В мире всё меняется, но некоторые вещи остаются неизменными. Слегка перефразировав классика, можно сказать: разбудите меня через сто лет, и я скажу — США вновь свергают "плохой" режим в стране с богатейшими запасами нефти. Похоже, Дональд Трамп не намерен изменять этой геополитической традиции и в настоящее время завершает приготовления к нападению на Венесуэлу.
На днях высокопоставленный представитель Белого дома заявил журналистам американских СМИ, что через несколько дней президент Венесуэлы Николас Мадуро «будет существовать только в прошедшем времени и суждении истории».
В свою очередь лидер венесуэльской оппозиции и лауреат Нобелевской премии мира Мария Корино Мачадо обещает после прихода к власти провести масштабную приватизацию всей нефтяной инфраструктуры Боливарианской республики с последующей передачей предприятий американским компаниям. В своих выступлениях Мачадо отмечает, что Венесуэла имеет больше нефти, чем Саудовская Аравия, и вся она может быть представлена в распоряжение американских компаний.
Смена политического режима в Венесуэле, похоже, стала точкой компромисса, в которой сошлись интересы Трампа и глобалистов, на что указывают поддержка лидера венесуэльской оппозиции Белым домом и награждение её Нобелевской премией мира. Скриншот: geopoliticaleconomy.com.
Ещё не завтра, но уже скоро
В настоящее время США сосредоточили в Карибском регионе крупную группировку. В пределах досягаемости Венесуэлы находятся восемь военных кораблей, в том числе ракетный крейсер и три эсминца с ракетным вооружением. Там же курсирует подводная лодка с крылатыми ракетами «Томагавк».
Под их прикрытием находятся три десантных корабля и плавбаза спецназа, на борту которых около трёх тысяч морских пехотинцев. На американских базах в Пуэрто-Рико развернуты малозаметные истребители-бомбардировщики F-35B, истребители, ударные беспилотники MQ-9 «Рипер», вертолёты и 12 конвертопланов «Оспрей».
Силы солидные и уже способные наносить удары по Венесуэле. Однако, судя по всему, Пентагон намерен получить ещё большее преимущество. 24 октября министр войны Пит Хегсет приказал авианосцу «Джеральд Форд» покинуть Средиземное море и перейти в Карибский бассейн, поступив в распоряжение Южного командования, которое отвечает за действия в Центральной и Южной Америке.
Компетентные в морской тематике эксперты считают, что «Форд» прибудет в Карибское море примерно к 10 ноября, никакой спешки при подготовке перехода американцы сейчас не проявляют, а, наоборот, дали экипажам несколько дней отдыха на земле перед длительным переходом.

Пентагон уже выбрал, какие цели будет бомбить для борьбы с венесуэльским наркотрафиком, в списке позиции ПВО, военные аэродромы и морские базы. Скриншот ТГ-канал «Военный Осведомитель».
Логично предположить, что прибытие «Джеральда Форда» завершит сосредоточение американских сил и даст старт началу интервенции. Впрочем, исключать, что операция будет начата несколько ранее, а авианосец подойдёт уже после нанесения первых ударов, нельзя. Пока наиболее вероятным стартом операции выглядит середина или вторая половина ноября.
Предстоящее нападение на Венесуэлу выглядит как вопрос решённый, и крайне сомнительно, что Трамп в этом деле «включит заднюю». Президент страны Николас Мадуро наряду с Зеленским является человеком, к которому Трамп испытывает личную неприязнь и которому он в ходе своего первого президентского срока неоднократно угрожал «сломать руки». Однако возникает вопрос, как именно будут действовать США и чего они будут добиваться в ходе своей интервенции. Как и в случае с Ираном, возможны три сценария разной степени амбициозности.
Три сценария американской спецоперации против Ирана: Россия получает главный приз… и поражение
Оранжевая революция
Первый вариант состоит в нанесении ракетно-авиационных ударов и, возможно, в проведении ограниченной интервенции в прибрежной полосе. Выбив ключевые элементы венесуэльской обороны и парализовав функции государства, Штаты поручат работу по захвату страны своим союзникам, оставив за собой их воздушную поддержку, связь и планирование операций.
В этом случае ставка будет сделана на смещение Мадуро руками самих венесуэльцев. И, надо сказать, в этом деле американцам есть на кого опереться. За время правления Николаса Мадуро страну покинуло до 4,6 млн человек. Ещё около 800 тысяч выехали за время правления Уго Чавеса.
