[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Reklama:

Успения Божией Матери Святогорская пустынь

Версия для печати

"Святогорская Успенская общежительная пустынь находится в Изюмском уезде Харьковской губернии, в 155 верстах по грунтовому тракту от г. Харькова, в 35 верстах от г. Изюма и в 18 верстах от известного своими минеральными водами г. Славянска… От города Славянска до вокзала того же имени на Азовской железной дороге три версты, и оттуда по чугунке до Харькова 237 верст"

Полное географическое описание России, 1903 год.

Святогорская пустынь расположена на правом берегу реки Северский Донец, на склонах нависающих над водой живописных меловых гор, исстари именуемых Святыми. Состоит из поздней нижней (архитектурный ансамбль второй половины XIX века у самой реки, на месте не дошедших до нас строений конца XVII–начала XVIII века) и древней верхней (пещеры в скале, увенчанной церковью и часовней) частей. Указанная голая отвесная скала выступает на одном из отлогих лесистых склонов как предопределенное свыше исключение из правил местного природного узора и словно символизирует своей белизной чистоту христианской души, господством над рекой — торжество вечного над текущим, оголенностью — свободу от терний суеты, неприступностью — твердыню духа, высотой — устремление к Богу, духовную лестницу, алтарь на стыке неба и земли.

Документально Святые горы известны с 1526 года. Большинство писавших о них считали, что это название само по себе указывает на существование здесь уже в то время обители. Но есть высказанное в XIX веке мнение, что один только вид скалы мог напоминать о святости. Письменно о монастыре в скале упоминается с 1624 года. Но уже в 1679 году здешние иноки ничего не знали о времени основания обители. В XIX веке на сей счет были выдвинуты две версии. Согласно первой — монастырь основали ушедшие в середине XIII века из разоренного монголами Киева иноки Печерской Лавры, а по другой — плывшие на Русь по Северскому Донцу афонские монахи, которым это место напомнило родную Святую гору Афон. В наше время сформировалась третья гипотеза, датирующая возникновение обители концом XVI века. Святые горы были тогда, судя по документам, пограничным постом России.

Исследователи, изучающие историю Святогорья, пришли к выводу, что пещеры в меловых скалах были вырублены в доисторические времена и служили убежищем для многих древних племен, а систему подземных ходов создавали монахи Киево-Печерской лавры, бежавшие от татарской напасти в 1240 году. Подземных ходов было пять: от Успенского собора к вершине горы Фавор; верхние пещеры - через пещерную церковь Иоанна Крестителя; нижние пещеры - через пещерную церковь св. Алексея; под церковью св. Николая и у подножия скалы к берегу Донца.

Как и все древнерусские монастыри, Святогорск одновременно был крепостью, монахи - воинами. "Монастырская братия" получала свинец и порох от Чугуевского и Белгородского воевод, а в отражении татарских набегов им помогали казаки и московские "служивые люди".

Здесь жили, кроме иноков, сторожа-наблюдатели, находили приют беглецы из татарской неволи (последних святогорцам предписывалось расспрашивать обо всем виденном в плену — для сбора разведданных). Обитавшие первоначально в скале, святогорские иноки в конце XVII века начинают возводить внизу у реки новые монастырские здания, в частности, каменный престольный храм (1698–1708 годы).

В 1782 году с крымским ханом Сахиб-Гиреем был заключен мирный договор, надобность в монастыре-крепости отпала и в 1786 году монастырь был закрыт. К моменту закрытия монастырю принадлежали 27000 десятин земли и 2000 крестьян.  С 1790 года Святыми горами владел пленившийся их красотой князь Г. Потемкин, а позднее — его родственники Энгельгардты. Свято-Успенская церковь стала приходом, но ввиду святости места люди продолжали стекаться сюда. 

В 1842 году племянник Энгельгардта Александр Потемкин (однофамилец графа Потемкин) и его жена Татьяна (урожденная Голицына), побывав здесь, были восхищены древней святыней, тронуты глубоким почитанием ее народом и решили возродить обительобратились в Синод с прошением о восстановлении монастыря.

Приобретя Святогорское имение путем обмена, они в 1844 году осуществили свой замысел вместе со святителем Иннокентием (Борисовым) — тогда Харьковским архиепископом, в чьем ведении находилось святое место.  По "всеподданейшему докладу св. Синода" Николай I указом от 15 января 1844 года "повелеть соизволил восстановить Святогорскую Успенскую пустынь на началах общежития и принять за основание внутреннему благосостоянию онаго устав Глинской пустыни Курской епархии".

Иеромонах Глинской пустыни Иннокентий стал первым настоятелем Святогорского монастыря. В конце 1844 года начались работы по восстановлению церквей, расчистке пещер и подземных ходов.  С этого времени в течение второй половины XIX века старые монастырские строения у реки заменяются новыми каменными. Подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских была восстановлена в 1846 году, а в 1859 перестроили главный собор монастыря – Успенский. Собор Успения имел высоту от основания до креста 53,5 м.

