Домой Россия Когда же начнём достойно чтить наших павших воинов?!

Когда же начнём достойно чтить наших павших воинов?!

4

Обращение к главному редактору «Русской народной линии» А.Д. Степанову о судьбе Храма-памятника в Казани

Дмитрий Клинцов

 

Традиционные духовно-нравственные ценности России&nbsp

Армия РФ&nbsp

РПЦ (Русская православная церковь)&nbsp

Основы православной культуры&nbsp

Когда же начнём достойно чтить наших павших воинов?!

Фото: предоставлено автором

От редакции: К теме судьбы Храма-памятника на реке Казанке, где захоронены павшие при взятии Казани воины, мы обращались не раз. Власти Республики Татарстан, к сожалению, до сих пор отделываются обещаниями: восстановить, обустроить. Министерство культуры делает вид, что их это не касается. Какую-то инициативу проявляла Казанская митрополия. Но, похоже, это равнодушие заразило и священнослужителей. Об этом свидетельствует последний вопиющий случай, когда 1 января священники не нашли времени, что прийти в храм, чтобы помолиться с народом о душах павших русских воинов. И даже не дали ключи от храма, что люди молились на морозе в помещении, а не на улице. А среди пришедших помолиться людей были и участники СВО!

О судьбе памятника и о вопиющем равнодушии православных священников повествует это письмо от ветерана боевых действий, подполковника в отставке Д.А. Клинцова. Особенно скверно это выглядит в то время, когда наши воины сражаются за Родину в Специальной военной операции. Автор письма предлагает редакции обратиться к министру обороны России С.К. Шойгу и Верховному главнокомандующему В.В. Путину. Что мы и сделаем.

Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Меня, как ветерана боевых действий, труда, военного человека православного вероисповедания и Казанца, глубоко возмущает ситуация многолетнего игнорирования представителями местной власти проблем Храма-памятника Спаса Нерукотворного, стоящего посередине реки Казанки в самом центре города совершенно брошенным. А ведь это не только памятник федерального значения, а всенародная святыня, под ним похоронены православные воины, убитые в 1552 году в боях по освобождению Казани от враждебных агрессивных, русофобских и антироссийских сил.

Пишу Вам, поскольку на страницах РНЛ эта тема поднимается наиболее регулярно, и по публикуемым у вас материалам можно восстановить все перипетии на пути возрождения этой святыни и русского православного духа в нашем многонациональном и многоконфессиональном регионе. Спасибо большое Вам за это!

Мне, православному мирянину трудно об этом говорить, но и отношение нашей церкви к этому месту, Храму-памятнику и организации духовной деятельности прихода, не понятны и конечно далеки от значения этого места для всего русского мира, вселенского православия и нашей России.

Отрадно, что совсем было заброшенное за многие десятилетия запретов и духовной смуты место и храм, ожили в конце девяностых – начале нулевых. Тогда здесь образовался приход, начали проводиться богослужения, о Храме-памятнике стали писать в прессе. Последние двенадцать лет события освещаются в специальной группе Храма-памятника в социальной сети ВКОНТАКТЕ. Главным событием года, известным всем казанцам, стала иордань, которую ежегодно рубили около Храма-памятника на Казанке на праздник Крещения. Однако последние годы эта традиция, укоренившаяся за два десятилетия, стала кем-то регулярно отменяться, несмотря на возмущение православной общественности. Нет никаких объективных событий и условий, объясняющих необходимость отмены уже устоявшейся традиции и отмену крещенской иордани на Храме-памятнике на протяжении последних лет! Да и повседневная богослужебная жизнь, которая раньше велась здесь, можно сказать, на регулярной основе, сейчас постепенно совсем утихла.

