Домой Россия И был «Венец»

И был «Венец»

1

О повести-прощания «Венец» Заслуженного артиста России Александра Васильевича Мюрисепа

Валерий Викторович Сдобняков  

Эту книгу написал актёр, режиссёр, педагог, заслуженный артист РФ, профессор Александр Васильевич Мюрисеп. То, что автор связал свою жизнь с театром, внимательный читатель поймёт без особого труда – столь сценически продуманы в ней все мизансцены,  эпизоды, всё действие отдельных глав. И это, безусловно, достоинство «Венца». Вернее, одно из достоинств, которое сделало книгу увлекательно читающейся. Но возьму на себя смелость утверждать, что это достоинство не главное.

Ещё знакомясь с книгой «Полёт наших птиц», посвящённой жизни Василия Александровича Мюрисепа, отца актёра – талантливого инженера-технолога, крупного организатора производства, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР (тогда она называлась Сталинской), Почётного авиастроителя, без трудов которого не поднялись бы на крыло наши знаменитые МиГи в 70-80 годы прошлого века – я особое внимание обратил на воспоминания его сына, как на текст, который пронизан глубокой любовью и преданностью памяти дорогого человека. Такие чувства обычно имеют во времени глубокие корни.

Видимо, желание вернуться к этим корням, вновь пережить те удивительные моменты вхождения в «мир людей» под любящим и внимательным приглядом своего отца и побудили Александра Васильевича вновь попытаться осмыслить, пережить то давнее время, используя для этого способ художественного перевоплощения через слово, через образы, воспроизведённые уже не рукой мемуариста, а прозаика. И мы, читатели в этом автора, безусловно, поддерживаем, мы ему верим как-то сразу и безоговорочно. Оттого не просто читаем текст повести, рассказывающий о неблизком путешествии маленького мальчика Лёньки вместе с мамой в далёкий и почти неведомый ему Венец – небольшой полустанок, где вот уже долгие годы живёт и работает его дедушка, отец мамы – но вместе с маленьким героем повествования переживаем столь важные жизненные открытия.

Это те самые открытия, которые формируют всю дальнейшую судьбу человека, его понятия о долге, чести, справедливости, щедрости, взаимовыручке, уважении, любви. Формируют его отношение к труду, чувство ответственности перед теми, кто ещё только встретится на таком долгом и непростом, жизненном пути нашего маленького героя.

И тут самое время сказать, что жизнь перед мальчиком (а это хоть и художественный образ, но в нём всё-таки без труда угадываются биографические детали самого будущего автора книги) поставит много непростых, сложно разрешимых задач. И одна из них, может быть самая главная – это выбор своего пути. Необходимо было осознать своё предназначение в этом мире.

Ещё в юности соприкоснувшись с искусством театра (затем, несколько десятилетий спустя, А.В. Мюрисеп опишет это в доброй, лирической повести «Письмо Татьяны»), он, всё-таки повинуясь желанию отца, закончит физический факультет Горьковского государственного университета, но избавиться от страстной привязанности к театру уже не сможет никогда. Поэтому следом окончит и Горьковское театральное училище, и режиссёрский факультет знаменитой «Щуки» – высшего театрального училища им. Б.В. Щукина в Москве. Будет ставить спектакли во Владивостоке, Кирове, Нижнем Новгороде. Сам много и замечательно станет играть в спектаклях, за что окажется удостоен звания заслуженного артиста. А затем большая преподавательская деятельность в Нижегородском театральном училище им. Евгения Евстигнеева и Государственной консерватории им. М.И. Глинки. Но чтобы судьба так сложилась, должно было быть в жизни нашего героя то самое лето. Должна была состояться поездка в тот самый Венец, где и произошло открытие столь замечательного мира русской природы, русского быта, взаимоотношения русских людей «из глубинки».

Я убеждён – эта книга именно вот этим возвращением писателя к истокам своей жизни поможет многим читателям вспомнить и вновь пережить сладостные минуты собственного детства, поможет заглянуть вглубь себя, своей судьбы. Потому что у всех у нас в самом начале пути обязательно был свой «Венец», и свой закадычный друг Алька, и мудрый, неспешный, основательный в делах и поступках дедушка, и Бабусенька (приветливая и хлебосольная Настасья Петровна), и… главное – истинная духовная слитность с судьбой своего отца. Это приходит однажды, но уже не уходит никогда, являясь той опорой, что позволяет преодолевать многие невзгоды и напасти.

В виде отдельного замечания хочется обратить внимание и на то, как много в своём тексте автор приводит интереснейших деталей быта тех давних послевоенных лет. (Недавно закончилась Великая Отечественная война.) Описывает он их с максимальной тщательностью, скрупулёзностью. Здесь есть что-то от желания этнографически запечатлеть ушедшую эпоху. Порою может показаться, что это утяжеляет текст, замедляет сюжетное действие. Это не так. Дотошность в описании деталей исподволь как бы реконструирует атмосферу жизни, давно минувшего, ушедшего времени. И это позволяет нам ощутить настоящими все действия и переживания главного героя, буквально стать его помощниками даже в хозяйственных делах, таких, как добывание мёда, копчение мяса, cнаряжение охотничьих патронов и т.д. Читая текст, мы буквально становимся непосредственными участниками описываемых событий – слышим звуки, ощущаем запахи. 

И ещё одно замечание, можно сказать, попутное к тем мыслям, которые мной уже были высказаны. Эта книга написана с позиций вековой житейской мудрости – спокойно, взвешенно, основательно. Потому все внутренние акценты в повести расставлены точно. Для автора они истинны и непоколебимы. А ведь действительно, что может быть важнее в жизни человека, чем память о родных и близких, чем ощущение собственной земли, тебя взрастившей и воспитавшей? Банально? Вот именно из-за пренебрежения народом этими «банальностями» до того кажущиеся могучими страны вдруг начинают рушиться как карточные домики, неся изверившимся и лишённым любви к своим предкам и своей истории, неисчислимые беды и страдания разным народам.

В виде, опять же, замечания, может быть, не совсем уместного, но я всё-таки отмечу, что и в своих сценических образах Александр Васильевич Мюрисеп достоверен и правдив именно из-за этой внутренней духовной основательности и твёрдости. В образах, созданных им на сцене, нет метания, а всё выстраивается на определённых нравственных ориентирах. Это не пришло к нему откуда-то из вне. Это продукт большой самостоятельной внутренней духовной работы. Это крепкий, на всю оставшуюся жизнь сформированный в детстве фундамент, на котором и выстраивается вся дальнейшая судьба – создаются роли, ставятся спектакли, пишутся статьи по театральному искусству (их автор опубликовал уже достаточно, но будут и ещё), показываются поэтические программы, создаются художественные произведения в прозе.

Работая над текстом книги, Александр Васильевич несколько раз переписывал не только отдельные главы, но и всю повесть целиком. Это настоящий писательский подход к делу.

Валерий Викторович Сдобняков, член Союза писателей России, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»

Источник: ruskline.ru