Фрагмент передачи «Притчи» из цикла на канале Спас: «Отец Андрей: ВСТРЕЧА»
(с дополнениями из других выступлений отца Андрея по «Притче о неверном управителе»)
…Шестнадцатая глава от Луки – она позволяет удивиться.
«Притча о неверном управителе».
Сложная притча. Потому что – она толкуется только в целом. Без деталей. Все другие притчи толкуются пошагово. По каждой букве. Так каждая буква имеет вес. Каждая «деталечка» – она очень важная. Она, как в мозаике камушек, – очень даже нужный и не лишний. Эта притча, пожалуй, одна только, которая толкуется в целом. И из нее извлекается очень сложная мораль. Если мы в остальных притчах слышим хрустально-звенящий голос праведности, призыв к бескорыстию; то эта притча приводит нам в пример некого прохиндея, у которого тоже чему-то можно научиться.
В ней дается пример жизни, которая есть вокруг нас. Так и вчера поступали. И сегодня поступают. И завтра будут поступать.
Прописан там прожженных прохиндей. Вор. Обманщик. Нечистый на руку правитель попался на том, что он нехорошо ведет свои дела. Хозяин дает ему какой-то срок, но говорит: «Я тебя увольняю». Тот: «А что же мне дальше делать? Просить милостыню я стыжусь. А работать не могу». Он не привык физически работать. Он привык управлять, а не работать.
– Что же мне делать??.. Знаю, что сделаю!
Он пытается смягчить свое падение после изгнания с работы. Он напоследок еще раз обворовывает своего Господина, уворовывает последнее, что можно унести. Но не в карманы! Он приобретает себе друзей из числа тех, кто должен его хозяину. Он призывает к себе должников своего Господина.
– Ты сколько должен моему хозяину масла? – Сто. – Бери расписку и пиши: Пятьдесят! Он уменьшает долги должников перед своим Господином. На прощание. Пока у него еще не забралЕвангельскиеи ключи от амбаров. И расписки долговые. Он еще гадит хозяину напоследок. И делает благо тем, кто должен его хозяину; в надежде на то, что, когда его вышибут, в конце концов, те, которым он помог, помогут ему.
– Я тебе уменьшаю долг, но ты уж меня не забудь. Я скоро уйду отсюда. Я к тебе приду за помощью, – в таком намерении он это делает.
– Ты сколько должен пшеницы? – Столько-то столько-то мешков – Давай расписку. Делим наполовину. Теперь меньше…
И хозяин, когда узнает об этом (а хозяин в притчах – всегда Господь), говорит:
– Молодец! (Ай, «молодца»! Как был заразой, так заразой и остался. А напоследок еще и выкрутился. Придумал для себя…)
Возникает вопрос: «А почему Господь его хвалит?»
Там, в конце есть такая строчка: «Так сыны века сего изобретательнее, чем сыны царства в своем роде». В этом, собственно, и все объясняется. Главная соль этой притча заключается в этих словах.
Сыны века сего – это те, кто ищут удовольствия, власти, денег. Они часто подлостью зарабатывают себе баллы и очки. Эти люди очень активны, очень хитры. Очень энергичны и творчески настроены в отношении своих собственных дел. И нам нужно брать с них пример в том смысле, что мы должны быть так же активны, хитры и энергичны в достижении своих целей. Духовных целей. «Если бы ты так хотел войти в царство Божие, как купец хочет прибыли, ты бы давно был уже Серафимом Саровским!»
Господь говорит: «Гляньте-ка вы на всех тех людей, которые занимают активную жизненную позицию, но не верят в Бога. Не ждут будущего Царствия и не готовятся к нему. Какие они энергичные. Как они жертвуют многим. Ради своего. Ради земного. А вы не жертвуете ради Небесного ничем. Берите с них пример. Будьте такими же энергичными, но только в своих делах».
Вспомним слова Иоанна Златоуста: «Пойди на стадион и посмотри, как борются борцы. Как хрустят у них кости. Как рвутся у них сухожилия, разрываются мышечные связки. Как они обливаются потом. Как у них кровь проступает. Как они в синяках потом заканчивают свои состязания. Видишь, как они мучаются. Ради чего? Ради лаврового веночка на голову. Если бы ты мучался хоть немножко вот так ради Царства Небесного, ты бы был святой».
Понимаете? Сколько усилий люди затрачивают. Зачем?..
Да, управитель фактически грешит. Он продолжает обманывать хозяина из корыстных побуждений. Но Господь не «похваляет» его грех. Не смотрит на грех его. А смотрит на энергию его. Господь поставляет в пример нам его неуемную активность и попытку выкрутиться из любой ситуации: «И вы также думайте, старайтесь, работайте, трудитесь и тратьте на достижение Божьего Царства столько сил, сколько грешник тратит сил на достижение своих греховных целей. Это и есть спасение».
Мы должны трудиться в полную силу, а не в полсилы. Как спортсмен для медали, как торговец для прибыли, как художник для картины, как актер для получения Оскара. Так же и ты трудись! Они спать не могут. Они трудятся. Они жалеют, что в сутках двадцать четыре часа, а не – двадцать восемь. Им бы побольше времени, чтобы больше сделать. И ты – жалей. И ты – трудись. Только ты трудись для своей цели.
Вот в этом смысл притчи.
Все толкователи Евангелие сходятся в одном, что это самая темная притча. Самая «неудоботолкуемая».
Вот вам, пожалуйста, одно из толкований.
В случаях с притчами кажется, что все легко. Но на самом деле нигде ничего не легко.
В Евангелие все многослойное.
Источник: https://tsargrad.tv