Домой Россия МЫ, или особенности национального квадромышления

МЫ, или особенности национального квадромышления

0

Преодолеть систему может только другая система

Георгий Ермолов

 

Традиционные духовно-нравственные ценности России&nbsp

МЫ, или особенности национального квадромышления

Квадр (итал. quadro – четырёхугольник) – крупный, правильно отёсанный и приготовленный для кладки каменный блок в форме прямоугольного параллелепипеда или призмы (Толковый словарь иностранных слов)

В недавних публикациях на РНЛ мы имели возможность ознакомиться с одними из последних замечательных мыслей Игоря Анатольевича Романова, в частности в материале «За победу над новой Хазарией», которые у меня, как рядового читателя, вызвали стойкую ассоциацию с известным романом Е. Замятина. Во-первых, потому что концепт статей – слово «МЫ», а во вторых – страшный, по сути, приговор, вынесенный в подзаголовок: «…кто способен думать без помощи телевизора».

Страшен он тем, что создаётся стойкое впечатление о сокращении в геометрической прогрессии таких индивидов в современном мире. Яркий пример – один из комментов, который приведу в сокращении, дабы не тиражировать продукт, ставший стабильно массовым: «Сумбурная статья обо всем на свете и ни о чем конкретно. Что-то смешались кони-люди… Начал хорошо, с вопроса как допустили концентрацию тысяч боевиков у границы, а потом перешел на ругательства в адрес фестивалей и Вайлдберриз. Оно тут при чем? Я понимаю, можно найти связь между моллюском на дне морском и Никитой Михалковым, если захотеть, но зачем вы все это наволокли про увеселительные мероприятия? Они каким боком к поставленному вопросу? <***> Растеклись мыслию по древу, намешали тут всего».

Вот этот перл, подписанный нетрадиционно-нежным ником «Фиалка» и наводит на пораженческие размышления, потому как являет собой красноречивый пример утраты самостоятельного беспротезного мышления. Действительно, в наших головах всё смешалось. Это к тому, что сегодня основной мозговой протез уже не телевизор, а смартфон, но об этом ниже. Ну и, подставляя другую щёку под нежное прикосновение лепестков Фиалки, позволю подмешать кое-что от себя.

Несколько лет назад на одном из собраний РНЛ помощники нашего социолога В. Семёнова обращались ко всем участником с одним вопросом: «Как бы вы охарактеризовали политический строй сегодняшней России?» Среди множества разнообразных ответов был и мой: «баблократия». Можно было бы отдать дань памяти Аристотелю и назвать «хрематистикой», но этот термин более экономический, а баблократия даже не столько политика, сколько господствующая мировая идеология в ранге религии. Надо честно признать, что глобализационная стратегия неоспоримо успешна, так как именно этот строй политики, идеологии, веры, да и самого бытия стал непоколебимо преобладающим на планете. Более того, он являет собой ту самую объединённую религию, о которой так давно грезили глобализаторы – религию мамоны. Проводники её – все, без исключения, власть предержащие, опирающиеся на «златолюбивых и властолюбивых», а «задыхающийся от смрада, и воюющий сам с собой народ» – её невольный и неосознающий адепт с мозговым протезом.

Именно поэтому мы и потребляем всю «инфернальную дрянь». Именно поэтому телевизор предлагает нам такие чудовищно омерзительные программы как «ДНК» или «За гранью» в рейтинговое время. Судя по продолжительности существования, их упоённо смотрят, и смотрят не потому, что предлагают, а предлагают именно то, что востребовано – невероятно изощрённые истории, тщательно подобранных, преимущественно среди русских, дегенератов и вырожденцев. Очевидно, что эти шоу уродов ориентированы на «простых людей», потому как «непростые» в это время дня ещё заняты своей непростой, по большей части паразитической работой, в том числе производством «сена» для жвачки, и «мутной жижи» для её запивания.

