Домой Россия «Мы жизнь байкальскую листаем»

«Мы жизнь байкальскую листаем»

3

О поэтическом сборнике Владимира Скифа «Страдающий пламень»

Лидия Владимировна Довыденко  

Собирательный образ мира. Свежий сборник  одного из самых ярких в созвездии поэтов современной России Владимира Петровича Скифа «Страдающий пламень» – это вновь  собирательный образ мира, написанный на байкальские мотивы песен осеннего ветра и весеннего пробуждения льдов, шёпота  листьев,  трав и цветов  в короткое лето, зимней «изморози в окне», мотивы вечного и сиюминутного, рождённые глубинными струями кристально чистой воды Байкала и мощью его исполинских берегов, где человек прозревает скрытые за горизонтом тайны бытия и Божественной сущности Мироздания. Оказавшись «на краешке судьбы», Поэт размышляет о России, о русском воинстве, о правде:

Русь моя, начнём всё сызнова!

Поднимайся из руин,

Чтобы жизнь лучами брызнула

Среди проданных равнин.

События внутренней жизни уподобляются природным катаклизмам, социальным катастрофам, которые подобны отсутствию солнца, без коего земля оскудевает:

Вся страна, как в оккупации,

Сникли отчие дымы.

Смотрит узник русской нации

Из души, как из тюрьмы.

Как известно, предназначение поэта в спасительном духовном обогащении читателя, в напоминании о славе предков, о подвиге и неизбежном единстве с героями:

 Хоть и маюсь душою безгрешною,

 Понимаю, что выбора нет.

 Надо пасть меж бедою кромешною

 И Россией, где жил Пересвет.

«Байкальская боль оставалась в душе», когда последнее сражение за уникальное озеро держал великий русский писатель Валентин Распутин, которому посвящает поэму Владимир Скиф:

Мы жизнь байкальскую листаем

И Лету переходим вброд.

Поэт вспоминает Валентина Распутина на Ангаре, о его протестах против строительства Братской ГЭС, «прокаловшей душу насквозь»:

Но он был прост и гениален

В бою со злом несокрушимым,

потому что понимал последствия вмешательства человека в извечную жизнь природы, меру взаимодействия души человека и природы, ответственность нашу как не ленивого тыла за спиной борца за планету, как часть Царствия Небесного:

Над тайгой – удушающий дым,

Под водою – кровавая тень:

Это гибнет последний налим,

Умирает последний таймень.

 

Как надгробье плотина встаёт,

И зажатая стонет вода.

То не Братское море поёт,

А гудит Мировая беда!

Обращаясь к жене Валентина Распутина – Светлане, поэт Владимир Скиф напоминает о том, что в потоках жизни

Святых церквей сияет позолота,

Трубит Архангел в знойной вышине…

 

Мерцает сумрак звёздною слюдою,

Взирает с неба Всемогущий Бог,

А на земле, засеянной бедою,

Уносит время почву из-под ног.

 

Но всё ещё не умирают нивы,

Цветут сады, и зеленеет лес.

И, может быть, поэтому мы живы,

И ждём прощенья Божьего с небес.

Поэма «Валентин Распутин» включает главы: «Сияние России», «Публицист», «Последняя битва», где в противостоянии добра и зла Россия не жертва, а судья на скрижалях судьбы, в духовной битве опирающийся на «древнюю силу», на «зрячее прозревающее сердце». Ум можно заболтать, а сердце, чувства не обманешь. Дух истины говорит через наших поэтов-пророков, для которых соединились в одно Политика и Поэзия, поэт и толпа, поэт и живой народ, и цифровое общество, толпа и индивидуализм. Поэтические произведения – не только для чтения и услаждения слуха, наслаждение ритмом, звуками и красками, но и для размышления и духовного роста. 

Библиотека Скифа. Вспоминается метро в Москве – «Рассказовка». Оно оформлено так: по стенам корешки книг писателей, колонны с ящичками каталогов и тоже с именами любимых или неизвестных авторов. Пассажиры метро читают имена писателей и понимают, как много не прочитано, как много не понято, не услышано.  Сборник «Страдающий пламень» – это, в какой-то мере, библиотека Скифа.  Избранное, классики, 20-й век: Цветаева, Есенин, Распутин, Вампилов, Клюев, Прасолов, Передреев, Рубцов… уникальная поэтическая Россия Владимира Скифа:

Мы вас помним. С вами ждём свиданья,

Передреев, Прасолов, Рубцов…

Вот и к вам на ветку мирозданья

Опустился Юрий Кузнецов.

