По сообщению РИА «Новости», Фонд Андрея Первозванного провел рождественскую акцию в поддержку арестованного игумена Ватопед-ского монастыря архимандрита Ефрема, предложив отправить отцу Ефрему открытку с поздравлением к Рождеству. В сети «Facebook» сотрудники Фонда создали группу «Поздравим отца Ефрема с Рождеством!». «Открытки можно отправлять и после Рождества, на Святках. Главное — это поддержать отца Ефрема в сложное для него время», — сообщил пресс-секретарь Фонда А.Гатилин.
Почтовый адрес тюрьмы Коридаллос:
FOR KRATOUMENON
ARHIMANDRITI EFRAIM VATOPAIDINON
(VASILEION KOUTSOU)
KATASTIMA KRATISIS KORYDALLOU,
SOLOMOU 3-5,
18110 KORYDALLOS,
ATHENS, GREECE
(Текст открытки можно писать на русском языке)
31 декабря 2011 года Фонд провел у представительства Евросоюза в Москве пикет в поддержку отца Ефрема. Обезпокоенность ситуацией выразили МИД РФ и РПЦ (Обращение Патриарха Кирилла к президенту Греции К.Папульясу), а также Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (призвавший верующих молиться об освобождении отца Ефрема) и Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
В тюрьме узника-афонита уже посетили многие архипастыри Элладской Церкви: митрополиты Калавритский Амвросий, Патрский Хризостом, Гортинский и Мегалупольский Иеремия, Месогейский Николай, Александрупольский Анфим. 2 января 2012 года старца навестил прилетевший с Кипра митрополит Лимасольский Афанасий.
Между тем Константинополь, в чьем непосредственном каноническом подчинении находится Святая Гора Афон, пока никак не прокомментировал заключение в тюрьму архимандрита Ефрема.
Несколько тысяч киприотов протестовали против ареста настоятеля Ватопеда у греческого посольства в Никосии. Люди держали в руках иконы, плакаты с изображением отца Ефрема, горящие свечи, пели рождественские молитвы. Отдельные группы верующих скандировали: «Аксиос!» («Достоин»). Руководитель греческого агентства церковных новостей «Romfea.gr» Э.Полигенис сообщил агентству РИА «Новости», что архимандрит Ефрем чувствует себя хорошо, собирается в заключении нести монашеское послушание: «В тюрьму принесли ризы, и он сможет служить в тюремном храме».
В Международном Фонде славянской письменности и культуры (г. Москва) прошло заседание инициативной группы по защите отца Ефрема от уголовного преследования. Было принято решение создать Международный общественный комитет «Защитим Афон!» и инициировать проведение правовой экспертизы так называемого «дела отца Ефрема».
Напомним, что 28 декабря 2011 года архимандрит Ефрем был помещен в камеру №2 самой охраняемой тюрьмы Коридаллос в пригороде Афин. Глава Фонда «Общество друзей монастыря Ватопед» С.Рудов высказал свою точку зрения на причины судебного преследования: «Первая причина — это старая линия ЕС на то, чтобы Греция разобралась с Афоном и открыла границы, убрала отдельные визовые режимы и правление Кинота Святой Горы, вторая причина, я думаю, — усиление влияния русских на Афоне».
В связи с арестом игумена братией афонской обители было принято специальное заявление: «Мы хотели бы уведомить ответственных чиновников, что в лице старца Ефрема они сажают в тюрьму и всю братию монастыря Ватопед, которая насчитывает сто двадцать монахов».
О других событиях. 23 декабря 2011 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя прошло ежегодное Епархиальное собрание г. Москвы. Патриарх Кирилл одобрил доклад председателя богослужебной комиссии при Епархиальном совете протоиерея Александра Дасаева и благословил продолжать работу по выявлению недостатков в богослужении в храмах Москвы.
В докладе перечислялись следующие богослужебные нарушения: «недопустимость замены при богослужении слова «живот» на слово «жизнь», использование при богослужении греческих облачений, опущение ектении об оглашенных, опущение просительной или сугубой ектений на утрени, служение Литургии с открытыми Царскими вратами без соответствующего на то права и благословения, недопустимое сокращение тропарей канона на утрени (на два), опущение каждения на утрени «на Честнейшую…», опущение служения Всенощного бдения перед воскресным днем, ограничиваясь утреней перед Литургией продолжительностью 30 минут, совершение священником Таинства исповеди без начальных молитв по Требнику, опущение кафизм на утрени, сокращение или даже опущение чтения часов перед Литургией».