Конечно очень большая радость, что именно последние годы здесь на Покровскую Родительскую субботу проходили соборные богослужения, возглавляемые епископом, и даже дважды самим митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом! Но это не может отменить необходимость регулярных служб на Храме-памятнике. Действительно, последняя служба на Храме-памятнике была лишь на Покровскую родительскую субботу 21 октября 2023 г. На ней во время проповеди настоятель протоиерей Алексий Чубаков (назначен сюда в июле 2022 г.) говорил о необходимости проведения здесь регулярных служб и помощи в разборе лесов внутри храма. Однако с тех пор никто из прихожан настоятеля или других священников его основного Духосошественского прихода, на Храме-памятнике не видел. Более того, как известно из социальных сетей, Храм-памятник регулярно посещают верующие люди и туристы, а настоятеля – нет на месте, храм закрыт, и оставлен даже без охраны! А ведь известны многочисленные случаи и публиковалась информация о вандализме и даже призывах и реальных попытках подрыва Храма-памятника. И от этого не спасут ни забор, ни сигнализация с видеонаблюдением, если это не муляжи. Храм-памятник брошен всеми, только народная тропа приводит сюда всё больше и больше верующих и туристов, но священнослужители в это время здесь отсутствуют.

Нельзя объяснить ставший известным в среде казанской православной общественности недавний случай, когда на Храм-памятник планировался выезд паломников, учащихся воскресной школы одного из храмов Казани с педагогами и родителями с целью православной экскурсии и молитвы, был заказан автобус.

Однако настоятель сообщил инициаторам, что не имеет возможности служить в этот день на Храме-памятнике, как и сослужащие ему в его основном храме священники. Православным детям отменили поездку, хотя на Храм-памятник приходили люди, которые не знали об этой отмене, что недопустимо.

На всю страну стал известен выход православных общественников к Храму-памятнику в день 14 декабря 2023 года во время прямой линии общения президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с народом и средствами массовой информации. Накануне события было опубликовано письмо-обращение к региональному правителю Республики Татарстан Минниханову Рустаму Нургалеевичу о необходимости обратить внимание на Храм-памятник. «Храм мог бы стать символом воинской славы России» – говорится в этом обращении, опубликованном на Русской народной линии.

И, как следует, из вашей же и других публикаций на следующий день, на данное обращение со стороны руководителя региона, его аппарата и местного министерства культуры – абсолютно нулевая реакция! Разве такое допустимо, и не пора ли Русской народной линии предпринять все усилия, чтобы довести ситуацию до Министра обороны России Сергея Шойгу, а может, до самого верховного главнокомандующего России и его команды? Ведь такое отношение к костям наших святых воинов в условиях СВО и непрестанных попыток размывания наших ценностей как внешними врагами, так и внутренними «засланными казачками» НЕДОПУСТИМЫ!

А переполнил чашу моего терпения и вынудил написать Вам сейчас, последний случай, на котором остановлюсь подробнее.

Речь об инициативе старых прихожан Храма-памятника совместно с Русской общиной с участием бойцов СВО провести в Храме-памятнике богослужение 1 января 2024 года, в день, когда вся наша церковь празднует память Илии Муромца. По всем храмам страны идут службы, читаем, что в Москве в Богоявленском Кафедральном соборе по инициативе Русской Общины и по благословению его настоятеля архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы пройдёт молебен преподобному, пишет группа ВК «Русская община».

Различные церковно-общественные акции в этот день, пропагандирующие не только память о народном герое Илие, но и ради пропаганды ЗОЖ и трезвости, проводятся последние десятилетия регулярно, можно вспомнить хотя бы духовно-спортивную акцию «Муромская дорожка», о которой тоже писала Русская народная линия.

А для Храма-памятника на Казанке этот день – особенный, потому что склеп под ним, в котором имеется гробик с останками тех самых древних русских воинов, освящён именно в честь Илии Муромца. А на дверях, ведущих в нижний храм-склеп, много лет была закреплена табличка, в группе сохранена её фотография, датированная 29 октября 2011 года. Так что 1 января на Храме-памятнике престольный праздник. Тем не менее, священники в этот день на Храме-памятнике отсутствовали, даже доступа ни в верхний, ни в нижний храм, и даже на территорию, не обеспечили. Прихожане, члены Русской общины и воины, как пишут телеграмм-каналы, молились среди сугробов на морозе и ветру. Я по своему здоровью и так редко могу посещать службы на Храме-памятнике, и в этот раз изучал официальную информацию по публикации на странице Храма-памятника.

Моему возмущению наступил предел – как может быть такое, что в престольный праздник храма, посвящённый Российскому воинству и его важнейшему святому богатырю Илие и воздвигнутому на братской могиле православных воинов, отсутствовал настоятель, или кто-нибудь из священников?! И, как пишется и видится, шестнадцать человек, включая двух женщин и наших воинов СВО, молились не в храме, а «под забором» среди сугробов на январском трескучем морозе!

