключительно на канонической основе. Мы считаем, что у Поместных Константинопольской и Русской Церквей есть огромное поле для взаимодействия в деле свидетельства Православия в мире. Поэтому при всем уважении к Святейшему Константинопольскому Патриарху Варфоломею, мы вынуждены констатировать, что какое бы то ни было одностороннее вмешательство Константинопольской Церкви в церковную жизнь в Украине может только обострить ситуацию, но никак не разрешить ее. 09.07.2001 года
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра,г.Киев
«ВИЗИТ ПАПЫ НЕ ПРИНЕС И НЕ МОГ
ПРИНЕСТИ УМИРОТВОРЕНИЯ В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРЯЖЕННОСТЬ НА УКРАИНЕ»
Ответы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы
информационного агентства «Интерфакс»
- Святейший Владыко, как, по-Вашему, изменится характер отношений между
Русской Православной и Римско-Католической Церквами после визита папы Иоанна
Павла II на Украину?
- Тот факт, что этот визит прошел без согласования с крупнейшей на Украине
канонической Православной Церковью и даже без официального извещения
возглавляющего ее Блаженнейшего митрополита Владимира, не может не вызывать
глубокого огорчения. Ибо подобное игнорирование позиции Украинской Православной
Церкви Московского Патриархата свидетельствует о фактическом отходе Рима от
буквы и духа II Ватиканского собора, назвавшего Православные Церкви
«Церквами-Сестрами». Просьба Блаженнейшего митрополита Владимира и Священного
Синода Украинской Православной Церкви отложить планировавшийся папский визит
ввиду его неподготовленности не была услышана, и несвоевременный приезда Папы на
Украину стал фактом. Разумеется, прошедший таким образом визит не принес и не
мог принести умиротворения в межконфессиональную напряженность, не способствовал
он и справедливому решению острой проблемы дискриминации православных по
религиозному признаку на Западной Украине. Открытым остался и вопрос о
католическом прозелитизма канонической территории Русской Православной Церкви.
Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что стремление Ватикана осуществить
визит Папы на Украину любой ценой отрицательно скажется на нынешнем состоянии
православно-католического диалога. Очевидно, что в будущем от Рима потребуются
целенаправленные усилия и конкретные шаги, направленные на восстановление
взаимопонимания и сотрудничества с православным миром.
Вместе с тем у Русской Православной Церкви сохраняются добрые, поистине
христианские отношения с некоторыми епархиями Римскокатолической Церкви и даже
целыми национальными епископскими конференциями, а также с рядом монастырей,
издательств. Это сотрудничество, которое зиждется на основе взаимного уважения и
учета интересов друг друга, будет развиваться и впредь. Русская Православная
Церковь делала и делает все от нее зависящее, чтобы ее отношения с официальным
Ватиканом характеризовались взаимным доверием и стремлением к сотрудничеству,
чтобы были наконец исцелены кровоточащие раны прошлого. Однако, как вы
понимаете, всякий диалог - это улица с двухсторонним движением, и его успех
зависит не только от нас.
- Ваше Святейшество, как Вы относитесь к перспективе создания
автокефальной Православной Церкви Украины, о начале которого заявили недавно
руководители так называемых «Украинской православной церкви Киевского
патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви"?
- Упомянутые религиозные организации - неканонические, они появились в
результате раскола. Поэтому они не признаны ни одной Православной Церковью в
мире, никто из канонических архиереев не состоит с ними в общении. Когда-то они
уже составляли одно целое, потом разделились (может быть, не всем желающим
достались тогда епископские кафедры). Если хотят снова объединиться - это их
дело. Но лучше бы они подумали, как им вернуться в лоно единственно законной,
общепризнанной в каноническом отношении Церкви, которую возглавляет Блаженнейший
митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Ведь Украинская Православная
Церковь имеет широкие права самоуправления, она руководствуется собственным
Уставом, имеет свой Синод, свои Архиерейские Соборы. Будет ли эта Церковь со
временем автокефальной - зависит прежде всего от самих украинских верующих. Если
они, во главе со своими епископами и священниками, единодушно этого захотят, то
автокефалия может быть получена правильным, каноническим путем. Но в настоящее
время мы видим, что по этому вопросу есть самые разные мнения. Значит, надо
иметь терпение. Потому что в Церкви нельзя принимать такие решения, которые
способны вызвать новые разделения. Церковь сильна единством.
Имея горячее желание восстановить единство православных верующих на Украине,
мы готовы вести диалог с теми, кто от Церкви отпал. Мы к ним относимся с
любовью, они нам не чужие, даже если некоторые из них хулят нас. И ради блага
Церкви, ради блага народа Украины мы готовы обсуждать вопрос об исцелении
раскола со всеми, кто хочет помочь этому делу. Такое желание высказывал,
например, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, - и мы неоднократно
обсуждали украинскую тему на встречах делегаций наших двух Патриархатов,
обменивались письмами по этому вопросу, посылали совместную делегацию в Киев.
Договорились и о дальнейших шагах. Однако нас очень удивило, когда мы из
сообщений прессы узнали о недавнем визите украинских раскольников в
Константинополь, об участии Константинопольских иерархов в созданной ими
совместной комиссии, о будто бы разработанном плане создания на Украине какой то
новой «единой поместной Церкви». С нами и с представителями канонического
Православия на Украине не только не посоветовались -даже не поставили в
известность. И лишь когда, отвечая на вопрос журналистов, представитель нашей
Церкви высказал недоумение по этому поводу, - только тогда из Константинополя
было получено официальное сообщение (спустя две недели), что да, действительно
такая встреча была.
Это не по-братски. Так не принято поступать в семье Православных Церквей.
Священные каноны никому не позволяют вмешиваться в дела другой Поместной
Церкви. В результате подобных действий не только не восстановится единство на
Украине - может возникнуть глубокий кризис и разделение в мировом православном
сообщест-ве. А для народа Украины последствия могут оказаться самыми тяжелыми -
обострится противостояние в обществе, возникнет новая угроза целостности
страны... Впрочем, я все же хочу надеяться на пастырскую
мудрость и осмотрительность Патриарха Варфоломея. Говорят, на ошибках учатся -
может быть, печальный пример Эстонии поможет сделать правильные
выводы.
|