Обзор окружного послания патриарха Варфоломея
Здравко Пено Освободительный поход Русской армии на Украину  Русская Православная Церковь  Автокефалия на Украине  Русская цивилизация и Ватикан  Проблемы церковной жизни  Русская цивилизация 

По случаю 1700-летия Первого Вселенского Собора в Никее на официальном сайте Константинопольского Патриархата от 28 мая текущего года выступил патриарх Константинопольский Варфоломей вместе с митрополитами диаспоры данной епархии. В окружном послании подчёркивается значение Никейского Собора для утверждения веры в Господа Иисуса Христа как истинного Сына Божия, «единосущного Отцу», и осуждения ереси Ария, а также важность Собора в вопросах установления литургического единства и канонического порядка Церкви. Особо отмечена необходимость общего празднования Пасхи с римокатоликами, а также ответ Церкви на современные вызовы, с которыми человечество сталкивается. Послание призывает к евангельской верности вере и жизни Церкви, основанной на любви и надежде на Царство Божие.
Все, кто в большей или меньшей степени на протяжении последних десятилетий следит за положением дел в православном мире, являются свидетелями пагубной деятельности Константинопольского архиепископа Варфоломея, прежде всего в плане разрушения канонического единства Церкви, который руководствуется ложной уверенностью в том, что он служит Богу (Ин. 16:2). Его лицемерное поведение наилучшим образом выражается в русской народной пословице: «На словах — мёд, а на деле — лёд», учитывая, что, подстрекая украинский этнофилетизм (путём дарования «Томоса об автокефалии» в Фанаре от 6 января 2019 года) и вызвав раскол — отделением Православной Церкви Украины от Русской Православной Церкви, он несёт ответственность и за пролитие братской крови. Горький привкус, остающийся после его слов, окрашенных металлическим голосом, не может быть смягчён вдохновлённым пиетистическим гуманизмом и пафосом окружного послания. Его послания, возможно, не понимают легковерные и легкомысленные, но его понимают те, кто стоит в правой вере и обладает здравым смыслом. Лукавство и злонравие демонической стратегии современных экуменистов наилучшим способом выражает ещё одна поговорка многострадального русского народа: «Снаружи мажется, а внутри дьявол прячется». А поскольку дьявол особенно прячется в деталях, вот некоторые детали Послания, разоблаченные «ревностью по разуму» и преданностью истинам нашей веры.
1. В Послании утверждается, что «Никейский Символ веры ярко выражает неизменное убеждение, что еретическое отступление означает отречение от возможности спасения человека». Однако такое утверждение не находит подтверждения в самом документе, поскольку его автор, напротив, ссылается именно на еретиков. Называя их «христианским миром», Константинопольский епископ вместе с собратьями-архиереями призывает отпавших от веры, по случаю празднования 1700-летия Никейского Символа, строить свою деятельность «на принципах древней Церкви» — той самой, от которой они и отошли. Те, кто многократно попирал благочестие, по логике составителей циркулярного Послания, должны осознать «ценность общего усилия по борьбе с искажениями христианской веры». Несмотря на то, идёт ли речь о римокатоликах, которым в Послании уделено особое внимание, или о протестантах — и те, и другие, являясь еретиками, не могут предложить миру никакого приумножения «добрых плодов» жизни во Христе, по Христу и ко Христу, потому что, как говорит поэт: «Из египетского плена не выведет тебя рука фараона. Ложный избавитель ведёт кратчайшим путём — к новому рабству и Вавилону».
Хотя в Послании упоминается об осуждении ереси Ария, в нем не затрагиваются последствия арианского учения, которые привели к появлению филиоквистского добавления в Символе Веры на Западе, что нарушило целостность текста Никейско-Константинопольского Символа. Не будет лишним напомнить, что, начиная с VI века, в Символ веры насильственно вставляются слова: «и от Сына» (filioque), а на Третьем Толедском соборе, который состоялся весной 589 года, была даже произнесена анафема:
«Кто не верует в Святого Духа или не верует, что Он исходит от Отца и Сына, и не говорит, что Он соприсносущен Отцу и Сыну, — да будет анафема».