Выступая на собрании, Патриарх Кирилл высказался за сохранение принципа всеобщего консенсуса на грядущем Всеправославном Соборе: «Нам говорят, что в эпоху Вселенских Соборов принцип консенсуса не всегда использовался. Но в те времена инструментом сохранения церковного единства служила императорская власть. Сейчас такого механизма нет. Поместные Церкви существуют в разных странах и в разных условиях, и если не считаться с мнением каждой из них, то будет трудно обезпечить рецепцию решений будущего Собора православной полнотой, что может стать причиной нестроений».
Патриарх Кирилл отметил, что в настоящее время уже согласованы 8 из 10 предполагаемых тем, а по одной из двух оставшихся пока не удалось прийти к соглашению (по теме автокефалии). Это и подвигло представителей нескольких Поместных Церквей поставить вопрос о замене принципа консенсуса принципом большинства голосов.
Отвечая на вопросы, переданные в президиум в виде записок, Патриарх Кирилл также сообщил, что вопросы о переходе на новый календарный стиль, второбрачии духовенства и сокращении постов обсуждаться на этом Соборе не будут.
Вместе с тем отдельные факты сегодняшних дней вызывают горькое недоумение. Например, на сайте Брюссельско-Бельгийской архиепископии РПЦ МП появилась информация о том, что приход Святого апостола Матфея в Лувене отметил праздник Рождества Христова по новому стилю. С 2005 года данный приход Московской Патриархии перешел на новый стиль — «по просьбе приходского совета и собрания» — и теперь каждый год празднует Рождество в разрыве с Православной Церковью.
Также из Интернета стало известно о том, что в ночь с 24 на 25 декабря настоятель храма святой великомученицы Екатерины в Риме иеромонах Антоний (Севрюк) и клирик храма протоиерей Игорь Выжанов присутствовали на богослужении в соборе святого апостола Петра в Ватикане по случаю праздника Рождества Христова, отмечаемого католической конфессией. Торжественную мессу совершил папа римский Бенедикт XVI.
Известный афонский старец иеросхимонах Феодосий Карульский, почивший в 1937 году, говорил: «Оставьте тех, которые отделились от Церкви, дерзнувшие нарушить определение святого великого Собора, в Никеи бывшего, о святом празднике Пасхи и месяцеслове. «Таковых святой Собор отныне уже осуждает быти чуждыми Церкви. И не только таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех, дерзающих быти с ними в общении»».
Представитель папы римского в РФ И.Юркович в интервью корреспонденту РИА «Новости» сделал характерное заявление о том, что отрицательный взгляд на глобализацию — нехристианский. «…Как мне кажется, самое существенное в том, чтобы мы поняли, что вне единства нам чего-то очень не хватает, что мы являемся членами единого тела, а не просто возможными партнерами в благотворительных делах».
Аналогичную точку зрения высказал и председатель пап-ского совета по содействию христианскому единству кардинал К.Кох: «…если мы и в самом деле будем горячо молиться о единстве Церкви, разделяющие христиан стены могут однажды рухнуть, причем совершенно для нас неожиданно».
Также католический кардинал отметил, что предстоит разработать «экуменическую антропологию, новое учение о человеке» («Сибирская католическая газета»). Комментарий сайта «3rm.info»: «Тело Христово не может быть разделенным в силу своей Божественной природы, что выражено в девятом члене Символа веры: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»».
А папский представитель на Кавказе «епископ» Д.Пазотто в интервью корреспонденту «Благовест-инфо» пожаловался на отсутствие взаимопонимания с Грузинской Православной Церковью:
«Если на уровне человеческого общения или, скажем, реализации социальных проектов все хорошо, то в плане богословском мы не можем достичь даже минимального уровня взаимопонимания. Грузинская Православная Церковь не признает действительности таинств, совершенных в католической церкви. И это создает проблемы… В Грузии если католик хочет венчаться в Православной Церкви, его обязывают перекрещиваться, а если православный (или православная) венчается с католиком (или католичкой) в католической церкви, его считают отступником».