И этот народ – МЫ. Те, кто добровольно оплачивает построение «оазисов нехитрого счастья», кого никто не принуждает, и кто всё это делает с дебильной радостью. Атеисты утверждают, что не верят в Бога, которого нет, а есть некая абстрактная природа во главе с Дарвином. Узость мышления не позволяет им понять, что и у тех, и у других речь идёт об одном и том же, но под разными названиями. В таблицу умножения не обязательно верить, она от неверия не пострадает, и дважды два не перестанет равняться четырём. В мамону можно не верить, и даже отрицать свою приверженность его культу, но в то же время неукоснительно соблюдать все отправления и ритуалы.

И вот случилось страшное. Наши дети, повсеместно отрешаясь от реальности, впадают в контрантропоморфное состояние. Однако совершенно незамеченным остаётся то же явление относительно нас самих, потому как не сопровождается соответствующей атрибутикой, и это понятно – невозможно же явиться в офис в кошачьей маске с прицепленным хвостом. Коллеги сознательно не примут, несмотря на подсознательную идентичность. В это состояние мы погружаемся всё глубже уже не первый десяток лет, и поэтому было бы странно, если бы дети, будучи нашим зеркалом, не отразили своим поведением объективную реальность.

Исторически мучительный вопрос человечества о смысле жизни на самом деле предельно прост – это исполнение своего Божественного предназначения в нашем материальном мире. Еще проще понять, в чём оно заключается. Ошибочно мнение, что поиск этого смысла начинается в зрелом возрасте. Он начинается почти с младенчества. Все игры ребёнка – это поиск смысла. С момента осознания себя личностью, ребёнок приступает к самотестированию, самоидентификации. Накапливая впечатления и информацию, под их влиянием он начинает перебирать интересующие его в данный момент потенциальные виды деятельности. Сегодня он хочет быть космонавтом, завтра водителем трамвая, потом – пожарным, врачом, военным. Как правило, к моменту окончания школы, в той или иной степени формируется представление о желаемом роде будущей деятельности. Если человек остаётся верен своим мечтам – у него всё в жизни получается. Если же по мере взросления его юношеские устремления приносятся в жертву меркантильному конформизму, то с течением времени его неизбежно настигает чувство бессмысленности существования, потому что противиться божественному замыслу бессмысленно, а деньги, превратившись в самоцель, уничтожают все прочие смыслы.

Маленькую девочку из поколения постмиллениалов я однажды спросил: «Когда вырастешь, кем ты хочешь стать, чем заниматься?». Последовал мгновенный ответ: «Буду зарабатывать деньги». «Это понятно, а делать-то что будешь?». Минутная недоумённая пауза и взгляд, оценивающий степень тупости собеседника: «Говорю же – деньги зарабатывать!».

Ребёнок транслирует только то, что извлекает из своего окружения, своей семьи. Жизненные приоритеты многих семей сегодня поменялись, поэтому изменились и приоритеты нового поколения. Оно уже не выбирает пепси. Оно выбирает деньги, будучи обречённым на вечную неудовлетворённость.

По нашим нынешним оценочным критериям судьба этой девочки сложилась удачно. Начиная с подросткового возраста, она освоила методику наращивания ресниц и приобрела обширную клиентуру среди сверстниц. Поступила в вуз, выучилась на стилиста. В процессе учёбы скупала в интернете разнообразное барахло и продавала с хорошей наценкой. Познакомилась с достойным парнем, очаровавшим и родителей, и многочисленную родню, но имевшим один-единственный, но решающий недостаток. Он учился на дневном отделении вуза по непрестижному ныне производственному профилю, и наотрез отказывался совмещать учёбу с каким-либо бизнесом. Убедившись в твёрдости принципов избранника, она без сожалений его бросила. Замечательная девушка, мечта большинства современных родителей. Остаётся лишь пожелать ей встретить своего «златолюбивого и властолюбивого» олигарха.

