Народный выбор как способ слепых управлять слепыми. Демократический выбор толпы, который распял Спасителя
Великий Аристотель говорил, что «крайняя демократия — та же тирания, только разделённая среди многих». Такая форма демократии сыграла определяющую роль в беззаконном суде над Иисусом Христом в Древней Иудее.
Когда римский прокуратор Иудеи, не найдя никакой вины на Спасителе, вывел его перед иудейским народом и сказал:
«Есть же обычай… да единого вам отпущу на Пасху: хощете ли убо, (да) отпущу вам Царя Иудейска», то тиранически настроенная толпа возопила: «Не Сего, но Варавву. Бе же Варавва разбойник»
(Ин. 18:39–40).
По поводу этого Вараввы, освобождения которого просили иудеи, существует несколько мнений: то ли он был простым разбойником-убийцей, то ли убеждённым бунтарём против Римской власти. Демократия всегда выбирает себе разбойников, они ей всегда ближе.
Дела Божии не вмещаются в горделивые человеческие умы. Но чудо преодолевает физические границы земного бытия…
Свободно собравшийся народ, якобы являющийся образцом беспристрастия, требовал у Пилата распять Христа. Пилат, обращаясь к народу, к этому собранному по случаю волнения плебисциту, явно надеялся, что народное собрание одумается, и он отпустит Иисуса Христа.
Но эти по-настоящему жестоковыйные и несчастные «избиратели» выбрали смерть Сыну Божиему. В чём же была Его вина? Почему казнь была так жестока? Иисус творил чудеса, исцелял больных, воскрешал мёртвых. Прокажённые очищались, слепцы становились зрячими…
Но иудеи выбрали для освобождения преступного Варавву и осудили на распятие безвинного Агнца.
Фото: pravoslavie.ru
Почему произошло это величайшее в мире беззаконие? А всё потому, что Иисус Христос не потакал народным страстям, иудейским мечтаниям о Мессии, не собирался утолять горделивые желания толпы. Он призывал их к покаянию, а они хотели народного вождя, политического деятеля.
Обезумевшие «избиратели», следуя обманным «партиям» фарисеев и книжников, которые манипулировали ими в своих интересах, обрекли на смерть свою надежду, того, кого ждали веками их предки как Мессию.
Какое жуткое общественное ослепление. Как толпа малоспособна находить правильное решение, следовать истине.
Если Сын Божий, Спаситель человеков, — писал знаменитый богослов, Святитель Иннокентий (Борисов), — отданный на суд народного мнения, не мог найти у него Себе предпочтения пред Вараввой и осуждён на смерть, то какая невинность и какая добродетель могут быть уверены, что глас ослеплённого народа не принесёт их в жертву если не своим, то чуждым страстям и прихотям?
Вопрос разумности, добродетельности, справедливости народных судов, слепоты подобных попыток отдать решение в руки толпы был решён ещё на Голгофе. Глупое многомятежное большинство сотворило величайшее преступление.
Фото: Romolo Tavani / Shutterstock.com
Вопросы о том, как лучше устроить власть в обществе, всегда волновали лучшие умы человечества. Поручить ли власть одному, распределить ли между немногими или распылить её на всю численность народа?
В эти дни перед Святой Пасхой, когда распятый Христос воскрес из мёртвых, Слово Божие по этому вопросу должно быть более близко любому человеческому сердцу. Библейское же учение о власти прозрачно и понятно.
Сам Творец говорит, что владеет «царством человеческим, и ему же восхощет, даст е» (Дан. 4:22). В притчах Он указывает, что: «Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду» (Притч. 8:15). И одновременно учит, как относиться к земной власти: «Несть… власть, Аще не от Бога; Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется» (Рим. 13:2).
Итак, библейское слово рисует власть как единодержавную, как богоизбранную. Никакой демократии, никакого народного правления.
Как образец для земной власти утверждается Царствие Небесное со строгой иерархией Херувимов, Серафимов, Архангелов и Ангелов. С единым Главой — Богом, Царём царей.
Какую роль играют отношения власти и народа? О важности нравственной адекватности власти и добровольности…
То же видим и в личности самого человека, устроенной по образу и подобию Божьему. Несмотря на множество составляющих членов его тела, управляет ими голова, и она одна. Так же и с внутренними способностями человека. Их величайшее множество, но всеми ими заправляет, владычествует над ними один разум.
Демократия же, равенство господствует, напротив, в мире животном, неразумном, безгласном. И там она проявляет себя в бесконечной борьбе всех против всех, где все являются друг для друга пищевыми цепочками, потенциальной жертвой, добычей.
Теряя веру, человечество всё больше расчеловечивается и погружается в мир животной демократии, где рыскают хищники, богатые и хитрые, и ищут своей добычи.
Демократия, власть толпы противостоит закону порядка и единодержавия.
Перефразируя высказывание одного демократического политика, демократическое правление предполагает дискуссию, но эффективно оно лишь тогда, когда вы способны заставить людей замолчать и подумать. А замолчать, как показала голгофская история, толпа не может, а думать не может — тем более.
Источник: https://tsargrad.tv