Борьба с арианами, которые считали Сына тварным существом и не единосущным Отцу, привела к стремлению «приравнять» Сына к Богу Отцу, включая приписывание Ему свойства, присущего только Отцу — исходить Святому Духу.
Принятие филиоквистского псевдодогмата вызывало сопротивление даже среди западных христиан. Уже на Латеранском соборе 649 года, при папе Мартине, вера в Святую Троицу исповедовалась без filioque. Эту вставку отверг и папа Иоанн VIII, поскольку во время проведения Великого собора 879–880 годов он поддержал правильное исповедание Символа веры Константинопольского патриарха Фотия, который в Окружном послании, направленном патриархам Востока за десятилетие до этого, назвал filioque:
«хулой, восстающей против Евангелия, противящейся святым Соборам, попирающей блаженных и святых отцов».
Разумеется, различные мнения римских пап по поводу еретического добавления filioque не могут служить оправданием, впоследствии сконструированного догмата о непогрешимости римских епископов, утверждённого на Первом Ватиканском соборе в 1870 году. Те, кто считает себя непогрешимыми в вопросах веры, находятся по другую сторону от священного опыта Церкви, засвидетельствованного её Соборами. Поэтому и ссылки патриарха Константинопольского на «дух Никеи» и возвращение к «существенному в нашей вере» не имеют никакого значения, поскольку они адресованы тем, кто пренебрегает учением отцов Церкви и её важнейшим документом — Никейско-Константинопольским Символом веры. Скорее, безумные экуменисты готовят ещё одну в ряду дьявольских уловок, а не сосредоточивают усилия на «открытии спасительной стороны догматов и их истолковании на экзистенциальном языке», как утверждается в Окружном послании.
2. В Послании дважды упоминается «неразделённая Церковь» — та, которая, по мнению автора текста, существовала до 1054 года и которая, после этого года, якобы разделилась и в таком состоянии пребывает доныне. Однако замалчивается истина о том, что в 1054 году не произошло разделения в смысле отпадения какой-то группы верующих от Церкви, сохранивших при этом православное исповедание веры. Речь идёт о том, что в этот год Римская епископия отторглась от полноты Православной Церкви. Иными словами, от Христовой Церкви отпали не некоторые благочестивые христиане по причине дисциплинарных проступков, а римокатолические еретики, которые были преданы анафеме, то есть лишились права литургического общения с Православной Церковью.
Попытки современных экуменистов свести данное отступление к простой схизме — будь то через утверждение так называемой «теории двух лёгких» одной Церкви или «теории ветвей» — оба противоречат богословию апостола Павла о Церкви как Теле Христовом и Господе Христе как Главе Церкви (Еф. 1:22–23; 4:15–16; 5:23; Кол. 1:18; 2:19; 1 Кор. 12:12–27). Согласно учению святителя Марка Эфесского, на которое ссылается и отец Георгий Капсанис в своей критике Равеннского документа 2007 года, Римская епископия «не обладает признаками, делающими её Церковью Христовой». Избирательное обращение Константинопольского патриарха к святым отцам и прикрытие их авторитетом в целях оправдания экуменических стремлений является совершенно контрпродуктивным, ибо святые отцы стали святыми не потому, что следовали логике мира сего или угождали сильным мира сего, как это ныне делают епископы с Фанара.
Настоящий последователь святого Николая Кавасила стоит на совершенно ином пути, чем тот, кто исторгает его цитаты из контекста и использует их как прикрытие для псевдоединства с римокатоликами. В своём сочинении «О жизни во Христе» (Περὶ τῆς ἐν Χριστῷ ζωῆς) святой Кавасила подчёркивал важность личного духовного опыта и непосредственного общения с Христом, что исключает любое человеческое посредничество (1 Тим. 2:5). Он также резко критиковал формализм и механический подход к таинствам веры, что характерно и поныне присуще римокатолической сакраментологии. Труд Кавасилы «Толкование Божественной литургии» (Ἐξήγησις τῆς ἱερᾶς λειτουργίας) является образцом православной мистагогии, в которой призывание Святого Духа (эпиклеза) занимает центральное место в освящении даров на Евхаристии. Без эпиклезы, и если ссылаться лишь на произнесение слов установления Литургии — как это делают римокатолики — не происходит пресуществление даров и они не становятся Телом и Кровью Христовыми.
