Домой Россия Святая Царица-инокиня или Пенсионера на шведском содержании?

Святая Царица-инокиня или Пенсионера на шведском содержании?

3

О судьбе и почитании жены Ивана Грозного Анны Колтовской (схимонахини Дарии)

Диакон Петр Пахомов   Иван Грозный&nbsp

Любители пересчитывать жён Царя Иоанна Грозного считают Анну Алексеевну Колтовскую четвертой по счету супругой Царя Иоанна. Но, кем она была в истории России, не интересует «объективных историков». В «Соборном определении» 1572 г. об этом браке говорится, что после его совершения «архиепископы и епископы проливали слезы, болезнуя о вине и виновном, читали устав вселенских соборов, рассуждали и положили утвердить брак, ради теплого , умильного покаяния Государева, с заповедью: не входить в храм до Пасхи и только в этот день причаститься Св. Тайн, год стоять в церкви с «припадающими», год с «верными» и вкушать антидор только в праздник».

Важны не только исторические факты, добытые даже со всем усердием и беспристрастностью. Но еще важно как подаётся та или иная информация и как она слушателями, читателями, зрителями. Подаётся она людьми от власти или при власти и обязательно только положительно или наоборот отрицательно. Но это во времени может меняться. И стрелка от крайней левой позиции ползет к правой. Общеизвестно, что некоторые исторические личности не имеют четкого лица – про них написано так много, а наврано еще больше.

Самый яркий пример Григорий Евфимович Распутин. Один из авторов книг о жизни Григория Евфимович доктор филологических наук Алексей Николаевич Варламов: «В том море книг, статей, фильмов, мемуаров, научных, большой частью околонаучных исследований, докладов и обзоров, бульварных книг, спекулятивных историй, которые посвящены Григорию Распутину, его подлинные черты давно утратились, стерлись, мифологизировались до такой степени, что восстановлению не подлежат. Вероятно, надо примириться с тем, что всей правды о Распутине мы так и не узнаем. И не потому, что знаем недостаточно, а потому, что знаем слишком много, и это знание наслаивается, как несколько одновременно звучащих в диссонансе музыкальных инструментов. Заставить их звучать в унисон невозможно. Но что возможно – так это расслышать и сопоставить отдельные голоса». Итак, про него нафантазировано столько, что нельзя различить реальные черты этой личности. Но стрелка народного почитания от крайне отрицательного значения в последнее время стала перемешаться в положительную область. И это показатель, пожалуй, самый объективный показатель.

Другой подобный пример, которого советские и западные идеологи всегда отправляла в крайне левую позицию царь Иоанн Грозный. Но главное понять, что народное почитание это такая же реальность, только духовная, хотя может быть не всегда подтвержденная историческими фактами.

Википедия: «14 сентября 1613 года Введенский монастырь был сожжён шведами, и монахини, в том числе инокиня-царица, по преданию, скрывались в лесу на берегу Царицына озера. Среди документов Новгородской приказной избы 1611-1617 годов (Госархив Швеции, Стокгольм) есть выписка, относящаяся к годам оккупации – она описывает достаточно бедное «жалование» на содержание царицы».

Православная энциклопедия: «Среди документов Новгородской приказной избы 1611-1617 гг., находящихся в Гос. архиве Швеции в Стокгольме (Ockupations arkivet från Novgorod, serie 2 — столбцы), хранится выписка, относящаяся к времени швед. оккупации Тихвина, о размере и формах «жалования» на содержание Д. (выписка была подана в новгородскую администрацию по неустановленному поводу, сопутствующие документы отсутствуют). Из выписки явствует, что средства выделялись нерегулярно и не в полном объеме».

Какова же была царица-инокиня в глазах народа? Википедия посчитала нецелесообразным использовать только чёрную краску, лучше светлое закрасить каким-то другим цветом – не будет бросаться в глаза явное противоречие: «Дарья почиталась в Тихвине и окрестностях в качестве местночтимой святой, как устроительница и благотворительница Введенского (Царицына) монастыря. Здесь праздновалась её память – на именины (19 марта) и день преставления (5 апреля)».

Но, память народная представляет царицу, не просто создательницей монастыря, а святой, сыгравшей немалую роль в истории России. Сохранилось письмо Тихвинского отделения Новгородского общества любителей древности от 13 августа 1913 г.

«Ваше Высокопреосвященство, Глубокоуважаемый Архипастырь! Обитель Введенская, что на Тихвине, ныне 17 августа, будет в молитвах своих воспоминать событие, памятно для нее, – бой со шведами под монастырем в 1613 году, и полное разорение монастыря, последовавшее за ним. На торжественное панихиде будет провозглашена вечная память благоверной царице Анне Алексеевне, во инокинях – Дарии, здесь в монастыре погребенной.

Великая подвижница во времена в шведского нашествия укрывалась в окрестностях Тихвина, у озера именуемого ныне Царицыным; здесь, в память её пребывания, устроена часовня и сберегаются остатки пещеры, где Государыня пребывала. Историческая заслуга царицы Дарии перед Родиной крайне значительна. Это несомненно она вызвала в тихвинцах протест против избрания иноземного государя и присоединена к Швеции; это несомненно она повлияла на установление сношений Тихвина с князем Димитрием Михайловичем Пожарским, результатом чего явилось боевое выступление тихвинцев против шведов; это несомненно она понудила Тихвин признать избрание Михаила Феодоровича. Юный начальник благополучно ныне царствующего Дома Романовых любил и жаловал инокиню-государыню; Царская Семья относилась к ней по-родственному, Царь ценил великую заслугу Дарии.

Современные почитатели великой подвижницы весьма бы желали почтить ее память на Царицыном озере служением торжественной панихиды. Было бы отрадно для окружающих и полезно для пробуждения религиозных настроений в народе устроить шествие к панихиде Крестным ходом. От г. Тихвина до Царицына озера по хорошей дороге считаем 9 верст Крестный ход можно бы совершить в ближайшее после 17 августа воскресение, то есть – 25 августа, в дальнейшее время от осенних дождей дорога может испортиться.

Тивинское отделение считает своим довести до сведения Вашего Высокопреосвященства, о таковом пожелании почитателей памяти Благоверной Царицы Дарии. С совершенным почтением Председатель С. Цвылев, секретарь И. Мордвинов».

Оба автора этого письма были замечательными краеведами. Цвылев Сергей Александрович (24.07.1890 – 25.08.1962) прожил долгую жизнь и все время работал переводчиком, библиотекарем и главное краеведом, потому что любил свой край. Везде, где бы не находился – на родине в ссылке в советское время, в немецких лагерях. Исаакий Петрович Мордвинов (1871 – 1925) много сил отдал истории родного края: создал Музей местной старины, написал историко-краеведческий труд «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье».

О Царе Иоанне Грозном писали многие, если не сказать почти все. Даже сняли юмористический фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова. Писали и о том, как он выбирал невест. Но какова бы не была процедура выбора, но на примере выбора Анны Колтовской видно, что жен он себе выбирал хороших и верных Царю и Отечеству.

Диакон Пётр Пахомов, публицист

Захоронение схимонахини Дарии (Колтовской) в Тихвинском Введенском женском монастыре

Источник: ruskline.ru