Предназначение поэта – делать общество знающим, свободным от страха, людей – равными перед законом. Поэма «Сергей Есенин» — это образы любящих и любимых женщин поэта: Анна Изряднова, Айседора Дункан, Августа Миклашевская, Галина Бениславская, Лидия Кашина:

Я смотрю на него издалёка,

В сердце горечь, и смута, и страх.

Как Россия светло и жестоко

Отпечаталась в этих глазах!

Сколько сини и сколько простора

От озёр и от колкой стерни…

Ты верни его нам, Айседора,

От прошедшего века —  верни!

Уникальность поэта стала темой стихотворения «Единственный», для которого Владимир Скиф взял эпиграфом слова Есенина из письма к А. Кусикову от 7 февраля 1923 года: «Надоело мне это … снисходительное отношение властей имущих, а ещё тошней переносить подхалимство своей же братии к ним…»

Он единственный, кто сострадал

Воробью, и корове, и камню.

Лиру выстрадал, не опоздал,

Синеоким в бессмертье канул.

Он единственный, кто говорил

О согласье души с Мирозданьем.

Не Архангел на небе трубил,

А стихи наполнялись рыданьем.

Так случилось, что «карусель не друзей,  а врагов вкруг поэта плясала во прахе», инициаторов зловещего замысла, служителей не Завету Любви, а завету обладания:

Юный мальчик – он, кажется спит!

В мире не было горше потери!

Я-то знаю: Есенин убит

Чьей-то подлой рукой в «Англетере»!

Сергею Есенину было дано  понимание того, что происходит не просто противостояние природы и «железной цивилизации», которое сегодня стало противостоянием живого и мертвого, оно свершается на твоих глазах, переходя в цифровое общество. «Вселенская грусть то и дело Россию крылом задевает», «Русь вглядеться в себя забывает», предчувствуя  самоистребление, отключение памяти, наследия, величия культуры,   уничтожение всех видов искусств, навязывание пошлости, всего аморального. Пример «образованных мещан» — участники экономических форумов с привлечением психически нездоровых блогеров, инстасамок и прочего вырождения, банда ненавидящих традиционные ценности.

Но радостно думать, что Байкал ещё жив, хотя жадная рука буржуина уже присосалась насосами к чистейшим глубинам озера и закачивает его в пластиковые баллоны, чтобы продавать…

Сергей Есенин —  он под Богом был.

И на вопрос, который не был шуткой:

«Кто в мире Вы?», – сказал, как отрубил:

«Кто в мире я? Я – Божья дудка!»

Вечный двигатель природы. Отрадно читать Владимира Скифа про цветы, деревья и травы, о птицах и насекомых. Калейдоскоп имён находит себя в пространстве и времени года.  Потрясает «Месяцеслов» – этот вечный двигатель жизни – смена времён года. Сколько звуков и красок в, казалось бы, мёртвой тишине белой зимы:

И киноварь зари проклюнула железо

Небесной скорлупы, и коршуном январь

Спустился с высоты, заклекотал над лесом,

И в колокол небес ударил пономарь.

(«Январь»).

Весна перетрясла пуховые постели,

В жаровнях вечеров расплавила снега.

Под окна принесла стозвонный шум апреля,

Ревущая, как лось, ледовая шуга.

(«Апрель»).

Прошёл алмазный дождь, полил живые грядки.

За всходами следить желанно, сладко мне.

На даче у меня сегодня всё в порядке,

Вот только нет его в запущенной стране.

(«Июнь»).

Из дальнего угла прикатится колечко

Зажжённой от зари, кручёной бересты:

Стреляют в Белый Дом, и вздрагивает свечка,

И ходят мимо сна тяжёлые кресты.

 

В мерцающих ночах не отступлю от лиры.

Для сердца песнь её была поводырём.

Царапается лист в окно моей квартиры,

Простреленный насквозь тем Чёрным октябрём.

(«Октябрь»).

«Месяцеслов» – это выход из боя, из усталости, это начало нового, новая энергия и новые возможности, это плодотворность дня, залечивание ран.