Более чем очевидно, что Константинопольского патриарха не интересует евхаристическое богословие Церкви и живое участие в общении с Живым Господом, но его интересуют исключительно окольные дороги, которые могли бы привести к объединению с римским епископом — тем самым, о котором в Первой догматической конституции, принятой на Первом Ватиканском соборе (1870), прямо сказано, что он:
«истинный наместник Христа, глава всей Церкви, отец и учитель всех христиан».
Константинопольский патриарх не только не заботится о каноническом и литургическом единстве Православной Церкви, но он даже не проявляет малейшего стремления к исцелению раскола среди православных, которому сам был причиной, при этом без колебаний добавляя к нему и другие антиканонические нарушения. Поскольку повсюду, где он появляется, патриарх Варфоломей сеет семена раскола и умножает их на вселенском уровне, он вполне заслужил в церковной иерархии титул «вселенского раскольника».
Многократные призывы в Окружном послании к «возвращению к истокам — первоначальным каноническим установлениям неразделённой Церкви», с упоминанием о том, что «залогом этого наследия сквозь века был Вселенский престол Константинополя», — это лишь ещё одна из попыток установления восточного папизма, отвратительного и чуждого православному самосознанию. Патриарх, которого в разговорной речи называют «стамбульским» или «НАТО-патриархом», сумел распространить своё влияние на эллиноязычные Церкви и целенаправленно действует ради достижения доминирования эллинизма в Православии, даже если это происходит в ущерб самому Православию.
После Октябрьской революции 1917 года фанариоты словно утратили память о событиях прошедшего времени — особенно о тех, когда их соотечественники в тяжёлые времена турецкого ига искали и получали помощь от царской России. Их движение по горизонтали — в сторону сменяющихся центров мировой власти — привело к потере духовной вертикали и забвению о том, что они являются членами Христовой Церкви, устремлённой к Небесному Иерусалиму. Обращение к Соединённым Штатам Америки и поиск союзничества с Пентагоном подтверждают намерение Константинопольского патриарха — его мечту стать главой всего православного мира, что особенно после Критского собора 2016 года ускоренно реализуется в диаспоре.
Служение Фанара «без Божьего посланничества» привело к такому падению его авторитета, что константинопольский первоиерарх в Послании даже не выражает сожаления по поводу того, что юбилей Никейского Собора не удастся отпраздновать «торжественно и, по возможности, совместно всеми православными автокефальными Церквами», как это было записано в послании столетней давности. Ему не особенно жаль того, что не состоится празднование юбилея в сотрудничестве с самой многочисленной Православной Церковью — Русской. Он скорбит о «блаженноусопшем папе Франциске» и о том, что не удалось вместе с ним «в полном объёме» реализовать совместный проект празднования Пасхи уже в этом году. Главная причина отсутствия заботы о православном единстве — его рвение в роли субподрядчика НАТО в разрушении Русского мира, в преступных действиях по отделению УПЦ от Русской Православной Церкви.
Глобалисты с Фанара, однако, «в крепких объятиях» с римскими иерархами, не отказываются от своих кощунственных замыслов о ложном единстве — без и помимо Господа Иисуса Христа. В этом духе, по случаю 1700-летия Никейского Собора, проводят совместные праздничные программы и научные симпозиумы как на Западе, так и на Востоке — с целью показать, что вопрос единства якобы является делом времени, не зависящим от богословских разногласий и отсутствия реального литургического общения. Многолетняя проуниатская деятельность различных смешанных комиссий по сближению православных с римокатолицизмом принесла горькие плоды. Со всех сторон раздаются режущие слух звуки о «взаимной любви», звучащие лишь в надменных, пустых душах:
«Христос примирил нас. Расколы — это наша, а не Его проблема. С Его точки зрения раскола нет. То, что мы разделены, — знак того, что любовь Христова не вселилась в нас. Он примирил нас, даровал нам примирение, дал нам свободу идти навстречу друг другу без страха, что мы тем самым предадим свою веру, без страха стать наивными иренистами».
