На главную страницу

Эмитенты карточек будут зарабатывать на новых "пластиковых" продуктах

Версия для печати

Украина Шенгенская: Эмитенты карточек будут зарабатывать на новых "пластиковых" продуктах
">http://www.zaistinu.ru
 

Украинский деловой еженедельник
№ 10, март 2001

На рынке карточек меняются приоритеты: развитию и внедрению новых "пластиковых" технологий уделяется больше внимания и выделяется больше средств, чем обычной эмиссии карточек под зарплатные проекты

Еще год назад банкиры были категоричны: финансовые учреждения могут развивать "пластиковый" бизнес только за счет введения так называемых зарплатных проектов. То есть, выпуская карточки для выплаты заработной платы на предприятиях. И они были правы.

Только за прошлый год банки-эмитенты выпустили вдвое больше "пластика", чем в 1999-м: число эмитированных международных карточек приблизилось к 1 млн штук (по данным Ассоциации Europay, на 1 января 2000 года было выпущено свыше 900 тыс. карточек). Теперь оказалось, что такой прирост за счет зарплатных проектов не приводит к росту прибыльности карточных операций.

Прежде всего из-за того, что обороты по дебетным карточкам (в основном именно они используются для выплаты кровно заработанных) довольно незначительны. Поэтому банкиры начали менять свои стратегии: переходя от массовых эмиссий к конкретным карточным проектам.

Банки меняют стратегию на "пластиковом" рынке

Впрочем, пока нет однозначного ответа на ключевой вопрос: что выгодно банку - просто эмитировать "зарплатные" карточки или выпускать четко ориентированный пластик? В последнем случае речь идет о том, что банкиры называют co-brand - совместные карточные проекты, которые финансисты разработают вместе с другими компаниями.

Например, с авиакомпаниями, страховыми компаниями, операторами мобильной связи и т. п. Обычно потребители этих карточек - так называемый средний класс.

Поэтому сегодня найдется немного банков, которые позиционируются только на одном из сегментов рынка - зарплатных проектах или co-brand'ах. В прошлом году банки пытались одновременно проводить эмиссии дебетных карточек для выплаты зарплат и разрабатывать новые продукты. Пересмотр банковских стратегий начался в начале этого года. "Эмиссия зарплатных карточек исчерпала себя как основной источник дохода для банка, поэтому банки вынуждены менять свою карточную политику". - рассказал "Контрактам" директор украинской Ассоциации Europay Александр Карпов.

Основные операторы рынка утверждают, что в этом году акцент в "пластиковом" бизнесе будет делаться не на увеличение эмиссии карточек, а прежде всего на улучшение качества услуг. Банкиры будут делать все, чтобы росли обороты по карточкам. Попросту говоря, чтобы пластиком пользовались не только, снимая деньги в банкомате, но и для расчетов в торговых точках. Кстати, это будет делаться не только для того, чтобы научить население пользоваться карточками, но и по меркантильным причинам. Общеизвестная аксиома: чем больше оборот по карточкам, тем больше банковские прибыли.

Активнее всего по co-brand'ам работают с операторами мобильной связи

Артподготовку по внедрению пластиковых ноу-хау банкиры осуществили еще в декабре 2000 года. Тогда карточные подразделения различных банков наперебой предлагали новые продукты. Среди таких программ можно выделить несколько проектов.

Прежде всего это две мобильные программы - Приватбанка и АППБ "Аваль". Приватбанк вместе с "Киевстар GSM" выпустил продукт на базе StarCard. По условиям программы за каждые $10, "наговоренные" в сети "Киевстар GSM", "или каждые $50, израсходованные в других торговых точках, владелец StarCard получал одну бесплатную минуту разговора. Кроме того, благодаря дополнительной услуге - GSM-banking - клиент при помощи SMS-сообщения может вносить регулярные платежи (за телефонные разговоры, коммунальные услуги и т.п.).

Подобный проект, но с другим мобильным оператором (UMC) осуществлял и банк "Аваль". Владелец карточки UMCVisaAval получил возможность рассчитываться за мобильные телефонные переговоры, говорить по телефону в кредит, получать скидки на мобильные телефоны и аксессуары к ним. Правда, кредит будет предоставляться только клиентам, имеющим в банке кредитную историю не менее года. Для скидки клиенту следует сначала накопить "пойнты": их можно получить за покупку стоимостью свыше 40 грн или в магазинах UMC - свыше 5 грн. Накопленные пойнты трансформируются в бесплатные минуты разговора или скидки на мобилки.

Два проекта реализуются вместе с авиакомпаниями. Первый Украинский Международный Банк (ПУМБ) предлагает карточку Visa Gold, а ВАбанк - Air Ukraine MasterCard. За каждые потраченные $5 владелец Visa Gold зарабатывает так называемые мили, набрав определенное количество которых он получает скидки на авиабилеты в Международных авиалиниях Украины, Austrian Airlines, Swissar, Sabena. Подобная система баллов заложена и в карточку Air Ukraine MasterCard (от ВАбанка): набрав определенное количество баллов, владелец пластика получает бесплатный авиаперелет рейсом авиакомпании или перелет в "бизнес-классе" вместо "эконом-класса".

Ирина ЛЫСЕНКО


Мнение специалистов

Александра ВОРОПАЕВА, начальник управления пластиковых карточек Укрэксимбанка:

- На сегодня характерная тенденция заключается во все более активной деятельности банков по разработке новых карточных продуктов и услуг. Для нашего банка - это стратегия: помимо внедрения зарплатных проектов для наших клиентов, мы разрабатываем и новые продукты для "среднего" клиента.

В этом году мы планируем активно заниматься автомобильным со-brand-проектом.

Программа будет разделена на несколько направлений: для VIP-клиентов и специальные массовые программы. В конечном счете доходы банка могут обеспечить только качественно внедренные проекты. Политика банка в области эмиссии состоит, в первую очередь, в обеспечении высокого качества обслуживания. Так, в среднем суммарный оборот по карточкам Укрэксимбанка в 2,5 раза выше оборота по карточкам крупнейших банков-эмитентов. Я думаю, подобную стратегию на рынке будет продолжать и Проминвестбанк.

Александр КАРПОВ, директор украинской Ассоциации Europay:

- Сейчас банки будут пересматривать стратегию работы с клиентами. Есть два ключевых момента. Во-первых, банкирам придется учить клиентов тому, что по дебетным карточкам также можно работать с торговой сетью. Во-вторых, финансовые учреждения будут взвешивать, на каких карточных продуктах работать по зарплатным проектам - дебетных или кредитных. Эмиссия зарплатных карточек исчерпала себя как основной источник дохода для банка. Сегодня несколько банков имеют большие обороты через торговую сеть: Приватбанк, АППБ "Аваль", ПУМБ, Правэкс-банк, Проминвестбанк, Укрэксимбанк, Сбербанк.

http://www.kontrakty.com.ua/rus/gc/nomer/2001/10/10zakon2.html


Украинская баннерная сеть