Домой Слово Пастыря Об Иоанне Крестителе

Об Иоанне Крестителе

26

Неделя 32-я по Пятидесятнице

 Об Иоанне Крестителе

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Мк. 1:1-8

Сегодня за богослужением читается начало Евангелия от Марка. В первом стихе этого фрагмента термин «Евангелие» употреблен по отношению не к конкретному литературному жанру, обозначающему повествование Евангелиста, а к самой Благой вести Иисуса Христа, Сына Божия. Здесь мы имеем дело с наиболее ранним и аутентичным использованием термина «Евангелие» в качестве указания на проповедь Иисуса, а в более широком смысле — на Его жизнь и учение.

Термин «Евангелие» встречается в Новом Завете многократно и является одним из ключевых для понимания того значения, которое ранняя Церковь придавала миссии и проповеди Иисуса. Прежде всего, термин «Евангелие» связан с учением Иисуса о Царстве Божием, почему у Евангелистов и употребляются выражения «Евангелие Царствия Божия» (Мк. 1:14).

Вторая часть сегодняшнего евангельского чтения посвящена рассказу о проповеди Иоанна Крестителя. История Иоанна Крестителя достаточно подробно изложена в Евангелиях. Мы не можем обойти вниманием его проповедь, которая не только предшествовала началу проповеди Иисуса, но и, несомненно, оказала на нее определенное влияние. Это влияние видно хотя бы из того, что Иисус начал Свою проповедь теми же словами, которые были лейтмотивом проповеди Иоанна Крестителя, тем самым сознательно подчеркивая преемственность Своего учения от учения Предтечи.

Из сегодняшнего фрагмента мы узнаем, что Иоанн был аскетом, жил в пустыне, проповедовал народу и сопровождал свою проповедь особым ритуалом — омовением в водах Иордана. Его деятельность вызывала большой интерес среди иудеев, а его суровый аскетический облик привлекал к нему толпы народа. Проповедь Иоанна, насколько можно судить, носила прежде всего моралистический характер. Главную цель своей миссии он видел в том, чтобы приготовить путь Тому, Кто сильнее его и Кому он недостоин развязать ремень обуви. Кто этот человек, Иоанн не знал до тех пор, пока Он не появился на берегу Иордана (Ин. 1:21).

Источник: https://tsargrad.tv