3. На экуменическом пути ложного единства маловерные «искатели духовных приключений» из Константинополя и по всей вселенной готовы прибегать ко всем доступным средствам — даже к пристрастию к астрологии и согласованию с движением небесных тел — лишь бы оправдать тщетные надежды на «духовное» объединение, в котором слепой ведёт слепого, и оба вместе падают в яму безверия. Так, совпадение празднования православной Пасхи и римокатолической в текущем году, несмотря на то, что подобное случалось уже не раз в этом веке, экуменисты всех мастей (особенно «радужных») представляют как «великое знамение» и «дар с неба», якобы более значительный, чем тот, что явился над Вифлеемом при рождении Спасителя. Событие над Домом хлеба (Бет Лехем — Бейт Лехем — לֶחֶם בֵּית), где родился Тот, Кто сошёл с небес (Ин. 6:33), ознаменовало начало нового отсчёта времени. Совпадение празднования Пасхи и праздника Песах в 1700-ю годовщину Никейского собора — это случайность, которую духовные манипуляторы используют как повод для нового «совместного» торжества — «Торжества торжеств».
Для сторонников новой римокатолической иеротологии не имеет значения, что Благовестие о Рождении Христовом — это выражение Божией воли, а решение о совместном праздновании Пасхи — результат человеческой. Совпадение обстоятельств возводится до уровня догмата, которому в будущем должно следовать празднование величайшего христианского события — Пасхи Христовой — в один и тот же день, с переходом из одного календарного стиля в другой. Так как торжественное празднование юбилея всё же не состоялось по человеческим ожиданиям — ни в 1925 году, на 1600-летие Никейского собора, потому что тогда, на Пасху, патриаршая кафедра Константинополя был вакантна (избрание патриарха Константина VI не было признано турецкими властями), ни в этом году, поскольку в сам день римокатолической Пасхи скончался большой сторонник псевдоединства, папа Франциск, — экуменистам остаётся ещё один вариант: может быть, если не раньше, то к следующему 1800-летию. До тех пор — кто доживёт, тот и поведает!
Истинно, хотя мы не знаем ни дня, ни часа Второго пришествия Христова (Мф. 25:13), по Божьему промыслу это, возможно, произойдёт именно в день Пасхи, чтобы радость верующих достигла вершины, а ложная вера многих, считающих себя христианами, была попрана. Окончательное разделение праведных от неправедных, без сомнения, произойдёт согласно Откровению, данному в Божием Евангелии (Мф. 25:31–46; 13:24–30; 13:36–43; 13:47–50; 7:21–23; Ин. 5:28–29). Встречая Христа, все, имеющие истинную веру, войдут в радость невечернего Дня, а неверные и еретики потеряют иллюзорную надежду на спасение. Времени больше не будет (Откр. 10:6), ни для чистилищного огня, ни для прочих обманов и спектаклей римокатолической толпы и подобных им псевдоправославных верующих.
Эти будущие события мы уже можем увидеть в зеркале нашей духовной действительности. Лживое согласие римокатоликов на совместное с православными празднование Пасхи исключает принятие веры в нетварные Божественные энергии, действующие в Православной Церкви, о чём ежегодно на Великую Субботу свидетельствует сошествие Благодатного Огня на верующий народ по молитве Иерусалимского патриарха. В отличие от других инославных народов — коптов и армян, — которые подходят к православному патриарху, целуют его десницу и получают благословение на принятие Святого Света для своих верующих, представители римокатоличества игнорируют это чудесное, сверхъестественное событие, тем самым проявляя пренебрежение к самому празднеству Пасхи.
