О судьбе и почитании жены Ивана Грозного Анны Колтовской (схимонахини Дарии)

Диакон Петр Пахомов Иван Грозный 

Любители пересчитывать жён Царя Иоанна Грозного считают Анну Алексеевну Колтовскую четвертой по счету супругой Царя Иоанна. Но, кем она была в истории России, не интересует «объективных историков». В «Соборном определении» 1572 г. об этом браке говорится, что после его совершения «архиепископы и епископы проливали слезы, болезнуя о вине и виновном, читали устав вселенских соборов, рассуждали и положили утвердить брак, ради теплого , умильного покаяния Государева, с заповедью: не входить в храм до Пасхи и только в этот день причаститься Св. Тайн, год стоять в церкви с «припадающими», год с «верными» и вкушать антидор только в праздник».
Важны не только исторические факты, добытые даже со всем усердием и беспристрастностью. Но еще важно как подаётся та или иная информация и как она слушателями, читателями, зрителями. Подаётся она людьми от власти или при власти и обязательно только положительно или наоборот отрицательно. Но это во времени может меняться. И стрелка от крайней левой позиции ползет к правой. Общеизвестно, что некоторые исторические личности не имеют четкого лица – про них написано так много, а наврано еще больше.
Самый яркий пример Григорий Евфимович Распутин. Один из авторов книг о жизни Григория Евфимович доктор филологических наук Алексей Николаевич Варламов: «В том море книг, статей, фильмов, мемуаров, научных, большой частью околонаучных исследований, докладов и обзоров, бульварных книг, спекулятивных историй, которые посвящены Григорию Распутину, его подлинные черты давно утратились, стерлись, мифологизировались до такой степени, что восстановлению не подлежат. Вероятно, надо примириться с тем, что всей правды о Распутине мы так и не узнаем. И не потому, что знаем недостаточно, а потому, что знаем слишком много, и это знание наслаивается, как несколько одновременно звучащих в диссонансе музыкальных инструментов. Заставить их звучать в унисон невозможно. Но что возможно – так это расслышать и сопоставить отдельные голоса». Итак, про него нафантазировано столько, что нельзя различить реальные черты этой личности. Но стрелка народного почитания от крайне отрицательного значения в последнее время стала перемешаться в положительную область. И это показатель, пожалуй, самый объективный показатель.
Другой подобный пример, которого советские и западные идеологи всегда отправляла в крайне левую позицию царь Иоанн Грозный. Но главное понять, что народное почитание это такая же реальность, только духовная, хотя может быть не всегда подтвержденная историческими фактами.
Википедия: «14 сентября 1613 года Введенский монастырь был сожжён шведами, и монахини, в том числе инокиня-царица, по преданию, скрывались в лесу на берегу Царицына озера. Среди документов Новгородской приказной избы 1611-1617 годов (Госархив Швеции, Стокгольм) есть выписка, относящаяся к годам оккупации – она описывает достаточно бедное «жалование» на содержание царицы».
Православная энциклопедия: «Среди документов Новгородской приказной избы 1611-1617 гг., находящихся в Гос. архиве Швеции в Стокгольме (Ockupations arkivet från Novgorod, serie 2 — столбцы), хранится выписка, относящаяся к времени швед. оккупации Тихвина, о размере и формах «жалования» на содержание Д. (выписка была подана в новгородскую администрацию по неустановленному поводу, сопутствующие документы отсутствуют). Из выписки явствует, что средства выделялись нерегулярно и не в полном объеме».
Какова же была царица-инокиня в глазах народа? Википедия посчитала нецелесообразным использовать только чёрную краску, лучше светлое закрасить каким-то другим цветом – не будет бросаться в глаза явное противоречие: «Дарья почиталась в Тихвине и окрестностях в качестве местночтимой святой, как устроительница и благотворительница Введенского (Царицына) монастыря. Здесь праздновалась её память – на именины (19 марта) и день преставления (5 апреля)».
Но, память народная представляет царицу, не просто создательницей монастыря, а святой, сыгравшей немалую роль в истории России. Сохранилось письмо Тихвинского отделения Новгородского общества любителей древности от 13 августа 1913 г.
«Ваше Высокопреосвященство, Глубокоуважаемый Архипастырь! Обитель Введенская, что на Тихвине, ныне 17 августа, будет в молитвах своих воспоминать событие, памятно для нее, – бой со шведами под монастырем в 1613 году, и полное разорение монастыря, последовавшее за ним. На торжественное панихиде будет провозглашена вечная память благоверной царице Анне Алексеевне, во инокинях – Дарии, здесь в монастыре погребенной.
Великая подвижница во времена в шведского нашествия укрывалась в окрестностях Тихвина, у озера именуемого ныне Царицыным; здесь, в память её пребывания, устроена часовня и сберегаются остатки пещеры, где Государыня пребывала. Историческая заслуга царицы Дарии перед Родиной крайне значительна. Это несомненно она вызвала в тихвинцах протест против избрания иноземного государя и присоединена к Швеции; это несомненно она повлияла на установление сношений Тихвина с князем Димитрием Михайловичем Пожарским, результатом чего явилось боевое выступление тихвинцев против шведов; это несомненно она понудила Тихвин признать избрание Михаила Феодоровича. Юный начальник благополучно ныне царствующего Дома Романовых любил и жаловал инокиню-государыню; Царская Семья относилась к ней по-родственному, Царь ценил великую заслугу Дарии.
Современные почитатели великой подвижницы весьма бы желали почтить ее память на Царицыном озере служением торжественной панихиды. Было бы отрадно для окружающих и полезно для пробуждения религиозных настроений в народе устроить шествие к панихиде Крестным ходом. От г. Тихвина до Царицына озера по хорошей дороге считаем 9 верст Крестный ход можно бы совершить в ближайшее после 17 августа воскресение, то есть – 25 августа, в дальнейшее время от осенних дождей дорога может испортиться.
Тивинское отделение считает своим довести до сведения Вашего Высокопреосвященства, о таковом пожелании почитателей памяти Благоверной Царицы Дарии. С совершенным почтением Председатель С. Цвылев, секретарь И. Мордвинов».
Оба автора этого письма были замечательными краеведами. Цвылев Сергей Александрович (24.07.1890 – 25.08.1962) прожил долгую жизнь и все время работал переводчиком, библиотекарем и главное краеведом, потому что любил свой край. Везде, где бы не находился – на родине в ссылке в советское время, в немецких лагерях. Исаакий Петрович Мордвинов (1871 – 1925) много сил отдал истории родного края: создал Музей местной старины, написал историко-краеведческий труд «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье».
О Царе Иоанне Грозном писали многие, если не сказать почти все. Даже сняли юмористический фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова. Писали и о том, как он выбирал невест. Но какова бы не была процедура выбора, но на примере выбора Анны Колтовской видно, что жен он себе выбирал хороших и верных Царю и Отечеству.
Диакон Пётр Пахомов, публицист
Захоронение схимонахини Дарии (Колтовской) в Тихвинском Введенском женском монастыре

Источник: ruskline.ru






