Возрождаемая Православная Церковь за последнее десятилетие приняла в свои
недра множество людей воспитанных во времена госатеизма, оторванных от ее
предания. Людям приходится воцерковляться “на ходу” по книгам, которые им
удается достать. Большинство литературы, заполнившей полки церковных лавок -
репринтные издания прошлого века, творения Отцов Церкви древних времен. Слепо
и без рассуждения пытаясь применить советы и опыт древних Отцов, множество
людей подвергают себя опасности сильно повредить своей душе.
Одна из острых проблем современной духовной жизни - “послушание”. Эта
проблема касается и монастырей и “мира”. Духовная неграмотность современного
церковного общества создала “благодатную” почву для появления множества
“старцев” (часто только что рукоположенных), готовых вести свою несчастную
паству путем полного и беспрекословного послушания. Священному Синоду пришлось
даже принимать специальное вразумляющее решение по этому вопросу.
В прошлом веке эта проблема стояла не так остро - люди были более церковно
грамотные. Однако сам вопрос об образе жительства христиан “последних времен”
(к этим временам можно отнести и прошлый и настоящие века) не был обойден
вниманием величайшего подвижника и духовного писателя нашей Церкви святителя
Игнатия Брянчанинова.
Послушание в идеале
Послушание есть спасительнейший подвиг. Сила и жизнь всех страстей человека
сосредоточены в его испорченной воле: послушание, связывая и убивая волю,
связывает и убивает совокупно все страсти [1].
Схема истинного послушания очень проста: у человека повреждена грехом воля;
признав свою волю падшей и подчиняя произвольно ее воле Божией, человек этим
парализует в себе действие страстей т.е. греха. Постепенно с годами такого
насильственного понуждения себя к исполнению заповедей Божиих воля
человеческая исцеляется, приобретается навык различения добра от зла и другие
духовные дарования.
Что значит иноческая добродетель - послушание? Она - признание разума
человеческого падшим и потому - отвержение его буйством веры. От веры -
послушание, от послушания - смирение, от смирения духовный разум, который -
извещенная вера… - пишет Святитель Игнатий в том же письме.
Теперь о самом главном вопросе: где послушник находит волю Божию
относительно всех своих дел и помыслов?
Послушание - чудо веры! Совершить его может один Бог. И совершили его те
человеки, которым дан был Богом этот дар свыше [2].
Наставник, или старец, через которого Бог являет Свою волю послушнику, это не
просто человек благочестивый, опытный, благонамеренный; нет, это человек
имеющий особое духовное дарование: Умерщвление разума и воли не может быть
совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого
необходим духоносный отец: только пред духоносцем может быть явна душа
ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные
движения наставляемого им [3].
Очевидно, что умервщление падшей воли, совершаемое так величественно и
победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника,
когда сам наставник еще порабощен страстям [4].
Итак, для настоящего послушания нужен Духоносец, иначе …когда люди
захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом,
тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в Евангелии
создателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его. Все
мимоходящие, т.е. бесы и страсти, посмеиваются им, потому что по наружности
они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане,
слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов
[5]. Или того
хуже: Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, - не
достоин он быть руководителем ближнего! - Он не слуга Божий! - Слуга диавола,
его орудие, есть сеть! “Не будите раби человеком”. (1 Кор. 7, 23), -
завещавает Апостол [6].
Есть о чем задуматься и “послушникам” и “старцам”.
Современное положение
Пимен Великий… живший в 5-ом веке говаривал: “О совершенстве беседуют
между нами многие, а действительно достигли совершенства один или два”. Святой
Иоанн Лествичник аскетический писатель 6-го века свидетельствует, что в его
время очень умалились сосуды Божественной благодати...причину этого святой
видит в изменении духа в обществе человеческом; утратившим простоту и
заразившимся лукавством (Сл. 26, гл. 52). Святой Григорий Синаит,
писатель14-го века решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных
мужей, так сделались они редки; причину этого Синаит указывает в
необыкновенном развитии пороков, происшедшем от умножившихся соблазнов. (Добр.
