Домой Россия Именование и образ нашей Церкви

Именование и образ нашей Церкви

2

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

Именование и образ нашей Церкви

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Пастырская проповедь&nbsp

Именование и образ нашей Церкви

Икону Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» можно назвать иконой нашей Церкви. Мы знаем много славных икон — Казанскую, Владимирскую, Тихвинскую, Державную. Предстательством Божией Матери через эти чудотворные образы Господь даровал нам в разные исторические периоды великую Свою помощь. И продолжает даровать доныне. Но икона «Всех скорбящих Радосте» — это именование и образ нашей Церкви. Она явлена как будто по частному случаю — чудесным исцелением умирающей сестры патриарха Иоакима в 1688 году. Но Промысл Божий показал через эту икону весь крестный путь Русской Православной Церкви. Не потому ли первые наши прославленные святые были мученики — благоверные князья Борис и Глеб и последний наш прославленный святой царь-страстотерпец Николай? Многими скорбями надлежит нам войти, по слову Христову, в Царство Божие. И путь наш воистину многоскорбный.

Эта икона, явленная накануне самых великих страданий Церкви, которые когда-либо были в истории человечества, стала благословением всех испытаний, которые пришли тогда на нашу землю, и благословением всех скорбей, которые мы переживаем сегодня.

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения», — говорит апостол Иаков (Иак. 1, 2). И апостол Павел свидетельствует, что единственное, чем он может хвалиться, — это не великие дарования и откровения, полученные им от Господа, а скорби (2 Кор. 12, 5). Иными словами, мы призываемся так жить и так молиться, чтобы открылась нам тайна Креста Христова. И тайна нашего усыновления Божией Материю в час Крестных Страданий Спасителя. Все заключается в том, чтобы мы благодатно достигли этого знания.

Если мы будем помнить, что вся наша жизнь проходит в присутствии Божием, наша молитва будет не о том, чтобы мы сделались способными слушать, а о том, чтобы мы сделались способными слышать. Человек, живущий преходящим мгновением, множит слова, но тот, кто истинно молится, слушает. Мы знаем, что Христос в Евангелии заповедует просить неотступно и что Он Сам именно так и молился. Но Его прошения всегда подчинялись принятию воли Отца Небесного.

И Божия Матерь учит нас, что обращение к Богу всегда означает нечто более глубокое, чем выпрошенное благодеяние: это должно быть выражением нашего сыновнего доверия — всецелого, всеохватного, которое абсолютно отличается от такой-то особенной нужды, от такого-то скорбного обстоятельства.

Как научиться такой молитве? Наша молитва Божией Матери за других дает нам особенную возможность вступить в общение с ними в присутствии Божием. Такая молитва есть знамение и выражение нашего сочувствия, нашего сострадания, лучше сказать, нашей любви к этим людям. Во всяком случае, будь это предстояние пред Богом в церковной или в домашней молитве, будь это прошение за нас самих или за других, молитва может осуществить в нас в предельной степени единство человека с Богом, то есть спасение. Это то, что было дано в полноте узнать Божией Матери, эта та радость, которую Она хочет сообщить всем скорбящим.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник: ruskline.ru