Размышления в Наумов день

Протоиерей Геннадий Беловолов

В старину в церковном народе бытовала поговорка «Пророк Наум наставит на ум» или «Придёт Наум — наведёт на ум».
1/14 декабря – память святого пророка Наума. На какой же ум он может нас наставить?
Начну издалека. Что бы вы сказали, если бы кто-нибудь вам представился: «Я — зилот!» Скорее всего, подумали бы, что перед вами человек каких-то крайних радикальных убеждений, чуть ли не фанатик
Слово «зилот» имеет в первую очередь конкретное историческое значение. Так называли представителей религиозного течения в Иудее, возникшего в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в эпоху Христа, когда зилотами называли ревнителей веры и благочестия, которые часто выступали против владычества римлян. Одним из двенадцати апостолов Христа был Симон Зилот.
Буквально это слово с др.-греч. ζηλωτής означает «ревнитель».
Но с течением времени оно приобрело оттенок чрезмерной ревности.
К чему я делюсь этими размышлениями в день пророка Наума?
Я советовал всем в дни Рождественского поста читать пророков Священного Писания. И, конечно, сам обращаюсь к пророческим книгам. И читая сегодня книгу пророка Наума, буквально в первой же строке этой священной книги прочитал слова: «Господь есть Бог Ревнитель» (Наум.1:2). Неужели Господь назван пророком Зилотом, подумал я и посмотрел греческий текст книги Наума. Оказалось именно так: «Θεὸς ζηλωτὴς» — «Бог – Зилот».
Меня заинтересовала эта тема. Я просмотрел употребление этого слова в Библии, оказалось, что Бог в Священном Писании называется Зилотом около 10 раз. Самое важное место, когда Господь Сам Себя так именует в 10-ти Заповедях, данных Моисею на горе Синай.
Во второй Заповеди сказано «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог Ревнитель» — «ἐγὼ γάρ εἰμι κύριος ὁ θεός σου, θεὸς ζηλωτὴς» (Исх.20:5). Здесь Сам Господь называет Себя Зилотом.
Царь Давид Свое зилотство изливал в псалмах: «ревность по Доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня» (Пс.68,10).
В Новом Завете есть также употребление этого определения, в частности, Апостол Павел именует себя Зилотом на суде в синедрионе: «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель (зилот) по Боге, как и все вы ныне» (Деян.22:3).
Характерно, что Павел здесь считает вообще верующих иудеев зилотами.
После всего сказанного становится очевидным, что зилотство в Священном Писании это духовная добродетель, состоящая в подражании зилотству Самого Господа. Зилот – тот, кто проявляет ревность о Боге и вере, подражая Его пророкам и апостолам.
Ревность бывает разная. В обычном смысле это, как правило, проявление эгоистической любви к самому себе. Истинная же ревность о Господе является неотделимой частью глубочайшей любви к Богу, верности и преданности Ему.
В наше время, о котором в Откровении сказано как об эпохе теплохладности и отступления, духовная ревность востребована также, как и в первые века христианства.
Не к нам ли обращено вопрошание св.Иоанна Кронштадтского: «А снедает ли тебя ревность о Доме Божием и дерзкие хулы на предметы веры принимаешь ли ты так, как бы они прямо на тебя были направлены?»
Чтобы сохранить чистоту веры, нужно быть ревнителем веры, зилотом в пророческом смысле этого слова. Для этого нужно и само значение слова «зилот» очистить от его отрицательных значений, вернуть ему изначальный библейский смысл, чтобы мы могли с чистой совестью и сознательно говорить о своем духовном зилотстве. И если кто-то скажет нам, что он зилот, мы бы могли ответить, что также хотели быть достойными этого высокого имени.
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети
Источник: ruskline.ru