Гл.118, ч. 1). Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать
величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!
Эти строки [7] написаны
Святителем о наставниках умной молитвы; можно ли их отнести к наставникам не
менее важного дела - всего духовного пути человека? Можно: Отцы первых
веков Церкви особенно советуют искать руководителя Боговдохновенного... Отцы,
отделенные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет своих
предшественников, уже жалуются на редкость Боговдохновенных наставников, на
появившееся множество лжеучителей, и предлагают в руководство Священное и
святое Писание и Отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют
Боговдохновенных руководителей достоянием древности, и уже решительно
завещевают в руководство Священное и Святое Писание, проверяемый по этим
Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет
современных и сожительствующих братий [8].
Путь послушания стал решительно невозможен по причине оскудения духоносных
наставников: С оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания,
скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого
подвига, требует, чтоб предмет ее был истинный и духовный: тогда она приводит
к Богу. Вера в человека приводит к исступленному фанатизму [9].
Иными словами привести к Богу может только тот, кто сам к нему пришел, а не
тот, кто прочитал много книжек о том, как это делается. Нарушения этого
правила кончаются плохо: …душепагубное актерство и печальнейшая комедия -
старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея
их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и
понятия их о великом иноческом делании - послушании суть ложные, что самый их
образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть...
[10]
Самое распостраненный аргумент любителей современного старчества состоит в
мнении, что будто бы вера послушника компенсирует “несоответствие” “старца”
своему служению. Святитель Игнатий этот аргумент отметает решительно:
Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца.
Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по
учению Апостола. (2 Сол.2, 10-12) [11].
Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в
облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но
понимают немногие [12] -
предостерегает Святитель Игнатий за год до своей блаженной кончины.
По причине оскудения духоносцев [13]
печальных пророчеств от Святителя удостаиваются не только современные ему
монастыри: О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и
повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством.
Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи
духоносные… [14]
Святитель пишет о кризисе иерархии и всей воинствующей Церкви: Тяжело
видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому
предоставлено их руководство и спасение. Но это - попущение Божие [15].
В высших пастырях ее (Церкви - и.И.) осталось слабое, темное,
сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в
христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не
буква [16].
Наставников духоносных нет, монастырей нет, в иерархах слабое, темное,
сбивчивое, неправильное понимание христианства. Куда же бедному
христианину податься? Как жить и как спасаться? Святитель Игнатий на основании
учения ближайших к нам по времени Отцов вводит новый термин, обозначающий
образ жительства христиан (и монахов и мирян) “последних времен” -
жительство по совету.
Жительство по совету
...духовное жительство, предоставленное промыслом Божиим нашему времени...
основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями
святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и
братий [17] - вот
краткая характеристика “жительства по совету”.
Соответственно меняется и отношение наставника к советующемуся. Совет не
обязывает спрашивающего к обязательному его выполнению, как обязывали
отношения послушника к старцу. Скромное отношение советника к наставляемому
- совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику... Совет не заключает
в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не
исполнен [18]. Это и
понятно, ведь наставник теперь не качественно отличающийся от послушника
духоносец, а просто более опытный в духовной жизни советчик. Разумеется,
советоваться и откровенничать о духовных вопросах можно не со всяким; наличие
священного сана или высокого положения (настоятеля, наместника, инспектора и
т.д.) не являются поводом для совета: …причина откровенности о
предметах духовных, - доверенность к наставляющему лицу, а доверенность к лицу
внушается точным познанием лица… Напротив того: “Кому не извещавается сердце,
тому не открывай его”, - говорит великий наставник иноков преподобный Пимен,
египетский пустынник [19].
Очень назидательно поведение относительно своих учеников самого Святителя.
Вот несколько его высказываний: По прочтении этого письма рассмотрите,
какое ощущение будет в душе Вашей. Если прольется в нее мир и спокойствие, то
знайте, что сказанное Вам, сказано о Господе; совесть Ваша будет
свидетельствовать, что сказанное о Господе должно исполнить, хотя бы
исполнение сопряжено было со скорбью [20].