В целом страна потеряла эмигрантами около 15% населения. Большая часть этих людей осела по соседним странам, и нельзя сказать, чтобы они хорошо там устроились и безбедно жили. Так что набрать контингенты для возвращения на родину американцам не составит труда.
Другой вопрос — насколько можно судить по данным в открытых источниках, никакой работы в этом направлении Штатами не ведётся, а ведь организация «контрас» требует как минимум несколько месяцев, если не нескольких лет подготовки.
В самой Венесуэле также есть социальная база для смены режима. По оценкам ООН, около 80% населения живёт в нищете и испытывает проблемы с доступом к продуктам питания. Инфляция в 2024–2025 годах составляет от 500 до 1000% (и это существенно меньше гиперинфляционного 2017 года, когда боливар обесценился на 2616%).
В стране высочайший уровень преступности, в том числе убийств, а похищения людей ради выкупа стали рутиной; медицина находится в глубочайшем упадке. Да и в целом Венесуэлу нельзя назвать благополучной и процветающей страной.
У нас принято писать о ней в положительно-одобрительном ключе, но для трезвой оценки перспектив важно не скатываться в идеализацию союзника, — как это было с Сирией под управлением Асадов, — чтобы затем не приходилось удивляться, как же это так страна слиняла в три дня, а вооружённые силы разбежались.
Да, наверное, можно было бы порассуждать о том, в какой степени этот социально-экономический коллапс является следствием ошибок боливарианского руководства, потерпевшего фиаско в строительстве социалистического государства, а в какой — результатом удушающих санкций США. Но перед лицом скорого вторжения это уже не имеет никакого значения: у американцев есть основания ожидать, что режим «сгнил» изнутри и не имеет массовой поддержки населения. И, похоже, они делают на это основную ставку.
Путин переиграл Трампа: Многоходовка, которую проглотили все. Расплачиваться — Европе
Лобовое сокрушение
Второй вариант состоит в организации полноценной интервенции. В этом сценарии США попытаются захватить страну силами американских солдат. Проблема заключается в том, что у них сейчас для этого недостаточно сил. Собранная для операции группировка имеет порядка трёх тысяч морпехов и несколько сотен спецназовцев. Этого явно недостаточно для того, чтобы расправиться со 120-тысячной армией Венесуэлы и многочисленными вспомогательными формированиями.
Кроме того, Венесуэла — очень неудобная для лобового завоевания страна просто в силу своего ландшафта. Государство имеет очень протяжённое побережье, но Каракас спрятался за огромным горным хребтом, густо поросшим джунглями; наступать в таких условиях агрессору будет чрезвычайно сложно.
При своих небольших размерах и слабых вооруженных силах Венесуэла — неудобная страна для лобовой атаки с моря. Скриншот lostarmour.info.
Ракетная ликвидация
Наконец, США могут сделать ставку на ракетные удары с целью физически уничтожить Николаса Мадуро. Пример такого поведения уже есть: в январе 2020 года по приказу Трампа ударом с беспилотника был убит иранский генерал Касем Сулеймани. Последовательное уничтожение Мадуро и нескольких его преемников в условиях деградации государственных институтов и глубокой социально-экономической катастрофы запустит процесс полного развала страны и откроет путь для возвращения оппозиционных лидеров с последующей переустановкой политической системы.
По сути, этот сценарий является вариантом первого, но с большей хаотизацией ситуации в стране и меньшей ставкой на организационные возможности венесуэльской оппозиции. Для венесуэльцев это более страшный путь, для американцев — менее затратный.
Мадуро уже не спасти?
На днях The Washington Post сообщила, что Мадуро обратился за военной помощью к России, Китаю и Ирану с просьбой о срочной военной поддержке, включая поставки ракет, модернизацию РЛС и ремонт самолётов. Если это правда, то единственное, что можно сказать: что ж так поздно?

На самом деле Мадуро следовало подумать об укреплении ПВО и ВВС страны много лет назад, когда Россия ещё не была связана СВО, а Иран не потерпел болезненное поражение от Израиля. Скриншот ТГ-канал «Военный Осведомитель».
Единственный из всей тройки венесуэльских союзников, кто имеет возможность оказать серьёзную помощь, — это Китай. Но крайне сомнительно, что Пекин полезет в авантюру на другой стороне планеты, хоть он и выдал Венесуэле кредиты на десятки миллиардов долларов.
