Домой Украина «Если мы православные и желаем остаться таковыми…»

«Если мы православные и желаем остаться таковыми…»

96

   

«Если мы православные и желаем остаться таковыми…»

Согласно официальному сообщению Румынской Патриархии, в Румынии с 18 по 25 января проходила ежегодная экуменическая Неделя «молитв о единстве христиан».

Совместные моления состоялись в католическом соборе, в униатской церкви, армянской, у англикан и, наконец, 25 января — в православном Патриаршем соборе.

Также в рамках Недели молитв два католических епископа посетили православного Митрополита Польского Савву, обсудив в том числе и вопрос предстоящего в августе 2012 года визита в Польшу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а в Белоруссии, в Минском кафедральном соборе 21 января собрались представители РПЦ, римо- и греко-католического костела, Лютеранской церкви. По сообщению сайта «Catholic. by», молебен с участием представителей различных христианских конфессий прошел в пятый раз.

Преподобный Иустин (Попович) писал в свое время: «Позиция Православной Церкви в отношении еретиков — то есть всех, кто не является православным, — была установлена раз и навсегда святыми апостолами и Святыми Отцами, то есть боговдохновенным Преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками (…)

Если мы православные и желаем остаться таковыми, то нам приличествует придерживаться позиции святых Саввы, Марка Ефесского, Космы Этолийского, Иоанна Кронштадт-ского и других святых исповедников, мучеников и новомучеников Православной Церкви в отношении римо-католиков и протестантов, из коих никто не является православным в двух основных христианских догматах, то есть Святой Троицы и Церкви. Как долго мы будем продолжать безчестить наше святое Православие печальной и ужасной, противной Святому Преданию позицией в отношении экуменизма и Мирового совета Церквей?

Каждый искренний православный, воспитанный под водительством Святых Отцов, охватывается стыдом, когда читает, что православные члены 5-й Всеправославной конференции в Женеве (8-16 июня, 1968 г.) по вопросу об участии православных в деяниях МСЦ постановили «высказать, что Православная Церковь считает себя органической частью МСЦ». Это постановление апокалиптически ужасно своей неправославностью и антиправославностью. Была ли необходимость для Православной Церкви, этому святейшему богочеловеческому организму, быть столь униженной таким ужасным образом? (…)

Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, — в Женеве или в Риме, — наша Святая Православная Церковь, всегда верная святым апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга…

Православные богословы должны участвовать не в «экуменической общей молитве», но богословских собеседованиях в истине и об истине, именно как делали это Святые и Богоносные Отцы в течение веков. Истина Православия и истинная вера являются «частью» только «спасаемых» (7 пр. II Вселенского Собора)».

Протоиерей Владислав Озеров в одном из недавних интервью рассказал показательный случай из своей пастырской практики на тему экуменических контактов:

«Давно, лет десять назад, к нам в храм пришел один протестант, канадец, достаточно сносно, хотя и с акцентом, говоривший по-русски, то есть мы могли беседовать и понимать друг друга. Видно было, что он интересуется Православием, и у нас завязался разговор. И вот в какой-то момент он с некоторым недоумением меня спрашивает: «Так что, получается, по-Вашему, спасение возможно только в Православной Церкви?» Я говорю: «Да, по учению Православной Церкви, спасение возможно только в Православии». Мой ответ его удивил и даже возмутил, мы заспорили, он стал задавать еще какие-то вопросы, я отвечал.

А закончилось все удивительным образом. Он сказал: «Вы, православные, выходит, лицемерите?! Потому что если вы считаете, что спасение только в Православии, вы должны говорить об этом всему миру, всем рассказывать, а вы — молчите». Я возразил: «Разве мы молчим? Вот я же Вам об этом говорю!» А он ответил: «Но Вы первый священник, который мне это объяснил. А я был на многих экуменических собраниях, где присутствовали и православные священники, лично общался с ними, но никто мне не сказал, что для того чтобы спастись, нужно стать православным!»

