На заседании совета директоров 26 апреля Центральный банк России сохранил ключевую ставку на прежнем уровне в 7,75%. Это решение было ожидаемым для экспертного сообщества, однако надежда на смягчение денежно-кредитной политики всё же теплилась. Почему мегарегулятор предпочёл стабильность толчку к развитию российской экономики, рассуждают эксперты
Вижу опасность — повышаю ставку. Этим принципом любит руководствоваться Центральный банк России. Мегарегулятор боится всего: снижения цен на нефть, усиления инфляции из-за повышения НДС, санкций США. Но уже в третий раз ЦБ предпочитает сохранять ставку на прежнем уровне в 7,75%. Эксперты строят предположения: либо опасность миновала, либо ведомство Эльвиры Набиуллиной держит лицо и старается успокоить население.
«Мы слышали ещё несколько месяцев назад о том, что ключевая ставка может быть повышена в связи с потенциальной угрозой новых санкций со стороны Соединённых Штатов Америки. Но, как видим, она остаётся неизменной, повышения не происходит», — рассуждает директор института актуальной экономики Никита Исаев.
О чём это говорит? — объяснил эксперт. — Либо о том, что Центральный банк понимает политические веяния и отсутствие санкционного давления со стороны Соединённых Штатов Америки на Россию, видимо, есть некие политические договорённости, что этого происходить не будет. Либо Центральный банк блефует и делает хорошую мину при плохой игре, пытаясь оправдаться за действия, наносящие ущерб инвестиционной привлекательности России.
Российские резиденты рассчитывают сохранить свои сбережения в «чемоданах Керимова» – с помощью наличной…
Центральный банк России, равно как и Минфин, делает ставку в развитии на привлечение иностранных инвестиций в экономику России. Однако после ареста основателя инвестиционной компании Baring Vostok, гражданина США Майкла Калви, репутация страны в качестве инвестиционно-привлекательной территории оказалась подмочена. Иностранцы стали бояться неведомой России, где каждому нерезиденту могут надеть на запястья наручники вместо дорогих часов.
Впрочем, эксперты находят в этом положительные моменты.
Мне абсолютно очевидно, что к иностранным инвесторам обращаются тогда, когда страна находится на грани полного коллапса, — рассказал председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова, профессор Валентин Катасонов. — Поэтому петь мантру насчёт того, что нам нужны иностранные инвесторы, — это очень странно. Более того, российские предприниматели всегда жалуются на то, что фактически они оказываются маргиналами в российском бизнесе. Теперь эта тенденция может измениться.
Основатель инвестиционной компании Baring Vostok Майкл Калви. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Больше, чем снижение интереса иностранных инвесторов, Центральный банк России боится разве что инфляционных ожиданий населения. Это показатель, который говорит о том, как ощущается инфляция не в документах и отчётах, а в головах людей. Будь инфляция 4%, 3% или 2%, это практически ничего не значит, если покупатель, который стоит перед товарным прилавком, огорчается из-за роста стоимости колбасы, а автомобилист на заправке недоумевает от топливных ценников.
Новость Банка России об успехах в деле ослабления зависимости нашей страны от американской валюты оказалась…
«В апреле инфляционные ожидания населения незначительно выросли после их заметного снижения в марте. Ценовые ожидания предприятий продолжили снижаться, но остаются на повышенном уровне», — отмечается в отчёте Центрального банка, который был выпущен по итогам заседания совета директоров 26 апреля.
Что касается официальной инфляции — как раз той, что пишется в отчётах, — то по информации ЦБ в марте был пройден локальный пик. Годовой темп прироста потребительских цен в предыдущем месяце увеличился до 5,3% (с 5,2% в феврале 2019 года).
Текущие темпы прироста потребительских цен складываются несколько ниже прогноза Банка России. Перенос повышения НДС в цены в основном завершён. По прогнозу Банка России, годовая инфляция вернётся к 4% в первой половине 2020 года,
— говорится в отчёте.
Фото: isak55 / Shutterstock.com
В том числе снижение негативного эффекта от повышения НДС позволяет прогнозировать снижение ключевой ставки на ближайшем заседании совета директоров мегарегулятора, которое пройдёт 14 июня.
Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учётом динамики инфляции и экономики относительно прогноза, а также оценивая риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков, — значится в документе ЦБ. — При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность снижения ключевой ставки в II–III кварталах 2019 года.
Впрочем, эксперты оптимистичные прогнозы Банка России относительно смягчения денежно-кредитной политики всерьёз не воспринимают. Всё дело в отсутствии программы экономического роста.
Вопреки Конституции России, чётко устанавливающей функции и границы полномочий Центробанка, наш регулятор…
«Целей экономического роста у денежных властей нет, их вполне устраивает, что у нас уже седьмой год экономический спад, — возмущается экономист Михаил Хазин. — У них какие-то другие цели, мне эти цели неизвестны, они мне непонятны, поэтому оценивать, какой должна быть ключевая ставка, я не могу. Моё же мнение состоит в том, что надо переходить к программе экономического роста. Для этого нужно написать не имеющую никакого отношения к нынешней политике экономическую программу и после этого придумывать, какая нужна для этой программы кредитно-денежная политика. До того момента, пока цели и задачи не поставлены, говорить об этом бессмысленно».
Эксперты говорят: Центральному банку пора перестать бояться каждого шороха из-за океана. Выбирая путь против течения, правительство и ЦБ обрекают Россию на выживание и зависимость от Запада. Только суверенная экономическая политика, которую отличают дешёвые заёмные ресурсы, низкие налоги и развитая система социальной поддержки, способна дать импульс развитию большой страны. И тогда толщина кошелька каждого гражданина России не будет зависеть от санкций США и настроения иностранных инвесторов.
Источник: https://tsargrad.tv