Домой Россия «История для него была русским православным путём»

«История для него была русским православным путём»

10

В Санкт-Петербурге состоялся вечер, посвящённый памяти Игоря Яковлевича Фроянова

Русофобия&nbsp

«История для него была русским православным путём»

Вчера в Санкт-Петербурге в здании Союза писателей на Звенигородской улице, 22 состоялся вечер, посвящённый памяти Игоря Яковлевича Фроянова, сообщает наш корреспондент. Организатором явился Союз писателей России, а конкретно: Борис Александрович Орлов и Александр Георгиевич Скоков.

На встрече присутствовало более 30 человек: учёные, кандидаты и доктора наук, писатели, представители творческой общественности.

Вечер открыл Александр Георгиевич Скоков, вкратце рассказав о научных заслугах Игоря Яковлевича Фроянова. А затем передал слово протодиакону Владимиру Владимировичу Василику.

В своём слове отец Владимир Василик передал свои впечатления от знакомства с Игорем Яковлевичем Фрояновым, подчеркнув его моральную силу и благожелательность. Он напомнил, что в тяжёлые 1990-е годы Игорь Яковлевич не только сохранил Исторический факультет Университета, но и сделал всё, чтобы на нём открывались кафедры, такие как: кафедра истории культуры во главе с Юрием Константиновичем Руденко; кафедра исторического регионоведения во главе с Юрием Владимировичем Кривошеевым.

Игорь Яковлевич Фроянов был не только прекрасным организатором, но и великим учёным. И не только наследником великих русских советских учёных, исследователей Древней Руси, таких как Греков, Тихомиров и Мавродин, но и основателем собственной школы, среди учеников которой есть такие видные учёные, как Алексей Владимирович Петров, Юрий Владимирович Кривошеев, Вячеслав Валентинович Шапошник и другие.

Следует отметить независимость мысли Игоря Яковлевича Фроянова: он супротив всех канонов марксистской историографии усомнился в феодальном характере Древней Руси и доказал её полисный строй. Мысль о полисном строе ранее была высказана другим великим русским советским историком-античником Эдуардом Давыдовичем Фроловым. За что он претерпел известные гонения, но остался при своей точке зрения.

Протодиакон Владимир Василик также рассказал о тех гонениях, которые обрушились на Игоря Яковлевича за книгу «Погружение в бездну», в которой он с математической точностью и скрупулезной научной добросовестностью, опираясь только на открытые источники, показал механизм крушения Советского Союза. И по известному принципу «у каждой катастрофы есть фамилия, имя, отчество» назвал поимённо виновников крушения Советского Союза, представителей переродившейся и продавшейся номенклатуры.

За это на него обрушилась травля так называемых коллег, а именно недобросовестных историков из Института истории Российской академии наук. Тех самых, кстати, которые позднее способствовали защите кандидатской диссертации небезызвестного исторического власовца Кирилла Александрова, а потом и его докторской диссертации в 2016 году. Отец Владимир рассказал об этой позорной защите, о том, как ей пыталась противостоять научная ветеранская общественность Санкт-Петербурга и о её результатах.

Также он коснулся научного творчества Игоря Яковлевича Фроянова после его беззаконного увольнения с должности декана в 2001 году. Протодиакон рассказал о смелой попытке раскрыть исторические причины опричнины и др.

Затем выступил директор Института востоковедения РГПУ им. Герцена Андрей Леонидович Вассоевич. Он подробно говорил о механизмах травли Игоря Яковлевича Фроянова в 2001 году, рассказал о той роли, которую внесли в неё Ганелин и Фурсенко, неформальные предводители санкт-петербургской исторической науки в начале нулевых годов, о механизмах шельмования, а также объяснил, почему Людмила Алексеевна Вербицкая была вынуждена принять участие в устранении Фроянова. Людмила Алексеевна, являясь дочерью репрессированного по «Ленинградскому делу», попавшая в детдом за то, что была дочерью врага народа, обвинённого в создании русской партии, боялась всякого упоминания о русскости и патриотизме, поэтому была вынуждена уволить Фроянова.

Кроме того, на вечере выступил Юрий Константинович Руденко с личными воспоминаниями об Игоре Яковлевиче Фроянове: о том, как он обустраивал жизнь факультета, как защищал своих подчинённых, о том, каким он был руководителем, учёным и человеком. Юрий Константинович коснулся культурологической составляющей работ Фроянова, а именно исследование специфики русской цивилизации и русского пути.

В своём выступлении Юрий Владимирович Кривошеин, заведующий кафедрой исторического регионоведения, рассказал о событиях конца 1970-х — начала 1980-х годов: Игорь Яковлевич Фроянов усомнился в феодальном характере Древней Руси, за что получил хорошо организованную кампанию со стороны своих коллег, во главе которой стоял Борис Александрович Рыбаков и другие. Рассказал о том, что, в конечном счёте, Игоря Яковлевича Фроянова оставили в покое.

Помимо представителей учёной общественности выступали и писатели. Алексей Анатольевич Бакулин, заместитель главного редактора «Православного Санкт-Петербурга», рассказал об опыте взятия интервью у Фроянова. Он поведал, что Игорь Яковлевич живо реагировал на любую несправедливость. Когда Алексей Анатольевич только заикнулся о том, что тогдашний главный редактор Александр Григорьевич Раков поступил с ним несправедливо, Фроянов перезвонил Ракову и устроил ему форменный разнос.

С горячим словом выступил Борис Александрович Орлов. Он рассказал о сотрудничестве с Фрояновым, о том, как тот выступал в Доме писателей, о той поддержке, которую оказывал ему Союз писателей.

В выступлениях других участников сквозила мысль, что Игорь Яковлевич Фроянов занимался историей в современном контексте, а именно: что история даёт для познания современности. Для него история была прошлым, опрокинутым в настоящее. А ещё история для него была русским православным путём, той историей, которую нам дал Бог.

«История для него была русским православным путём»

«История для него была русским православным путём»

«История для него была русским православным путём»

«История для него была русским православным путём»

«История для него была русским православным путём»

«История для него была русским православным путём»

«История для него была русским православным путём»

Источник: ruskline.ru