Меня поразили его слова, это искреннее обвинение в лицемерии из уст канадского протестанта в адрес тех православных священнослужителей, которые участвуют в экуменических встречах. Вот и получается, что нам они постоянно говорят о свидетельстве Православия среди инославных, оправдывая этим участие нашей Церкви в экуменическом движении, а сами просто-напросто тратят время, подписывают какие-то туманные резолюции «об общих христианских ценностях», но реального свидетельства истины там не происходит!» («http://gazeta-pkrest.livejournal.com»).

По вопросу отношения Православных Церквей к остальному христианскому миру глава ОВЦС МП митрополит Иларион напоминает в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Вот, например, цитата из этого документа: «Православная Церковь устами Святых Отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах(…) Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение».

На вопрос журналиста о том, «можно ли согласиться с тем, что разрыв церковного общения не всегда приводит к потере благодати в отделившихся общинах, то есть признать, что в раскольнических и еретических сообществах существует некая «частичная благодать»», о. Владислав ответил так:

«Все остальные общества, ложно именуемые церквами, — еретики и раскольники — это отпавшие ветви, а раз они отпали, то они уже не живые, не питаются соками от живого древа, значит, и благодати в них нет. Духа Святаго там, где хулится истина, быть не может. Поэтому непонятно, о каком «неполном общении» идет речь. Никакого общения у нас нет, есть только возможность возвращения еретиков и раскольников в лоно Православной Церкви — путем отвержения их заблуждений, через церковные Таинства».

На недавно состоявшемся семинаре из цикла «Смутное время: вчера и сегодня» на тему «Духовное наследие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)» к обсуждению была предложена аудиозапись последнего выступления митрополита Иоанна «Смотрите, не ужасайтесь» в Санкт-Петербургской духовной академии за две недели до его кончины — 19 октября 1995 года. В нем владыка подробно рассматривает лжеучение экуменизма.

Еще раз перечислим ложные обоснования экуменизма, обозначенные митрополитом Иоанном: «Тезис об «исторически произошедшем разделении Церквей», а не об отпадении от Церкви всех существующих ересей и сект; утверждение, что все разделившиеся «церкви» якобы хранят часть истины и ни одна из них не может претендовать на обладание ее полнотой; тезис о том, что нравственным основанием экуменизма является любовь, повинуясь зову которой, экуменисты стараются уничтожить все разногласия и разделения; его мнимая аполитичность (что легко опровергается, если взглянуть на конечную цель — создание всеобщей мировой религии, идеологического фундамента царства антихриста); тезис «православных» экуменистов о том, что в рамках экуменического движения они остаются лишь для того, чтобы свидетельствовать инославным об истинах Православия» (Д.Покровский, «Православный крест»).

Митрополит Иоанн подчеркивает главное: «Никаких дополнительных свидетельств истины Откровения Божия не требуют. Для их усвоения от человека требуется лишь раскаяние в грехах и добрая воля. И более — ничего».

Также владыка напомнил, что соборное обсуждение этих вопросов прошло еще в 1948 году в Москве, на Конференции православных Поместных Церквей. В итоговом документе отмечалось, что «целеустремления экуменического движения не соответствуют идеалу христианства», что «создание экуменической церкви как влиятельной международной силы есть падение перед искушением земной власти, отвергнутым Христом, и уклонение на нехристианский путь», что «экуменическое движение не обезпечивает дела воссоединения церквей благодатными средствами».

В Резолюции Всеправославного совещания в Москве 1948 года сказано: «Снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом умаляет христианское вероучение до той лишь веры, которая, по слову апостола, и бесам доступна».

В интернет-СМИ не утихает тема о продолжающихся попытках реформирования богослужебного языка. Протоиерей Владимир Правдолюбов пишет о двусмысленном впечатлении, которое производит на читающих такая, например, фраза миссионера реформатора Белгородской и Старооскольской епархии о. Димитрия Карпенко: «Мы не можем и даже не имеем права лишать людей возможности молиться на русском языке, если они этого хотят». Насквозь фальшивая фраза! В ней все перевернуто с ног на голову.