Следовало бы мне молчать: молчание свойственно преступнику, не имеющему
никакого оправдания и приговоренному к казни. Единственно по скудости наших
времен, я решился написать к Вам, видя точную нужду Вашу... [21]
Говорю только вопрошающим, и то, когда уверен, что вопрошают искренно, по
требованию души, а не мимоходом, или по любопытству [22].
Ничем наружным не связываю тебя. Делай, что признаешь за лучшее для своих
обстоятельств: на всем, что ни предпримешь с благою целью, буди благословение
Божие. У меня нет своего благословения: благословляю призыванием благословения
Божия [23].
Знать учение Святителя Игнатия об образе жительства в наше время
необходимо, чтобы не впасть в сеть самообольщения, приняв волю человеческую за
волю Божию, или кумирослужения, ибо Совет и послушание чисты и угодны Богу
только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием. Пристрастие делает
любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом
отвращается Бог [24]. Если
ныне добросовестные духовники - великая редкость [25], то, тем
более, тщетен труд поиска богодухновенного наставника.
Нашему времени дан другой подвиг, сопряженный с многими трудностями и
преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие - ни днем, ни при солнечном
ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам даны в руководство
священное и святое Писание: это прямо говорят святые Отцы позднейших времен.
При руководстве Писанием полезен и совет ближних, именно тех, которые сами
руководствуются Писаниями Отцов. Не думайте, чтоб подвиг наш лишен был скорбей
и венцов: нет! он сопряжен с мученичеством. Это мученичество подобно томлению
Лота в Содоме: душа праведника томилась при виде непрестанного и необузданного
любодеяния. И мы томимся, отовсюду окруженные умами, нарушившими верность
истине, вступившими в блудную связь с ложью, заразившимися ненавистью против
писаний, вдохновенных Богом, вооружившихся на них хулою, клеветою и насмешкою
адскою. Наш подвиг имеет цену пред Богом: на весах Его взвешены и немощь наша,
и средства наши, и обстоятельства, и самое время [26]. Аминь.
[1] Письмо
282 Письма Свт.Игнатия цитируются по “Собранию писем…” фонда свящ. Павла
Флоренского.
[2] Письмо
229
[3] Письмо
229
[4] Том 5
стр. 71
[5] Письмо
229
[6] Письмо
159
[7] Том 1
стр. 274 (Все творения кроме Писем цитируются по изданию Сретенского
монастыря)
[8] Том 1
стр. 563
[9] Письмо
228. Примеров множество!
[10] Том 5
ср. 72
[11] Том 5
стр. 73
[12] Письмо
321
[13] Многих
смущают высказывания Святителя о полном оскудении духоносных наставников,
сказанные во времена Оптинских старцев. Святитель Игнатий сам был в юности
послушником прп. Льва Оптинского и был близко знаком с прп. Макарием
Оптинским. Несомненно он очень уважал их и неоднократно указывал на то, что
это лучшие наставники монашества в России. Характерно высказывание святителя:
“Наставников нет - Лучшие, сколько известно, наставники Оптинские”. (Письмо
545) Высказывание противоречиво только на первый взгляд. Дело в том, что
Святитель Игнатий четко различал душевное и духовное, и никогда не смешивал
эти два понятия. Он считал Оптинских наставников лучшими в России, но не
признавал их духоносными: “…а ныне даже водящихся отчасти писаниями Отцов, при
объяснении их душевным разумом, каков был о. Макарий Оптинский нет”. (Письмо
50)
[14] Письмо
50
[15] Письмо
353
[16] Письмо
549
[17] Том 5
стр. 76
[18] Том 5
стр. 80
[19] Письмо
25
[20] Письмо
88
[21] Письмо
155
[22] Письмо
155
[23] Письмо
159
[24] Письмо
231
[25] Письмо
169
[26] Письмо
229
Библиотека форума "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru/library/
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|