Кто и как, и с какими глазами будет теперь у нас заниматься патриотическим воспитанием детей и молодёжи? Что после такого будет произноситься с амвонов наших церквей, какие молитвы и проповеди о российском воинстве?!

Подумалось, что может быть произошло какое-то недоразумение, недопонимание, или инициаторы не предприняли необходимые шаги для нормальной организации?

Пришлось провести целое расследование данного случая, и оно меня поразило ещё больше.

Инициатива почтить память Илии 1 января возникла сама собой, в Интернете и переписках. Инициаторы заранее вышли на настоятеля, он сказал, что дело благое, но ни он, ни кто-либо из двух служащих с ним священников не смогут поддержать инициативу. Поскольку в новогоднюю ночь у них в храме по основному месту службы будет литургия, и потом тоже плотный график и что у него ещё семья, и что подъехать служить на Храм-памятник даже на час ни в какое время дня никто не сможет, и просить ему тоже некого. Один из старых и хорошо известных прихожан в новогоднюю ночь специально посетил настоятеля после окончания службы и обратился с просьбой хотя бы дать ключи от калитки в заборе и от Храма-памятника, поскольку погода портится, МЧС рассылает предупреждения. И хотя настоятель поинтересовался, сколько человек планируется участников, в итоге наотрез и грубо отказал.

У меня имеются и свидетельские и документальные данные на случай подробного разбирательства, иначе бы я и не писал в Вашу редакцию, поскольку случай затрагивает внутрицерковную этику, кто-то может впасть в соблазн и искушение.

Но в данных обстоятельствах считаю обращение к Вам, Анатолий Дмитриевич, просто своей обязанностью православного христианина, воина, пусть отставного, и гражданина. Думаю, что обращение по церковной линии не дало бы результата кроме в лучшем случае замены настоятеля. Да, такое формальное отношение священника к своему служению, какое продемонстрировал нынешний настоятель Храма-памятника, недопустимо, тем более в случае такого святого служения. Поведение священнослужителя как махрового чиновника по отношению к пастве недопустимо вдвойне. А стояние прихожан, включая женщин и воинов, прибывших с передовой СВО домой на время лечения по ранению, в ожидании поправки и новой отправки туда – недопустимо вообще ни при каких обстоятельствах.

Но в целом дело касается не только церковной, но и местной светской власти, безразличия чиновников и местных правителей.

Анатолий Дмитриевич, до Президента России и главнокомандующего нам из Казани, по-видимому, никак не достучаться, хотя столько писем туда отправлено, я это знаю, слежу. Иначе бы руководство Республики Татарстан не проявляло подобное безразличие к Храму-памятнику и земным нуждам прихожан, находящихся на вверенной ему территории, хотя им написано и направлено прошений ещё больше.

Наступило Рождество, идут Святки. Но Храм-памятник так и стоит сиротливо, в нём не теплится молитва! И никто из нас, для церкви рядовых православных христиан уже, наверное, не знает, что ещё можно сделать, чтобы стало иначе. Хуже, чем я описал, наверное, быть не может!

Близится праздник Крещения.

Пожалуйста, помогите исправить ситуацию на нашем Храме-памятнике воинам, павшим при взятии Казани войсками Ивана Грозного:

— чтобы, как и последние десятилетия, на крещение здесь совершалось Великое Водосвятие на иордани, чтобы тысячи казанцев могли приобщиться в эти святые дни к святыням, узнать об истории родного края и России;

— чтобы здесь всегда теплилась молитва, проходили регулярные церковные службы;

— чтобы Храм-памятник был наконец восстановлен и стоял как встарь красивый, могущественный, и притягивал взгляды пассажиров всех поездов, въезжающих в Казань с Запада на Восток, и внимание всех жителей и гостей нашей прекрасной Казани;

— чтобы память о наших воинах была достойной, и не только здесь, а по всей России!

Дмитрий Александрович Клинцов, Ветеран Боевых действий, Ветеран Труда, Подполковник запаса, православный христианин

Источник: ruskline.ru