Но вот ведь беда: не всем так везёт, как родителям нашей героини, не во всех младенцев от рождения внедрён дух мамоны. Например, к моему внуку, которому сегодня 4 года, уже прочно прилепилось прозвище «Кулибин», потому что с момента начала самостоятельного перемещения в пространстве он принялся разбирать всё на своём пути: мясорубки, миксеры, пылесосы, сливные бачки, радиаторы отопления. Вместо мультиков завороженно смотрит видеоролики ремонта роботов-пылесосов и монтажа кондиционеров. Добрался до отцовского джипа, который в итоге пришлось продать. Его ни на минуту нельзя выпускать из поля зрения, потому что даже в магазине, пока мать на что-то отвлеклась, он начал разбирать дорогую стиральную машину. Не ребёнок, а наказание. Для родителей, у которых дети как дети, бегают на четвереньках и едят собачий корм. С ними хлопот – никаких, потому как всегда на поводке (в буквальном смысле). Но моя дочь с мужем стоически несут свой крест без малейших сомнений в том, что время разборок неизбежно сменится временем сборки, и цена отцовского автомобиля несопоставима с ценой перспективы детских устремлений.

Уникальность эпохи постмодерна в том, что в ней все зеркала становятся кривыми, порождая не только такие, странные, на первый взгляд, явления как квадробинг, но и особый склад мышления, превращающий наш мозг в «правильно отёсанный и приготовленный для кладки каменный блок» с вмонтированным протезом в виде смартфона. Сложенная из таких блоков кладка, производит заданную мыслеформу, или квадромышление. Типичный тому пример – наша законодательная власть, необычайно метко охарактеризованная А.И. Бастрыкиным. Перечислять все гениально-актуальные законотворческие инициативы – «рука бойца колоть устанет». Чего стоит дума о налоге на бездетность. В советское время это тоже являлось немалым абсурдом, но тогда, хотя бы, была опора на господствующую идеологию, в которой семья – ячейка общества строителей коммунизма и т.п. Хоть какое-то, но обоснование. Но сегодня, при отсутствии какой бы то ни было идеологии, в рамках думского квадромышления стоит ожидать налогов на безногость, безглазость, а ещё лучше – на спортивность, поскольку, например, систематически бегающий на длинные дистанции, потребляет в разы больше кислорода, нежели кабинетный думский квадромыслитель.

Но это всё общие рассуждения «в пользу бедных», применительно же к нашей теме, то отдельный «блок» в лице депутата С. Колунова предложил запретить квадробинг, проведя одному ему ведомую аналогию с ЛГБТ, а родителей лишать родительских прав с привлечением к уголовной ответственности. А вот детский омбудсмен Татарстана И. Волынец пошла ещё дальше, охарактеризовав квадробинг «одним из любимых направлений педофилов». Правда, её отношение к последним значительно мягче, чем у Колунова к педерастам; она предложила ограничиться лишь штрафом для родителей.

Тем не менее, не всё так запущено. Преодолевая квадратно-гнездовые кладки нового национального мышления, пробиваются адекватно здравые мнения В. Милонова, Е. Мизулиной, Н. Останиной и, даже, Д. Пескова, который, вопреки утверждению своего шефа, не всегда «гонит пургу».

Но, всё же, из числа здравомыслящих парламентариев и иных общественных деятелей стоит выделить депутата Яну Лантратову, предельно конкретно и лаконично очертившую суть проблемы: «Мы, напротив, их (родителей) должны поддержать. Это не проблема родителей, это проблема общества. Поэтому решать ее мы должны вместе, не перекладывая вину на одну из сторон, ответственных за воспитание детей». Стоит напомнить, что родители – это и есть общество, то есть все МЫ. А вот конкретную ответственность за пропаганду явления должны нести СМИ, кино, интернет. По её информации пропагандисты движения из числа популярных блогеров отрабатывают зарубежные гранты, а кроме того, «интересно, что популярность квадроберства в последнее время растёт именно в России и на Украине». В последнем позволю себе усомниться: с трудом верится, что у детей Украины сегодня есть интерес к подобным забавам, но проблема в целом обозначена верно – чем на зеркало пенять, «не лучше ль на себя оборотиться?»

