Домой Россия Разрушенные дороги и постовые у подъездов: Как Китай победил коронавирус

Разрушенные дороги и постовые у подъездов: Как Китай победил коронавирус

7
  • Разрушенные дороги и постовые у подъездов: Как Китай победил коронавирус

Четвёртого апреля в Китае состоялся общенациональный траур по жертвам COVID-19. Ещё в феврале казалось, что болезнь не отступит, а умерших будет становиться всё больше. Однако уже в марте власти заявили о прохождении пика заболеваемости коронавирусной инфекцией, а затем Поднебесная и вовсе покинула верхние строчки в этом печальном топе. Как КНР смогла переломить ситуацию?

До пандемии COVID-19 мир прекрасно знал о китайском экономическом чуде. Теперь же в самую пору говорить о чуде коронавирусном, ведь Китай смог достаточно быстро остановить распространение заразы, которая грозила экономике страны и её жителям настоящей гибелью. Отчасти это помогло и нам, и странам Европы: мировая фабрика номер один встаёт с колен, вновь начинают работать предприятия, ходит общественный транспорт, открываются магазины и парки.

Контраст тем заметнее, чем пристальнее взгляд на Европу. Мощные в прошлом континентальные державы на карантине, болезнь продолжает терзать Италию, где от вируса умерло уже почти 17 тыс. человек. По числу заражённых после несомненного лидера, США, следует Испания. Жертв там меньше, чем в Италии, однако коронавирусом за всё время заразилось более 136 тыс. человек – примерно на 4 тыс. больше, чем в Италии.

По состоянию на 7 апреля Китай с 3,3 тыс. жертв и 82,6 тыс. заразившихся COVID-19 опустился на 6-ю строчку мирового антирейтинга. Удивительно, но его уже обогнали Франция и Германия. А 7 апреля в Китае не было зафиксировано ни одной смерти от коронавируса, тогда как в Германии таковых за сутки 226, а во Франции – 833. Может показаться, что Китай просто раньше вошёл в период активного заражения, раньше достиг пика и поэтому раньше выходит из страшной эпидемии.

Разрушенные дороги и постовые у подъездов: Как Китай победил коронавирусЧетвёртого апреля в Китае состоялся общенациональный траур по жертвам COVID-19. Фото: Yang Qing / Globallookpress    

Однако это не совсем так, ведь за все три с небольшим месяца существования COVID-19 на планете в КНР им заразилось чуть более 82 тыс. человек, в США таковых уже почти 370 тыс., а вспышка заболеваемости и не думает идти на спад. Становится очевидно, что никакого «общего фактора» в пандемии COVID-19 не существует и каждая страна проходит её по-разному. Очевидно и то, что купировать заразу в относительно сжатые сроки Китай смог благодаря радикальным и жёстким действиям властей.

Первая реакция

Распространение коронавируса, как известно, началось из китайского города Ухань в провинции Хубэй. В конце прошлого года, 31 декабря, ВОЗ зафиксировала 44 случая заражения в Ухане пневмонией, вызванной неизвестным патогеном. Спустя месяц новый вирус распространился по всей стране, и уже 30 января 2020 года ВОЗ объявила чрезвычайную ситуацию международного значения в области здравоохранения.

Как реагировали власти Китая? Введением жёсткого карантина в провинции Хубэй. Ухань, численность населения которого в целом сопоставима с Москвой, был изолирован и закрыт, власти объявили жёсткие меры карантина. Примечательно, что Ухань – узловая агломерация, через которую проходит основная часть логистических маршрутов. Однако власти всё равно пошли на закрытие сначала города, а затем и всей провинции. Остановить эпидемию было важнее.

На самом деле Китай начал действовать ещё раньше. До сообщения в ВОЗ ЦК КПК (Центральный комитет Компартии Китая) и Госсовет создали Центральную руководящую группу – аналог российского оперативного штаба по борьбе с коронавирусом. Правительственную группу возглавил председатель Госсовета Ли Кэцян. Однако наиболее важные решения принимал лично Си Цзиньпин. Первоначальные меры противодействия были охарактеризованы ВОЗ как «поразительные». Никто не ожидал, что Китай сможет наглухо закрыть провинцию Хубэй, как вскоре и другие. Ухань был оцеплен военными, местами были даже срыты дороги, чтобы воспрепятствовать дезертирству. На тот момент такие меры не вводилось ни в одной стране мира.