У России все силы связаны с СВО, а флот не способен тягаться с американским, тем более действуя через полмира. Собственно, даже могучий СССР не мог на равных бороться с США в мировом океане, что вполне наглядно показали итоги Карибского кризиса, закончившегося существенными уступками и дискредитацией СССР (каковой был уличён во лжи ООН) и формальной победой США, которые добились изначально заявленных целей, показав свою силу.
Что же касается Ирана, то он сам сейчас оправляется от тяжелейшей июньской войны, и последнее, чего Тегеран хочет, — это ввязываться в конфликт с США, тем самым давая Израилю повод для повторного нападения.
Но если Венесуэлу не спасти, значит ли это, что России придётся смириться с тем, что американцы уничтожают ещё один дружественный нам режим? Не совсем.

Подготовка американской операции входит в завершающую стадию, районы действия военной авиации, вооруженные силы союзных стран приводятся в полную боевую готовность. Скриншот ТГ-канал «Военный Осведомитель».
Самая опасная для России страна
Мария Мачадо совершенно справедливо говорит, что Венесуэла имеет богатейшие запасы нефти — порядка 303 миллиардов баррелей, что составляет порядка 19% доказанных мировых запасов. Более того, венесуэльская нефть — тяжёлая, по своим характеристикам похожая на нашу. Само государство небольшое, имеющее непосредственный доступ к океану. Сочетание этих факторов ведёт к тому, что захват венесуэльской нефти США создаёт огромную угрозу для экономики России.
Им нужен подконтрольный источник тяжёлой нефти. Сейчас под американскими санкциями находятся три основных страны-экспортёра тяжёлой нефти: Россия, Иран и Венесуэла. Из-за этого получается, что если их совсем выключить из международной торговли, то тут же начинается дефицит. В результате такие страны, как Индия, говорят американцам: вы запрещаете нам покупать нефть у русских, иранцев и венесуэльцев. А что нам тогда брать, ваша же нефть лёгкая, она для наших заводов не подходит,
— пояснил в разговоре с обозревателем Царьграда старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Юрий Лямин.
И это одна из фундаментальных причин, по которым экономическое удушение России три года буксует. Санкции санкциями, но когда государства-импортеры видят, что гегемон требует от них оставить всю экономику без топлива, им проще слать его лесом или всячески саботировать санкционные ограничения.
Но всё радикально поменяется, как только Штаты смогут предложить полноценную альтернативу русской нефти нашим покупателям. С этого момента у них будет не только санкционный кнут, но и углеводородный пряник.
Понятно, почему СВО не заканчивается. Украину превратили в полигон. Теперь для друзей России
Соответственно, стратегический интерес России состоит не в том, чтобы спасти Николаса Мадуро, венесуэльскую независимость или сохранить Боливарианское движение, а в том, чтобы американцы не могли поставить себе на службу венесуэльские месторождения нефти.
Обычно с такими задачами хорошо справляются повстанческие и революционные движения, различного рода социалисты и националисты; Че Гевары, сражающиеся в джунглях за счастье народное.
Появление в XIX веке таких вещей, как FPV-дрон, криптовалюта и глобальный спутниковый интернет, должно существенно упростить работу венесуэльских патриотов по предотвращению колонизации их страны западными нефтедобывающими компаниями.
В сухом остатке
Венесуэла даёт пример очень асимметричных стратегических возможностей и потребностей сторон. США действуют у себя под боком, имеют неоспоримое превосходство в силах и прекрасные логистические возможности. Россия же, если решится вмешиваться, должна тянуться через полмира, на гигантском логистическом плече, без дееспособного флота и сильных союзников.
Однако перед американцами стоит неизмеримо более сложная задача, чем перед нами: им нужно не просто свергнуть «плохой» режим, но и установить свой контроль над страной, а затем перезапустить её экономику. Это достаточно сложно само по себе: кроме накопленных социально-экономических проблем, венесуэльские запасы нефти лежат на большой глубине и являются трудноизвлекаемыми. По мнению специалистов, даже не встречая сопротивления, без диверсий и саботажа западным компаниям потребуется от трех до пяти лет, чтобы вывести страну на приличные объёмы добычи.
России же для достижения главной стратегической задачи достаточно сделать так, чтобы у американцев не получилось наладить добычу и экспорт нефти. Уникальный случай, на самом деле, когда нам не нужно ничего строить и развивать, а достаточно лишь вставлять палки в колёса и немножечко вредить. Посмотрим, как у США получится построить новую счастливую или хотя бы дееспособную Венесуэлу. После окончания плана Маршалла и завершения Корейской войны таких примеров, считай, что и нет.
Источник: https://tsargrad.tv







