Домой Россия Слежка во благо: Как данные о передвижении жителей Москвы помогают развивать столицу

Слежка во благо: Как данные о передвижении жителей Москвы помогают развивать столицу

73
  • Слежка во благо: Как данные о передвижении жителей Москвы помогают развивать столицу

С 2015 года перемещение москвичей и гостей столицы отслеживается городскими властями по сим-картам. Эти данные, полученные у операторов связи, чиновники используют для усовершенствования городского транспорта и инфраструктуры

Провинция завидует

Транспортная инфраструктура Москвы – один из тех моментов, которые в хорошем смысле поражают приезжего из российской глубинки. Каждый год открываются очередные станции метро, появляются новые маршруты наземного транспорта.

Когда со стороны кажется, что «куда уж больше», на самом деле малейшее промедление в развитии транспортных артерий столицы чревато серьёзными проблемами.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать – чем больше людей станет пользоваться общественным транспортом вместо личного автомобиля, тем меньше будет пробок на дорогах. Но для этого всё должно быть организовано на соответствующем уровне.

Однако, прочитав эти строки, жители, например, Новосибирска или Самары, скорее всего, лишь с грустью вздохнут. Сибиряков этот вопрос в принципе никогда не покидал, а в Самаре, хотя накануне футбольного чемпионата мира и поменялось что-то в лучшую сторону, бессмысленность метрополитена, например, никуда не делась, и заторов на дорогах меньше не стало.

Столичные пробки тоже, конечно, никуда не исчезли, но ситуация потихоньку начинает исправляться. 

Слежка во благо: Как данные о передвижении жителей Москвы помогают развивать столицу

Фото: www.globallookpress.com

Перемещения по Москве анализируются

Что же помогает руководству одного из самых крупных мегаполисов мира не допускать столь серьёзных ошибок, как их коллегам из других городов-миллионников?

Оказывается, московские власти уже в течение четырёх лет получают от операторов связи геоаналитические данные – куда, когда и как перемещаются горожане и гости столицы. Информацию об этом можно найти в свободном доступе на сайте госзакупок. Заказчиком услуг выступает департамент информационных технологий Москвы, а связующим звеном между ним и операторами является Аналитический центр при правительстве России. Благодаря полученным данным в Москве происходят изменения там, где они необходимы в первую очередь.

Эксперты проследили, из каких российских городов в Москву приезжает наибольшее количество людей. Только…

Что можно узнать

В формирующихся исполнителями отчётах столица и область разделены на квадраты площадью 0,25 кв. км (500 на 500 метров). Про каждый такой участок собирается разнообразная информация, которую можно получить по сим-карте абонента. Так можно проследить, куда и откуда перемещался тот или иной человек. Всё остальное – это логические выводы.

Например, если с 10 до 17 часов (большинство восьмичасовых графиков содержат этот временной интервал) пять дней в неделю человек находится в одном и том же квадрате, значит, в обозначенном районе он работает. Если изо дня в день абонент большую часть рабочего времени перемещается по городу, можно заключить, что его деятельность – разъездного характера.

Как постоянное место жительства можно определить точку на карте, где он чаще всего находится в ночное время суток. Тот, кто въезжает в регион в будние дни и выезжает из него, причисляется к трудовым мигрантам. Очевидно, что тот, кто провёл в Москве лишь несколько дней – это турист (их число тоже важно понимать), а люди, проводящие большую часть выходных и праздников за городом, – дачники.

Правильная обработка данных подскажет, пользуется человек личным автотранспортом или передвигается на автобусе или троллейбусе. Очевидно, что остановки совершаются во всех этих случаях, но общественный транспорт всегда делает это в определённых местах.

Слежка во благо: Как данные о передвижении жителей Москвы помогают развивать столицу

Правильная обработка данных подскажет, пользуется человек личным транспортом или передвигается общественным. Фото: www.globallookpress.com

Как данные используются

Разумеется, для властей столицы важна информация, как её жители передвигаются по городу в течение дня. На основании получаемых от операторов данных составляется картина того, как долго люди едут на работу, какими остановками и станциями метро пользуются чаще всего. Наложение миллионов маршрутов покажет интенсивность загрузки автодорог, линий метрополитена, участков железных дорог. В конечном итоге информация помогает чиновникам понять, где сделать новую развязку, где добавить светофор, где расширить проезжую часть улицы.

