Лидеры стран Средней Азии съездили в США в гости к Трампу. Особенно триумфально вели себя президенты Казахстана Токаев и Узбекистана Мирзиёев. Они не только оказались самыми сладкоголосыми – наговорили президенту Америки больше всего комплиментов, но и заключили впечатляющие экономические соглашения: Токаев на 17 млрд долларов, а Мирзиёев – аж на 135 млрд. Иноагентские СМИ, верные своему курсу сыпать соль на любую рану Москвы и разжигать рознь между Россией и её союзниками, уже заявляют, что Кремль, мол, в шоке и расценивает эти действия союзников как предательство. Но так ли это? Царьград разбирался в ситуации, которая не так однозначна, как кажется.
Завоевали без войны
Угроза интересам России и Китая очевидна. США укрепляют свое влияние в Средней Азии, получают доступ к ресурсам этих стран, в первую очередь к редкоземельным металлам, необходимым для технологического развития и военной промышленности. Прокладывают транспортные коридоры к месторождениям в обход России (тут и Зангезурский коридор им оказался в помощь).
По итогам саммита в Вашингтоне США заполучили самое большое месторождение в Казахстане с запасами редкоземельных металлов в 20 миллионов тонн и беспрецедентные права на геологоразведку и добычу минералов в республике.
Это можно сравнить с недавней сырьевой сделкой с Зеленским. Воспользовавшись войной и бедственным положением Украины, США навязали ей настолько неравноправный колониальный договор, что значительная его часть держится в тайне – чтобы лишний раз не демонстрировать украинскому народу предательство режимом Зеленского национальных интересов, не подрывать мотивацию воевать за этот режим.
Но в Казахстане и Узбекистане войны нет. И никто с ножом у горла не может заставить Токаева с Мирзиёевым подписывать колониальные договоры. Однако же они это делают. С энтузиазмом и по доброй воле. Причём, по словам казахских экспертов, добыча редкозёмов будет вестись варварским способом с использованием ядохимикатов и сопровождаться радиоактивным заражением территории. А вся редкоземельная руда будет вывозиться на переработку на Запад – создание перерабатывающих заводов в самом Казахстане не предполагается.
Узбекистан же потряс суммами, которые республика намерена инвестировать в экономику США, – 135 млрд долларов на ближайшие 13 лет. Но денег на то, чтобы ежегодно вкладывать в Америку по 10 млрд долларов, у Узбекистана на данный момент нет. Но нельзя исключать, что они появятся. Узбекистан быстро развивается. Да, в 2024 году страна вошла в топ-3 самых быстрорастущих экономик Европы и Центральной Азии. Рост ВВП Узбекистана составляет под 6% в год.
Пятеро напротив Трампа. Фото с сайта президента Казахстана akorda.kz
Переведём на язык денег
Заключённые договорённости и озвученные цифры означают крутой поворот в сторону Америки. Так как доля США в экономике Узбекистана, несмотря на озвученный Мирзиёевым 4-кратный рост за последние 8 лет, была относительно невелика. Тут лидируют Китай и Россия.
В данный момент отношения между нашей страной и Узбекистаном носят характер стратегического партнёрства. И жители России ощущают от него выгоду. Самое наглядное – узбекские фрукты и овощи, а также одежда, изготовленная из узбекского хлопка, в наших магазинах (предприятия лёгкой промышленности Узбекистана создали в России уже 44 торговых дома). Портфель совместных проектов между странами сейчас порядка 60 млрд долларов.
Хотя доля российских инвестиций в экономику южной республики за последний год упала в 2 раза – с 14,7 до 7,7%. Но зато в первом полугодии 2025-го резко выросло число денежных переводов из России в Узбекистан и составило 6,4 млрд долларов. То есть за год примерно 13 млрд. Такие суммы, заработанные узбеками в России, вносят серьёзный вклад в ликвидацию бедности в Узбекистане (этот процесс в последние годы тоже ускорился). Их рост может свидетельствовать как о росте благосостояния мигрантов, так и об увеличении их количества. Обращает на себя внимание, что они примерно соответствуют суммам, которые Узбекистан в ближайшие 13 лет планирует инвестировать в экономику США.