И, в самом деле, все мы взрослые люди, у всех дети, но никто не может придумать, что нам делать с самими собой. Мы не отдаём себе отчёта, что современные дети растут в непрерывном потоке красочной рекламной лжи, затопившей всё информационное пространство. Мозг ребёнка ещё свеж и восприимчив, и в отличие от взрослого не обтёсан, и не готов для заданной протезом кладки, но ложь, как жирные сточные воды канализации налипает на стенки извилин, блокируя прохождение редких капель правды, которая постепенно перестаёт восприниматься, поэтому бороться запретами и репрессиями с явлениями, подобными квадробингу, аналогично смазыванию прыщей зелёнкой при больном кишечнике.

В конце концов пора признаться – что-то происходит с нашей мыслительной деятельностью. То ли последствия ковида, то ли недавнее ковидобесие – следствие глобального квадро-преобразования, но одно несомненно – с нами что-то происходит: реальных, лежащих на поверхности опасностей не видим, а их следствия приписываем то проискам супостатов, то козням «пятой колонны», то плохой власти, которая плоть от плоти МЫ.

Кто-нибудь из нас даёт себе труд задуматься, откуда ребёнок детсадовского и младшего школьного возраста добывает информацию о явлениях, с которыми мы потом не знаем, как бороться? Мы, уже привыкшие жить с протезом вместо мозга, занятые, по большей части непроизводительной работой, в редкие свободные часы суём в руки своему чаду собственный протез, дабы не приставал с вопросами, на которые у нас нет ответов, потому что все ответы там, в протезе. Нам уже не нужно помнить таблицу умножения – в протезе калькулятор. Не нужно ориентироваться в пространстве собственного города – всё покажет навигатор. Нам даже нет необходимости напрягаться, обдумывая свои потребности – они услужливо заложены в протез, который ещё и новые для нас изобретёт, те, о которых мы и не догадывались. Воочию созерцая ежедневную городскую хронику, невольно вспоминаешь остроумный голливудский фильм «Суррогаты».

При виде уличной массы, поголовно уткнувшейся в протезы – на ходу, на переходах, на эскалаторах, в вагонах метро, за рулём, на скейтбордах в движении (!) – возникает обоснованное предвидение: если по какой-то технической причине все протезы одновременно зависнут, то мгновенно зависнут и их обладатели, кого где настигнет. Впрочем, обладатели зависают и так: видимо иногда протез выдаёт нечто такое, что квадромозг не в состоянии самостоятельно переварить. Этот чудесный гаджет полностью избавляет наш изнеженный мыслительный аппарат от необходимости напрягаться, и даёт прекрасные результаты: по последним данным ВОЗ (Всемирная Организация ЗдравоУНИЧТОЖЕНИЯ) в мире прослеживается устойчивая тенденция омоложения деменции, аж на 15-20 лет и, думается – нет предела совершенству! Да и наукой доказано: орган, не подвергающийся систематической тренировочной нагрузке, атрофируется с последующим переходом в категорию атавизмов.

Детские игры – поиск смысла, и их отправная точка – впечатления, получаемые из ближайшего окружения, не только человеческого, но и предметного. Они слышат домашние обсуждения профессиональных тем взрослыми. Если мама врач, учитель, продавец, повар, то девочки играют в больницу, школу, магазин или кухню. Сыновья, соответственно, копируют род занятия отцов. В любом случае, природа ребёнка нацелена на дело, и первый жизненный ориентир – дело родителей. Но если в семье все домашние обсуждения ограничены каким-то загадочным для детского восприятия понятием «бизнес», то никакой ориентир возникнуть просто не может. «Ничего личного, только бизнес». Любой современный бизнес, по определению, стирает понятие личности, лишает её суверенности, а деньги, становящиеся самоцелью, не оставляют ни времени, ни свободы, ни сил на детей. Все эти, простите за выражение, чайлдфри – наглядное тому подтверждение.