Более честен о. Георгий Кочетков, когда говорит: «Тот, кто считает нужным служить по-русски, будет это делать, даже если ему это запрещают». О молящихся ни слова, как будто бы их вовсе нет и их мнение ничего не значит. Не прихожане хотят молиться на русском языке, а их заставляют реформаторы-священники. Так, например, игумен Феогност (Пушков) «пытался силой и ругательствами заставить сослужить певцов и чтецов на русифицированной утрени и Литургии» («Благодатный огонь», №19). Кто его просил об этом?

А священник Владимир Лапшин, обозвавший мракобесом алтарника Филиппа Грилля за то, что он попросил разрешения в порядке исключения прочитать Шестопсалмие на церковнославянском языке? (статья «Юбилей непослушания»).

В СМИ прошла информация о том, что правящий архиерей Пятигорской и Черкесской епархии епископ Феофилакт (Курьянов) с 1 января 2012 года потребовал в подчиняющихся ему храмах и монастырях ввести чтение литургических зачал Апостола и Евангелия на русском языке. Однако эта инициатива не получила поддержки и дальнейшего осуществления. Многие православные церковно-служители, в том числе монашествующие, отказались «перейти на обновленческий чин богослужения и остались верны православной традиции Русской Церкви».

Также отметим, что в начале текущего года на ХХ съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии протоиерей Димитрий Карпенко выступил с докладом «Подготовка к Причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей». Журнал «Благодатный огонь» прокомментировал ситуацию так:

«В связи с докладом о. Д.Карпенко, который содержал стандартный набор обновленческих предложений, направленных, по сути, на сведение к минимуму какой-либо личной подготовки к принятию Святых Христовых Таин, возникает вопрос: не означает ли это, что в отдельно взятой епархии уже оглашена программа литургических реформ?» Сайт «Антимодернизм.ру» подчеркнул: «В докладе о. Димитрий Карпенко апеллирует к каноническому праву, что уже неверно, поскольку вопрос о Таинствах не канонически-дисциплинарный, а догматический».

Братья и сестры! Обращаем ваше внимание на размещенные в Интернете статьи, посвященные этому вопросу, старейшего пастыря Рязанской епархии о. Владимира Правдолюбова: «О «литургическом возрождении» и «индивидуальном религиозном возрастании»», «Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения», «Юбилей непослушания». В последней статье о. Владимир подробно рассматривает реформаторские предложения протоиерея Димитрия Карпенко, опубликованные в свое время на сайте кочетковского «Свято-филаретов-ского института».

Из доклада о. Димитрия: «Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед Причастием канонами Церкви не регламентируются (…) Самая молодая Поместная Церковь — Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, — в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америке.

Подготовкой к Причастию является сама Литургия, по слову святого Николая Кавасилы: «Псалмы и чтения Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко Святому Причащению и молитвы ко Причащению входят в домашнее молитвенное правило. Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Исповедь требуется регулярная (по совету священника — раз в один-два месяца)».

Еще одна цитата: «Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко Святому Причащению, включающее в себя три псалма, канон и молитвы перед Причащением. Чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к Причастию. Вопрос об обязательной исповеди, конечно, один из наиболее деликатных. Исповедь не является служебным таинством по отношению к Причащению…».

Р.Вершилло на сайте «Антимодернизм.ру» задается вопросом: «Здесь возникает некоторая коллизия: стремление к сверхчастому причащению о. Карпенко представляет в своем докладе как следствие особой ревности некоторых прихожан. В таком случае совершенно непонятно, почему эта ревность должна выражаться в отмене постов и сокращении молитвенного правила перед Причастием».

Завершим сегодняшний обзор словами о. Владислава Озерова: «Стояние в истине — одно из главных условий спасения, не только для священства, но и для простых мирян».

Подготовила Алла Зуева, газета «Мир» № 04 2012 г.