Энергетический нюанс
Однако же у русско-узбекского сотрудничества есть и ещё одна, пожалуй, самая важная сторона – энергетическая. В 2023 году в Узбекистане на фоне холодной зимы случился энергетический кризис. Руку помощи протянула Россия. Благодаря поставкам газа кризис удалось относительно безболезненно преодолеть. А чтобы на фоне сокращающейся собственной газодобычи Узбекистана кризис не повторился, были заключены договорённости о стабильных и долгосрочных поставках российского голубого топлива. Причём по очень низкой цене – 160 долларов за 1000 кубометров в 2024 году (для сравнения, в Турцию Россия тогда продавала газ за 270−280 долларов, а в Китай – за 260−270).
Энергокризис в Узбекистане: люди мёрзли и голодали. Россия спасла. Скриншот с сайта uz.kursiv.media
Кроме того, Россия строит в Узбекистане АЭС, развивает химическую промышленность. Но главнее направление – именно энергетика.
В связи с этим возникает вопрос: не получится ли так, что Россия собственными руками будет снова вооружать своих противников, как это было после 2014 года с Украиной? Тогда Запад, готовясь к конфликту с Россией, накачивал Киев оружием, а мы продолжали поставлять ему энергоресурсы (да и до сих пор опосредованно поставляем).
Ведь добыча редкоземельных металлов, на которые рассчитывает Трамп, потребует дополнительных энергетических мощностей. А в Узбекистане, как показал 2023 год, и с имеющимися мощностями проблема. То есть Россия покроет дефицит энергии, необходимый для американской добычи в Узбекистане лития, вольфрама и других компонентов, необходимых в частности для развития вооружений? Не слишком ли это опрометчиво на фоне недавних учений в США с отработкой превентивного ядерного удара по России?
Сиюминутная выгода против стратегических интересов?
Понятно, что страны Средней Азии страхуются в ситуации нарастающего конфликта между Востоком и Западом, между Китаем – Россией и Америкой – Европой. И хотят понравиться всем. Но мы, как и в случае с Украиной, снова играем в опасные игры. Узбекские СМИ пишут о «парадоксальной ситуации»:
Несмотря на падение объёмов внутренней добычи, Узбекистан за первые восемь месяцев 2025 года сумел значительно увеличить доходы от экспорта газа. Поставки топлива иностранным покупателям принесли в казну 494,7 млн долларов, что на 24,1% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
В 2026 году транзит российского газа через Казахстан в Узбекистан должен вырасти с 3 до 11 млрд кубометров.
Страны Средней Азии страхуются в ситуации нарастающего конфликта между Востоком и Западом. И хотят понравиться всем. Коллаж Царьграда
О чём этого говорит? О том, что российские компании через Узбекистан занимаются перепродажей российского газа. В условиях ужесточения Америкой и Европой санкций против нашей газо- и нефтедобычи важно искать обходные пути. Да, они приносят деньги нашему государству и выгоду олигархам, но это опасные игры. Примерно в такие же играли с 2014 по 2022 год на Украине и доигрались. Как бы не доиграться и тут, не сковать себе руки этими нефтегазовыми маршрутами.
Возможно, в Анкоридже была заключена какая-то негласная сделка? Не имея возможности экономически взаимодействовать напрямую из-за взаимных санкций, Россия и США делают это опосредованно через Среднюю Азию, Белоруссию. Россия ведь недавно тоже предлагала Штатам разрабатывать добычу редкоземельных металлов на своей территории. Не срослось. Но зато срослось со Средней Азией. Да и Китай в эти бизнес-игры играет. В апреле он прекратил поставки в США редкоземельных металлов, а недавно снова возобновил.
А возможно, никакой сделки нет и в помине, и мы просто продолжаем пожинать плоды прежней политики, которую связывали с именем Дмитрия Козака – «отца» Минских соглашений, отвечавшего ранее в администрации президента за ближнее зарубежье. Политики, которая привела сразу к нескольким ударам в спину со стороны ближайших союзников. И к тому, что США как-то уж очень легко в последнее осваивают постсоветское пространство и подстраивают его под себя. Козак ушёл в отставку в сентябре, а механизм взаимодействия со странами СНГ формировался годами. Понятно, что за месяц ситуацию изменить невозможно.
Дмитрий Козак, отец Минских соглашений, больше не куратор ближнего зарубежья. Статья The New York Times о Дмитрии Козаке. Источник: NYT
Это очень большая проблема российской внешней политики. Либо мы выступаем в роли, в которой нас представляют как врага, как с Украиной и некоторыми другими произошло, либо как донора. До сих пор не удаётся выстроить российскую внешнюю политику в нормальном взаимовыгодном ключе,
– подытожил доктор политических наук, первый министр госбезопасности ДНР, политический обозреватель Царьграда Андрей Пинчук.
Источник: https://tsargrad.tv