В семье, где речь идёт только о деньгах, ребёнку не на что опереться в поисках смысла. Он не может представить, как играть в папу бизнесмена. Ему даже невозможно объяснить, как папа на работе делает деньги из воздуха. Безусловно, если бизнес папы, например – автосервис, то сын, практически «обречён» играть машинками. Ну, а если папа банкир или биржевой брокер, да ещё подарил мальцу навороченный протез? Родителям с такими детьми, как описанная выше героиня, по нынешним меркам несказанно повезло, но их не так много. Наверное, к счастью, потому что в противном случае недалёкое будущее внуков представляется крайне смутно. Остальные же приходят к выводу, что становиться взрослым не интересно. Тем более что в повсеместно тиражируемой гламурной моде предписано иметь какую-либо живность, желательно экзотическую, таскать её, куда не попадя на руках, одевать в причудливые костюмчики, делать замысловатые стрижки в специальных парикмахерских, кормить из хрустальных вазочек и укладывать с собой в постель. Глядя на роскошную жизнь этих баловней судьбы, впору пожалеть, что не родился минипигом, или, на худой конец, самому записаться в квадроберы. Дети – наш безотказный индикатор. Если они захотели стать животными, значит мы уже давно ими стали.

Да и вообще, пора уже осознать, что бороться с системой, находясь внутри неё невозможно. Преодолеть систему может только другая система. Мы живём в системе баблократии, уродливая сущность которой не может породить ничего, кроме уродства. Победим эту декоративную зоофилию, возникнет что-то другое, не менее уродливое. Ведь бизнес, а точнее – бабломания, никогда не дремлет. По данным «Авито», прошлым летом продажи товаров для квадроберов в России выросли в 12 раз, а в Петербурге – в 37 раз. Также открылась новая ниша для предприимчивых умельцев, которые активно продают маски ручной работы по цене 5–6 тыс. рублей.

По новой глобальной традиции если в жизнь социума прочно входит абсурд, то он должен быть доведён до абсолюта. На том же «Авито» открылась вакансия для квадроберов. Зарплата больше, чем у машиниста метрополитена – 150 тыс. руб. Обещан «профессиональный рост, обучение и развитие». Трудно предположить, что подразумевает «развитие» – постепенное превращение в человека, или углублённое дальнейшее озверение, но судя по существу запроса, скорее всего второе. Преимуществом пользуются коты и лисы. В обязанности, кроме ужимок и прыжков, входит «подбор оптимального рациона питания для сотрудников компании». Видимо, в целях приучения офисного планктона к кошачьему корму или ловле мышей. Обязательное требование – справка от психиатра. Логично предположить, что психически здоровые не подходят. Неизвестно, замещена уже вакансия, или нет, но количество просмотров исчисляется сотнями.

Согласно исследованиям психологов увлечение детей квадробингом идет чётко с одобрения родителей. Иногда поведение самих взрослых выходит за рамки разумного – родители выгуливают на поводках лающих детей. Конечно, каждый неравнодушный индивид вправе вызвать психбригаду по месту дислокации происходящего, но вряд ли это решит проблему в целом.

Итак, мы уже выяснили, что виноваты не МЫ. Это – «пятая колонна», супостаты и плохая власть но, как всегда, остаётся вопрос – что делать? Правильнее было бы задаться вопросом – чего НЕ делать, и приложить хоть какие-то усилия, чтобы вновь осознать себя людьми. «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой». Потому что Бог даёт избавленье лишь тем, кто сам к нему стремится. Царь есть персонифицированное воплощение социальной среды, его выделившей. Ну, а герои не могут материализоваться в аморфной, интеллектуально инертной среде. Так что, если и есть возможность освобожденья, то только посредством «своей собственной руки», а точнее – мозгов.

Ну, а МЫ, следуя совету Игоря Анатольевича Романова, «чтобы не заканчивать на этой мрачной могильной ноте» последуем его примеру, и выпьем рюмку за победу. За победу здравого смысла и наше возвращение в систему человечности.

Ермолов Георгий Витальевич, редактор научно-публицистического журнала «Источник надежды»

Источник: ruskline.ru