«Поэзия – есть Божье дуновенье». Наследник лучших образцов русской поэзии, Владимир Скиф обращается к жанру венка сонетов: «Байкал», «Родина», «Под знаком Водолея», «Меж звездой и елью». В них звучит ответственность за судьбу мира, торжество добра и благородства, тяга к истине, взаимодействие всего сущего:

Ах, память, память, сердца не жалей,

Пути-дороги позабыв к веселью.

Над бугорком – солдатскою постелью –

В бокал солдата вечности налей.

Жизнь идёт извне, лучи солнца наполняют жизнью земные организмы. Все живое существует благодаря солнцу и его энергии. Количество живого вещества постоянно, каждая часть биосферы переплетена с другими.  И для экологического равновесия имеет значение нравственность, о которой беспокоится поэт, занимаясь вразумлением толпы:

Я высший смысл в мытарствах нахожу.

Я там ищу труда и вдохновенья.

То мыкаюсь бесцельно, то пишу…

Поэзия – есть Божье дуновенье.

(поэма «Поэт, некто и толпа»).

Проблема человека – потребность в справедливости и счастье в  плавильном котле Света и тьмы. Нужны люди, будящие совесть, призывающие просыпаться от духовного сна, освобождаться от духовного мусора, зовущие идти к мудрости. Технически вооруженный дикарь обречён на вымирание. Мы в ответе за всё и всех, потому что человек – он умный, но не мудрый, когда исповедует алчность и индивидуализм. Земля – это часть космоса, соединяясь с ним, мы дышим правдой и истиной, которую постигают и вручают нам поэты:

Разлуку колокол поёт,

По снегу длятся тени.

В ночи пред Пушкиным встаёт

Россия – на колени…

(поэма «Пушкин»).

Океан русской поэзии наполняет голос интуиции, связанной с мировой душой, мировым сознанием, с жизнью, как космическим явлением. Поэзия Владимира Скифа – это могучая воля, сила духа, интеллекта, таланта и огромное желание служить обществу. Благодаря его творчеству мы постигаем, что лучшие люди на Земле те, что под Богом ходят! А Байкал – место его памяти, веры, любви и надежды.

В то же время нерасторжимые узы связывают нас, жителей берегов 13 морей России, берегов великих и малых рек и озёр с берегом Байкала. И если мы хотим внутреннего роста, то откроем новый сборник «Страдающий пламень» поэта Владимира Скифа, у которого есть свойства Апостола:

Скажи, деревня, так ли я живу?

Я жду совета, помощи, участья.

В скорлупку сердца стукнет клювик счастья,

Когда тебя увижу наяву… 

(«Деревня». Венок сонетов).

Скиф Владимир Петрович – автор 34 книг и собрания сочинений в 7-ми томах, член Союза писателей СССР, Член СП России. Секретарь Правления Союза писателей России. Член Приёмной коллегии Союза писателей России. Член редколлегии журнала «Подъём» (Воронеж), зав. отделом поэзии журнала «Сибирь». Советник Губернатора Иркутской области по культуре.    В. П. Скиф награждён Орденами «За службу России» (2010), «Нестора Летописца» (2019), «Золотая звезда Достоевского» (2022),  Лауреат Международных и Всероссийских литературных премий им. П.П. Ершова (2009), «Белуха» им. Г. Д. Гребенщикова (2013), им. Николая Клюева (2014), «Югра» за перевод «Слова о полку Игореве» (2015), Четырежды Лауреат премии издательского дома «Российский писатель», Лауреат премии журнала «Наш современник» (2015), Имперская культура им. Э. Володина (2016), Лауреат конкурса одного стихотворения «Донбасс, Донбасс, земля моя, ты весь горишь в огне» в Петербурге за стихотворение «Бескрылый ангел» (2016), Лауреат Большой литературной премии России, Пятикратный лауреат Губернаторской премии Иркутской области.

Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор литературного журнала «Берега» (Калининград), секретарь Союза писателей России, кандидат философских наук, член Союза журналистов России, почетный гражданин Балтийского городского округа, член Литературного форума «Мiръ Слова» при Издательском совете Русской Православной Церкви, член президиума Международной Академии русской словесности, член Союза писателей Союзного государства, автор 38 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик, член Русского географического общества, лауреат литературных премий имени Н. Гумилева, Б. Корнилова, Союзного государства, «Мыслящий тростник» имени Ф.И Тютчева, национальных премий «Золотое перо Руси» и «Золотой Витязь»

Источник: ruskline.ru