Нас убьёт урбанизация: можно ли этого избежать?

Развитие Новой Москвы также не обошлось без геоданных от операторов связи. Выяснилось, что число человек, постоянно находящихся в Троицком и Новомосковском округах (ТиНАО), примерно в два раза больше, чем по официальным данным. Это позволило скорректировать информацию о количестве жителей и внести необходимые изменения в прокладке линий метро, проектирований транспортных магистралей и внутренней сети дорог.

Один из самых свежих примеров, касающийся 2017–2018 годов, – финальная стадия разработки Центральных московских диаметров и доработка Московского железнодорожного узла проводились Институтом Генплана Москвы с учётом геоаналитики от операторов.

Сколько на это тратится денег

Как свидетельствуют данные на сайте госзакупок, в 2015–2017 годах на «Оказание услуг по предоставлению доступа к геоаналитическим данным по численности и динамике перемещения населения» было потрачено 436 миллионов рублей. Аналогичный лот с указанием периода 2018–2020 годов оценивается в 310 миллионов рублей.

Слежка во благо: Как данные о передвижении жителей Москвы помогают развивать столицу Фото: www.globallookpress.com

Много это или мало, сказать сложно, тем более что речь идёт о нематериальном. Во всяком случае, эти числа не кажутся запредельными. Для сравнения – только на проектирование и разработку генплана Новой Москвы ушло 32 миллиарда рублей. В два раза меньшая сумма была потрачена на геодезические изыскания.

При этом такого же плана техзадания операторы получают и от бизнес-структур.

Например, полученные данные помогают определиться с открытием новой торговой точки или оценить эффективность работы существующей. В последнее время у заказчиков популярностью пользуются таргетированные смс-рассылки. Благодаря геоданным рекламное сообщение получают жители определённого района, например, об открытии нового ювелирного салона или салона красоты. Стоимость такой рассылки напрямую зависит от числа адресатов, поэтому выбор целевой аудитории имеет большое значение для рекламного бюджета.

Владимир Путин поручил профильным ведомствам разработать предложения по реализации соответствующего проекта.

Безопасность данных

Во всей этой внешне благоприятной истории важно одно – чтобы полученные данные использовались исключительно в благих целях.

В комментарии «Ведомостям» партнер KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов выразил уверенность, что за процессом использования геоаналитики госструктурами нужен контроль общественных организаций. По его словам, администрации муниципальных образований могут использовать данные, например, для агитационных целей. В связи с этим важно следить за тем, в каком именно виде аналитика попадает к чиновникам и что именно они запрашивают у операторов. К слову, в описании госзакупки сказано, что государственные органы могут формировать дополнительные запросы по уже имеющимся данным.

Операторы связи заверяют, что все данные передаются исключительно в обезличенном виде. Их обработку и хранение осуществляет упомянутый в начале статьи Аналитический центр при правительстве России. Именно он обрабатывает и хранит данные операторов, предоставляя отчёты властям города в обозначенные сроки. Если всё происходит так, как описывается в техзадании, то беспокоиться москвичам и гостям столицы не о чем.

Известный российский бизнесмен в прошлом, а ныне успешный крестьянин Герман Стерлигов предложил расселить…

Какова же численность населения Москвы?

Конечно, любая статистика имеет свою погрешность. У кого-то разрядилась батарейка телефона, а кто-то забыл гаджет дома. А когда дело касается такого гигантского города, как Москва, разница в числах достигает значений, не укладывающихся в голове.

Судите сами: по предварительной оценке Росстата, население российской столицы на начало 2019 года составило 12,6 миллиона человек. По информации департамента ЖКХ, составленной на основе данных о вывозе мусора по состоянию на 28 февраля 2019 года, – 7,6 миллиона человек. А мэр Москвы Сергей Собянин ещё в 2016 году, выступая на Урбанистическом форуме, заверил, что постоянное население мегаполиса – 25 миллионов человек. Возможно, эти данные он озвучил как раз на основе первых результатов, полученных от операторов связи. Главное, чтобы число сим-карт не посчитали за число людей.

Источник: https://tsargrad.tv