Преступление века! Как четверо грабителей с ювелирной точностью похитили драгоценности французских императриц, почему во Франции на фоне ограбления заговорили о кризисе государства и зачем следствие ищет ответы в письме из России?
19 октября, тихое воскресное утро в Париже. Около половины десятого неизвестные проникли в Лувр – один из крупнейших музеев мира, хранящий символы французской истории.
«Удар по нашей истории»
Семь минут – именно столько понадобилось ворам, чтобы вынести ювелирные украшения, принадлежавшие некогда Наполеону Бонапарту, его супруге Марии-Луизе и императрице Евгении. Это преступление уже назвали самым дерзким с 1911 года, когда была похищена «Мона Лиза».
Следователи, прибывшие на место, фиксировали: разбитое окно галереи Аполлона, следы от грузового подъёмника, оставленного у стены, и пустые витрины, где ещё утром блестели бриллианты и изумруды французской короны.
Министр внутренних дел Франции Лоран Нуньес сообщил, что «трое или четверо злоумышленников действовали с филигранной точностью, не применяя насилия, и скрылись на скутерах».
Расследование началось немедленно. Прокуратура Парижа открыла дело по статьям «организованная кража» и «преступный сговор». В дело включилась и специализированная служба по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей. Уже через несколько часов министр культуры Рашида Дати объявила, что один из похищенных предметов найден неподалёку – это оказалась разбитая корона императрицы Евгении, украшенная 1354 бриллиантами и 56 изумрудами.
Так выглядит галерея Аполлона в Лувре, из которой воры вынесли драгоценности. Видео: Musée du Louvre / YouTube
Похищенные предметы имели не только огромную коммерческую, но и культурную ценность. Среди них – диадемы, броши, корсажные банты и колье, принадлежавшие французским императрицам. Вечером прокуратура опубликовала официальный список утрат.
Это не просто кража ювелирных изделий, – подчеркнула прокурор Парижа Лора Бекюо. – Это удар по нашей истории, по символам Франции.
В галерее Аполлона выставлялись реликвии, которые пережили бурю революций и множество реставраций. После Великой Французской революции большая часть королевских драгоценностей была продана или утрачена. Но Лувру удалось собрать немалую часть коллекции – прежде всего украшения, созданные для Наполеона, его племянника Наполеона III и их жён.
«Старики-разбойники» – как действовали воры
Полиция восстановила ход событий почти по минутам. Около 9:30 утра злоумышленники подъехали к зданию музея на грузовике с установленным подъёмником. Они разбили окно на верхнем этаже юго-восточного крыла, выходящего на Сену, и проникли внутрь, воспользовавшись выдвижной лестницей. Подобные механизмы обычно применяются для доставки мебели в старые дома Парижа, и именно это позволило преступникам не вызвать подозрений.
Попав в галерею, воры целенаправленно вскрыли несколько витрин, где хранились украшения императриц. Ни охранники, ни камеры видеонаблюдения не зафиксировали признаков паники. Всё было сделано с отточенной хладнокровностью. Через семь минут подъёмник исчез вместе с похитителями, которые скрылись в сторону Латинского квартала.
Видео ограбления в Лувре: мужчина в капюшоне и жёлтом жилете вскрывает витрину в галерее Аполлона. Видео: BFMTV
Министр внутренних дел назвал операцию «образцом подготовки». Воры, по его словам, использовали новейшие средства связи, глушители сигналов и тщательно изучили график смен охраны.
Комментаторы за рубежом уже сравнивают произошедшее со знаменитыми кинокражами и отмечают, что сноровке похитителей позавидовали бы «друзья Оушена».
Ну а пользователи соцсетей в России видят в произошедшем совсем другую отсылку. Учитывая информацию, что похитителей было всего трое или четверо и это немолодые люди, методичкой для воров могла бы послужить русская классика, а именно – фильм режиссёра Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» – шутка про «ограбление века» (1971).
Стоп-кадр из фильма «Старики-разбойники»
Русский след? Французов трясёт
К вечеру в Париже работали все ведущие спецслужбы. Перекрыты мосты, ведущие к Лувру, а вдоль набережной были установлены кордоны.
В ходе обыска в окрестностях найден один из похищенных предметов – уже упомянутая корона Евгении, лежавшая в мусорном контейнере. Следователи предполагают, что воры могли избавиться от части драгоценностей, чтобы отвлечь внимание.
Французские СМИ сообщают, что полиция изучает версии русского следа (ну, а как иначе-то!). Якобы в полицейский департамент Сен-Дени поступило странное письмо, начинавшееся со слова «Ordure!» («Мерзавец!» – фр.).
Оно содержало бессвязные угрозы, запах духов 70-х годов и обратный адрес – мэрия города Бердянска в Запорожской области. Капитан полиции Салопе заявил, что послание «выглядит как попытка отвлечь внимание следствия».
Русские пишут по-французски, специально чтобы всех запутать,
– иронизируют в соцсетях. Впрочем, высокопоставленным французам не до смеха.
Президент Эммануэль Макрон в соцсетях назвал случившееся «посягательством на национальное наследие» и пообещал вернуть похищенные предметы любой ценой.
Плачет теперь от бессилия,
– саркастически комментируют в соцсетях.
Лидер правой партии «Национальное объединение» Жордан Барделла увидел в этом эпизоде символический крах Франции:
Лувр – это не просто музей, это наша душа. Если даже святая святых культуры подверглась нападению, значит, государство утратило способность защищать самое ценное.
Скриншот: соцсеть Х
Коллекционер и эксперт Сергей Подстаницкий, комментируя событие для европейских СМИ, заявил РИА Новости, что на самом деле «воры действовали как дилетанты»:
Профессионалы не рискуют красть музейные ценности – их невозможно продать. Эти вещи узнаваемы в любой точке мира.
По мнению специалиста, похищение могло быть связано не с заказом коллекционера, а с попыткой получить страховку или выкуп.
Другие громкие кражи
Это не первое преступление, потрясшее главный музей Франции. В 1911 году из Лувра исчезла «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Тогда под подозрение попали даже Пикассо и поэт Гийом Аполлинер. Позже выяснилось, что картину похитил итальянец Винченцо Перуджа, решивший вернуть её «на родину».
В 1983 году из музея пропали доспехи XVI века – их нашли лишь через 28 лет.
В 1998-м украли полотно Камиля Коро «Дорога в Севр» – картина так и не найдена.
Несмотря на усиление мер безопасности, Лувр остаётся мишенью для преступников, ведь его коллекции представляют собой «соблазн, перед которым трудно устоять».
Расследование сейчас продолжается. Следователи изучают кадры с уличных камер, допросили сотрудников подрядных организаций, чьи машины работали у музея. Не исключено, что преступники использовали технику под видом официального обслуживания здания.
Пока общественность гадает, где скрываются воры, власти Франции пересматривают протоколы безопасности для всех музеев страны. По словам министра Нуньеса, «никакие шедевры больше не должны оставаться беззащитными».
Источник: https://tsargrad.tv