В 1850–1867 годах в одной из келий внутри отвесной скалы совершал подвиг затворничества преподобный Иоанн (Крюков). Именно Святогорская обитель соорудила знаменитый на всю Российскую империю Спасов скит на железнодорожной станции Борки, где в катастрофе 17 октября 1888 года чудесно спаслась императорская семья.

В 1874 году к вершине горы Фавор была устроена лестница, названная Кирилло-Мефодиевской. Лестница насчитывала 511 ступеней и была выполнена в виде крытой галереи с 16-ю площадками, двумя башнями и 22 переходами.

После революции 1917 года монастырь был закрыт и на его месте основаны несколько домов отдыха. В 1922 году монастырь стал одной из известнейших в Украине здравниц. В 1948 году оставшиеся здания монастыря были объявлены памятником культуры, а в 1980 году Святогорье провозглашено государственным историко-архитектурным заповедником, сотрудники которого сделали немало для фундаментального изучения истории Святых гор, восстановления изувеченных войной святынь. В 1992 году монастырь снова возродился.

Крестный ход в Святых Горах
в день празднования Святогорской иконы Божией Матери
(c) «Украина Шенгенская»

В 1992 году в Горловской епархии возобновил свою деятельность Свято-Успенский Святогорский монастырь. Цепь времен, распавшаяся в 1918–1919 годах, вновь соединилась. А о тех кровавых революционных временах красноречиво свидетельствует документ "Акт расследования злодеяний большевиков, совершенных в Святогорском монастыре Изюмского уезда". Датирован он 1919 годом.

"Нормальная жизнь в Святогорском Свято-Успенском монастыре, известном не только в Харьковской губернии, но и по всей России, была нарушена в 1918 году. В начале января Великокамышевахский земельный комитет Изюмского уезда, так же как и Богородичанский и Славянский комитеты, взяли на учет имущество монастыря, имеющего в различных местах свои отделения (скиты) с хозяйством и различными мастерскими. Взяв на учет монастырское имущество, комитеты начали немедленно ликвидировать его в свою пользу, а Великокамышевахский беспощадно рубил лес. Таким образом, вывезен был весь запас хлеба, а скот распродан. От пользования землей монастырская братия была устранена. Монахи, составляющие рабочую силу, подверглись принудительному выселению, и из 600 человек осталось от 200 до 300 священнослужителей-стариков и часть монахов, укрывшихся в самом монастыре. Убытки обители, по самому скромному расчету, насчитывают около 250 тысяч. Такое положение не спасло монастырь от дальнейших нападок. С февраля начинаются многочисленные обыски, всякий раз сопровождаемые грабежом. Уже 15 февраля в монастырь врывается вооруженная шайка человек в 15, как говорили местные крестьяне, преимущественно из изюмских милиционеров, требует контрибуцию в 15 тысяч рублей и, обходя кельи, отбирает все, что им нравится. Контрибуции получить на этот раз грабителям не удалось. 26 марта вновь появилась группа большевиков. Под предлогом отыскания оружия непрошеные гости отправились в пещерные храмы, где вели себя кощунственно, входя сюда в шапках, куря папиросы, переворачивая престолы и сквернословя. К этому же времени относится конфискация церковной утвари, эвакуированной в монастырь из церквей Волынской и Виленской епархий. Отобрание этих предметов, по показаниям свидетелей, производилось необыкновенно грубо. Священные предметы с ругательством втискивались в ящики, из дароносицы были выброшены Св. Дары и растоптаны тут же. После обыска большевики направились к настоятелю, потребовали церковное вино и тут же его выпили. Уходя, они захватили с собой монастырскую лошадь.

К началу апреля относится зверское убийство монаха Ипатия, вышедшего за монастырские стены. По-видимому, он был ограблен и зарублен шашками бродячими большевистскими отрядами. В июне в скит при деревне Горожовке явились вооруженные грабители (от 5 до 8 человек) и потребовали от эконома скита монаха Онуфрия выдачи денег, вырученных от продажи монастырского имущества. Эконом заявил, что денег у него нет. Его вывели за ограду и тут же у ворот расстреляли. Другой монах, по имени Израиль, убит при попытке к бегству.


Крестный ход в святой обители


Несколько ослабевший во времена гетманства бандитизм поддерживался, однако, все время бродившими в окрестностях отрядами большевиков, носившими в народе прозвище "лесовиков". К этому времени относится убийство нескольких лиц из духовенства Святогорской обители. В октябре 1918 г. из села в село переносилась особо чтимая в местности икона Святогорской Божией Матери. Крестный ход остановился на ночлег в селе Байрачек. Здесь на помещение, занимавшееся духовенством, напала разбойничья шайка, взломала двери и выстрелами убила иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота, проживавшего в том же доме псаломщика местной церкви, хозяина дома и его дочь. Пять трупов лежало у подножия иконы, стоявшей в луже крови. Денег у монахов не оказалось. Но не один мотив грабежа руководил разбойниками, судя по словам одного из них во время убийства: "Вы молитесь, чтобы Бог наказал большевиков".