Важная информация для распространителей православной видеопродукции: в конце 2011 года в Культурном центре «Возрождение» состоялись просмотр и обсуждение православного документального фильма «Католицизм: война двух Римов» (режиссер А.Петров), в котором убедительно «раскрывается история возникновения католической ереси, описываются многократные попытки римских понтификов завоевать православный Восток, подчинить себе Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Подробно разбираются догматические отличия между Православием и католицизмом. Приводятся святоотеческие цитаты, разоблачающие лукавство католического зловерия. Например, из трудов святителя Марка Ефесского: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики».
Ценность фильма заключается еще и в том, что в нем освещается политика Ватикана в XX веке, в частности, постановления римских понтификов, разрешающие тайный переход в католицизм при сохранении внешней принадлежности к Православной Церкви. Весьма поучительны малоизвестные страницы из истории гонений на Православие в Карпатской Руси» («pkrest.ru»).
Присутствовавший на просмотре иеромонах Петр (Семенов) прокомментировал фильм так: «Он ликвидирует безграмотность в этом актуальном и важном для современной России вопросе. Если раньше с католицизмом вплотную имели дело лишь жители западных областей России, то сейчас латинство проникло в российскую глубинку, где его служители ведут активную и весьма агрессивную прозелитическую пропаганду. Паутина католических «епархий» опутала нашу Родину; латиняне напористы, богаты и пользуются недостатком знаний у русского человека в богословских вопросах, а также его тяжелым материальным положением.
Этот фильм заслуживает пристального внимания православной аудитории, особенно учащихся православных духовных школ, которые сейчас подвергаются мощнейшему давлению со стороны тайных прокатолических лоббистов, действующих внутри нашей Церкви».
В декабре 2011 года в ОВЦС МП прошли VII богословские собеседования между РПЦ и Немецкой епископской конференцией (римско-католическая лжецерковь) на тему «Христианское понимание прав человека». С участниками мероприятия встретился Патриарх Кирилл, а также архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, епископ Бобруйский и Быховский Серафим и др. Участники собеседований, подчеркнул представитель Немецкой епископской конференции, главной целью считают поиск путей дальнейшего сближения: «Все мы — дети Бога, а во главе Церкви находится Христос, Который соединяет нас друг с другом».
В конце 2011 года в Берлине состоялся организованный экуменической общиной Тэзе 34-й молодежный форум. Послания собравшейся в Берлине молодежи из разных конфессий (в том числе из РПЦ) адресовали: генсек Всемирного совета Церквей О.Твейт, папа римский Бенедикт XVI, Константинопольский Патриарх Варфоломей и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, главы англикан-ской, лютеранской «церквей».
Канцлер принимающей стра-ны А.Меркель подчеркнула, что община Тэзе «участвует в созидании объединенной Европы». Комментарий «duhovnik. com»: «По разрушающему влиянию, которое оказывает либеральный экуменический дух Тэзе на разум и сердце тысяч молодых людей, рассеивающих потом эту инфекцию по всему свету, сложно найти нечто подобное».
В ОВЦС МП подобные мероприятия рассматриваются как положительный пример сотрудничества. Митрополит Иларион в интервью «УНИАН — Религии» отметил: «Православная молодежь, в том числе и из Русской Церкви, уже много лет подряд участвует в этих молодежных встречах», «такое общение может заложить основы для построения более справедливого и гуманного общества».
В завершение — цитата из интервью монаха Виктора, насельника одного из русских монастырей: «Многим малоцерковным, да и даже воцерковленным людям кажется, что никаких гонений, притеснений сейчас нет. Но если копнуть глубже, то станет очевидно, что подлинное монашество уже сейчас гонимо. В качестве примера можно указать на старца Петра (Кучера). Он прошел еще хрущевские гонения, а в наше время ему пришлось испытать на себе травлю со стороны глобалистов, которые устроили ему провокацию в СМИ.
Или — иеросхимонах Рафаил (Берестов). Как в 70-е годы его изгнали из Лавры за борьбу против ереси экуменизма, так до сих пор он и скитается «в горах и вертепах». Но именно они, эти старцы, и показывают нам пример стойкости и твердости в перенесении скорбей и испытаний. Ведь, несмотря на все гонения и преследования, они не уклонились ни в ересь, ни в раскол» («Православный крест»). Слава Богу, что Господь дает нам сегодня эти примеры стояния в истине.
Подготовила Алла Зуева, газета «Мир» № 02 2012 г.