Китайский коронавирус — уже не китайский. Очевидно, что распространение заразы стало мировой проблемой. Пока…

Ещё 8 февраля власти приостановили работу предприятий по всей стране, были установлены жёсткие границы между провинциями, началась заморозка деловой активности. И во многом самоизоляция граждан Китая стала не шоковой мерой, а логичным поведением, ведь закрылось буквально всё: магазины, театры, парки. В Ухане был полностью запрещён выход на улицу, в других городах разрешалось ходить в магазин. Перемещения жёстко контролировались силовиками.

Первые радикальные меры позволили замедлить распространение болезни и подарили людям надежду, что кошмар скоро закончится. Это была также надежда и для всей экономики страны, ведь Китай достиг пика и преодолел его всего за два месяца жёстких мер. Это дало в моменте большое количество тяжелобольных, но затем и резкий спад после всплеска. В России, например, применяется другая тактика, которая призвана максимально сдерживать рост числа заболевших, чтобы избежать резкого удара по системе здравоохранения.

Наша медицина хочет избежать пика. Она хочет для здравоохранительных эпидемиологических задач иметь вот такое развитие, вот такой пик и спад. А вот для экономики это означает долгосрочную рецессию. Короткая эпидемия с драконовскими мерами, как в Китае, была бы легче для экономики, чем растянутая на 4–5 месяцев,

– говорил об этом учредитель Царьграда Константин Малофеев.

Технократия и организованность

После того как взрывной рост числа заболевших коронавирусом в Китае удалось остановить, встал вопрос контроля за гражданами, чтобы предотвратить новый взрыв инфицирования. Точнее, контроль осуществлялся, однако он не был достаточным. Центральная руководящая группа решила, что COVID-19 можно победить не только тем, что все будут сидеть по домам, но и анализом всех цепочек контактов всех граждан, чтобы прослеживать «маршруты» вируса. Решить эту задачу возможно было только техническими способами.

«Дочка» Alibaba, компания Alibaba Ant Financial, разработала приложение Alipay Health Code, которое впервые применялось в Ханчжоу, а сейчас продолжает работать в 200 городах. В программе «Код здоровья» гражданам присваивались QR-коды, которые не только содержали информацию обо всех перемещениях, домашнем адресе и месте работы, но и различались по цвету. Красный цвет «кода здоровья» означал, что человек прибыл из опасного региона с высоким проникновением COVID-19, такого человека задерживали и помещали на карантин. Жёлтый цвет – самоизоляция на дому. Зелёный – свободное передвижение.

Система быстро показала свою эффективность: почти про каждого было известно, где он был и с кем мог вступить в контакт. Цвет кода мог поменяться, например с зелёного на жёлтый, если система, проанализировав контакты и перемещения гражданина, определила, что он мог вступить в контакт с заражённым – случайно оказаться с ним в одном поезде или в одном здании. Однако были нередки случаи самопроизвольной смены цвета – программа давала сбои.

Разрушенные дороги и постовые у подъездов: Как Китай победил коронавирусВ программе «Код здоровья» гражданам присваивались QR-коды. Фото: Скриншот страницы nytimes.com

Газета New York Times тогда провела анализ приложения «Код здоровья» и установила очевидное: программа делится информацией с полицией. Американское издание обвинило власти Китая в нарушении демократии, что неудивительно.

Узнаем каждого

Следить за гражданами, их передвижением и вовремя присваивать им «коды здоровья» помогали многочисленные камеры видеонаблюдения, подключённые к глобальной системе распознавания лиц. Согласно исследованию компании Comparitech, Китай мировой лидер по количеству камер в крупных городах. Среди городов мира лидер Чунцин с населением более 30 млн человек. На тысячу человек там приходится более 168 камер наблюдения. На втором месте Шэньчжэнь с населением более чем 12 млн человек. На тысячу жителей там 159 камер. В Ухане по 60 камер на тысячу человек.

Из-за пандемии COVID-19 человечество делает вынужденный и полный авантюризма шаг в новую цифровую реальность….

Властям Китая вместе с тем быстро стало понятно, что система распознавания лиц даёт сбой из-за медицинских масок. Тогда на помощь ей пришла система теплового распознавания. Как только у гражданина замечали повышенную температуру, его изолировали и вносили в базу данных программы «Код здоровья».