При уходе немцев деятельность большевиков немедленно оживилась. Уже 1 декабря явилась группа вооруженных людей с требованием выдачи оружия, имевшегося для самосохранения монастыря. Оружие было выдано. Тогда ожидавшая результатов переговоров банда человек около 100 ворвалась в монастырь и приступила к грабежу монастырского и братского имущества. Из монастырской кассы похитили 7 тысяч рублей, у монахов отнимали одежду, обувь, белье, часы и проч., и все награбленное увезли на монастырских же шести лошадях, захватив при этом еще два экипажа.

Дни 2 и 3 января 1919 года были самыми тяжкими для Святогорского монастыря и вместе с тем днями самого напряженного кощунства и издевательства над православной обителью и насилия над ее священнослужителями и монахами. 2 января, около трех с половиной часов дня, на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до 60 человек. На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостиницы и, обругав площадной бранью заведующего гостиницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря. Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами. В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ. Было предъявлено требование о выдаче 4 миллионов контрибуции и отнято 4 тысячи денег, бывших в монастырской кассе. Красноармейцы разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря архимандрита Трифона разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег. Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех кельях. У монахов отнималось их имущество до последней рубашки и сапог включительно. Разламывались и бросались на пол иконы, монахов принуждали курить и танцевать в коридорах. От одного из них (монах Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божию Матерь, а после отказа заставили курить, побоями принуждая затягиваться глубже. Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские бандиты, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги. Около 2 часов ночи, когда, казалось, наступило некоторое затишье, приступили было к совершению литургии.


Праздник в возрожденном монастыре


Литургию в соборе служил архимандрит с другим духовенством. Во время ектений в храм ворвалась группа красноармейцев. Один из них вбежал в амвон и с криком: "Довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви!" — повернул назад за плечи провозгласившего ектению иеродиакона. По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить литургию. Но красноармейцы не покинули храма. Во время пения херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти, причастилась Св. Тайн. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: "Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех", — и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать. Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл Царские врата и, стоя в них, закричал: "Не выходи, стрелять буду". Одновременно красноармейцы производили грабежи, кощунства и издевательства во всех помещениях монастыря. В квартире архимандрита изуверы спали, укрываясь епитрахилью, в помещении казначея искололи портреты иерархов Русской Церкви. Издевательства и насилия продолжались повсюду. Нескольким монахам остригли волосы и бороды, побоями заставляли плясать, курить и даже пить чернила. Утром, когда вновь началась обедня, красноармейцы не допустили богослужения. Ворвавшаяся шайка набросилась на священнослужителей и стала вытаскивать их в ризах из храма, но, уступая просьбам священников, позволила им разоблачиться. Затем все во главе с архимандритом были выведены из храма. С архимандрита сняли сапоги, дав ему какие-то опорки, и, несмотря на мороз, выстроили всех в ряды перед храмом. Началось сопровождаемое побоями и непристойной бранью издевательское обучение монахов маршировке и военным приемам.

В это время в соседнем храме кощунствовала другая группа красных. Один из них, надев ризу и митру, сел на престол и перелистывал Евангелие, а другие, тоже в ризах, кощунственно представляли богослужение, то открывая, то закрывая царские двери на потеху своим единомышленникам. Храм был осквернен испражнениями у свечного ящика. Камни и образки с митр и икон — все было похищено. Все награбленное было вывезено из монастыря на 38 подводах. В это же время были ограблены поголовно все монахи "больничного хутора", расположенного рядом с монастырем.

Во время управления большевиков по распоряжению Изюмского исполкома на Богородичанскую волость была наложена контрибуция в размере 80 или 85 тысяч рублей. Богородичанский исполком потребовал в счет контрибуции 50 тысяч с монастыря. Братия собрала 10 тысяч рублей, а 5 тысяч было уплачено из монастырских сумм.

В монастырь весной 1919 года была прислана из Петрограда колония детей разного возраста, до 18-летнего включительно, и расположена в двух монастырских корпусах. Колонией численностью до 350 человек заведовал коммунист Полторацкий, ведя воспитание в соответствующем коммунизму духе. Все иконы из занятых корпусов были удалены, посещение церкви запрещено.

Во время своего отступления в конце мая настоящего года большевики еще раз посетили Святогорский монастырь. Сначала явился какой-то военный и, называя себя генералом Шкура, требовал указать ему настоятеля, а затем ворвалась шайка "бойцов", потребовав 50 тысяч контрибуции. При этом заставляли иеромонаха Иоанна класть голову под удары шашки. Иеромонах отделался тем, что отдал насильникам бывшие при нем 40 рублей и получил два удара нагайкой.

При отступлении большевики обрезали волосы на головах и бороды иеромонахов Нестора и Вонифатия, в поле убили монаха Тимолая и изрубили оставшегося в живых с отрубленными пальцами послушника Моисея.

Настоящий акт расследования основан на фактах, добытых Особой комиссией с соблюдением правил, изложенных в Уставе уголовного судопроизводства. Составлен 17 июля 1919 года в г. Екатеринодаре".

”Звезда рождества”

Публикуется по
http://www.orthodox.org.ua/win/zr/19.html

и
http://www.dongu.donetsk.ua/turclub/its_dnbs/Monast.htm

Житие и подвиги преп. Иоанна затворника Святогорского

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"