Те, кто верят только в огонь сотворённой материи, ради которого они разжигали костры и сжигали инакомыслящих, и кто мечом и огнём в крестовых походах завоёвывали Иерусалим и иные святые места, ясно показывают, что они духовно не готовы и не достойны, чтобы Иерусалим «завоевал» их. Их ожесточённые сердца, отягощенные властью и алчностью, не способны смягчиться и впустить благодать Господа, пострадавшего и за них, как и за весь мир, именно в том самом месте, где каждую Пасху Благодатный Огонь нисходит на благочестивых христиан.
4. У деятелей нового экуменического движения и единства начинает иссякать терпение при осуществлении намеченных планов, и Господь Бог, как будто по какому-то закону, всегда заново не оправдывает их ожиданий. Поэтому они решили взять судьбу и Церкви, и мира в свои собственные руки. Новое ложное церковное единство, по замыслу патриарха Варфоломея, могло бы быть достигнуто посредством богословского диалога, точнее — «диалога жизни», ощутимого и действенного свидетельства уважения к «наследию неделимой Церкви». Поскольку в неделимой Православной Церкви Христовой не существует никакого первенства власти, Константинопольский патриарх готов «с умыслом» и по «чудесным своим способностям» перезагрузить даже само время — вернуться в первое тысячелетие, чтобы в будущем перераспределении сил было принято «первенство папы» над всеми епископами и архиереями вселенной, при этом и самому не остаться без пропитания, а быть признанным, по крайней мере, «восточным папой». Однако, с православной точки зрения, это невозможно, ибо, юридически выражаясь, это был бы «односторонний договор — без Бога», прецедент, упраздняющий принцип соборности, который на Никейском соборе 325 года сыграл решающую роль в принятии чрезвычайно важных догматических решений для жизни всей Церкви. Единственный реальный путь к единству с римско-католическим Западом — это путь полного и безусловного покаяния западных христиан, покаяния за преступный «диалог жизни», который они вели в течение последней тысячи лет, особенно с православными народами Востока. Только после такого просветления мог бы состояться богословский диалог — но при условиии, если римокатолики прежде отрекутся от богопротивных догматов и искренне, а не притворно, примут учение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
Разрешению кризиса в отношениях между православными и римокатоликами должно, однако, предшествовать установление ответственности за состояние в самой Православной Церкви (в особенности на Константинопольской кафедре), что уже давно является более чем оправданным поводом для созыва Великого Всеправославного Собора — не в карикатурном формате, как это было на Критском соборе 2016 года, а в духе Никейского и других Вселенских соборов. На этом соборе должно в полной мере проявиться начало соборности, как окончательный разрыв со всеми притязаниями на папизм — будь то первого, второго или третьего Рима. Таким образом, канонический порядок Церкви вновь и навсегда вернётся к своему источнику — литургической жизни и преданному служению Богу и ближним. Ибо именно в этом заключается смысл слов Христовых, обращённых к Его ученикам и ко всем нам: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10:42–44).
Этот краткий обзор Окружного послания одновременно является и призывом — не оставаться безмолвными свидетелями того, что происходит у нас «во дворе», перед нашими глазами, но с преданностью Истине воспротивиться опасности, которая угрожает Церкви от лицемеров и окрашенных гробов в её иерархии — тех, кто представляются пастырями Церкви Божией, а на деле являются её величайшими врагами, разрушающими её единство изнутри. Именно о них сказано, что приходят в овечьей одежде, а внутри — суть волки хищные (Мф. 7:15), и что будут выброшены во тьму внешнюю (Мф. 22:13), а тем, кто остаётся равнодушным и не противостоит злу, адресованы слова Христа: Поскольку ты тёплый, а не холодный и не горячий, извергну тебя из уст Моих (Откр. 3:16).
Здравко Пено, доктор, профессор Богословского факультета Сербской Православной Церкви (г. Фоча, Республика Сербская)
Источник: ruskline.ru