Отдельное внимание было к автомобилям. Камеры фиксировали номерные знаки машин, пересекающих территорию с ограниченным движением. Полиция могла задержать водителя, если он нарушил режим самоизоляции, то есть если его «код здоровья» не зелёный.

В Китае также есть приложение Close Contact Detector, которое в онлайн-режиме показывает на карте дома, где живут больные с коронавирусом. С помощью этой программы также можно проверить себя на контакты с потенциально больными людьми – приложение само покажет, где мог быть нежелательный контакт.

WeChat и Weibo: сообщи о соседе – спаси общество

Отельного внимания заслуживают наиболее популярные в Китае приложения WeChat и Weibo. WeChat – самый главный мессенджер в Китае, которым ежедневно пользуются порядка 1 млрд жителей. Регистрация в WeChat и создание электронного профиля необходима для получения госуслуг. Но от российских госуслуг система отличается сильно. В Китае это система социально ответственного поведения граждан. Многие специалисты ранее заявляли, что такого цифрового тоталитаризма, который создан властями Китая при помощи WeChat, нет и не было никогда и нигде.

В России свой «сценарий» распространения коронавируса. Это совершенно очевидно. Однако и в этой ясной истории…

В частности, программа подключена к системе электронных платежей и анализирует все расходы и доходы гражданина. Исходя из этого, ему присваивается определённый социальный рейтинг. Если житель Китая ведёт добросовестный образ жизни: вовремя оплачивает услуги ЖКХ, не забывает про кредиты, страховку, налоги, соблюдает законы, трудолюбив и вежлив, то для него начнут действовать особые «привилегированные» условия – привлекательные ставки по кредитам без залога и по депозитам на счетах в банке, выходные дни, широкая социальная поддержка от государства, предоставление услуг без очереди, более высокие шансы продвинуться по службе.

Если же гражданин злостный неплательщик, ведёт асоциальный образ жизни, нарушал законы, то WeChat способен даже предупреждать полицию о потенциальной опасности, исходящей от того или иного лица. Таким образом власти подталкивают граждан к социально ответственному поведению.

Не стоит даже говорить о том, что WeChat в период эпидемии стал инструментом своего рода доносов на тех лиц, которые нарушают правила и могут представлять угрозу. Фактически WeChat и самая популярная в Китае соцсеть Weibo стали электронным паспортом гражданина, фиксирующим почти все его социально значимые действия.

В Weibo развёрнута горячая линия, на которую граждане могут сообщать о замеченных ими случаях нарушения самоизоляции, в ряде городов власти открыто предлагали вознаграждение за информацию о больных соседях.

Если суммировать все меры, включая жёсткую реакцию властей на нарушения, меры карантина и оцепление военными, то налицо картина действия государства и граждан как единого организма. Высокая степень организации и контроля вкупе с жёсткими мерами дали свой результат. Речь ведь не шла и не идёт о просто QR-коде «на выход из дома», как это планировалось в Москве. В ситуации с Китаем речь идёт о тотальном контроле за гражданами, который является не чем иным, как принципом организации общества ради его процветания и выживания. Хочешь быть его частью – будь добр, соблюдай правила и стань «прозрачным» для властей. Так Китай прошёл пик пандемии COVID-19.

Разрушенные дороги и постовые у подъездов: Как Китай победил коронавирусИндекс самоизоляции в Москве постоянно выше 3,3–3,5 балла из 5. Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»  

Таких продвинутых систем контроля нет ни в одной другой стране мира и тем более в странах «свободолюбивой» Европы. Поэтому быстрое и бесконтрольное распространение COVID-19 там – это следствие не только бездействия властей, но и некоторой легкомысленности со стороны граждан, недооценивших угрозу. В США ситуация почти не отличается.

Россия не тяготеет ни к тому ни к другому варианту. По данным объективного контроля, индекс самоизоляции в Москве постоянно выше 3,3–3,5 балла из 5, большинство людей остаются дома. Власти заявляют, что в системе пропусков в столице при помощи QR-кодов нет необходимости, однако с каждым днём число заболевших в России увеличивается и электронный контроль уже действует в ряде регионов. Но мы знаем, что военные, вероятно, не окружат Москву, а дороги вокруг столицы не будут срыты. Да и собственного WeChat у нас нет. Самое время задуматься о своей ответственности, чтобы не допустить того, что происходит в других станах, и не заимствовать радикальные китайские ноу-хау.

Источник: https://tsargrad.tv