Домой Россия Не крестный ход, а ход Креста

Не крестный ход, а ход Креста

2

Великий Русский Путь – из Херсонеса в Москву с Крестом-мощевиком

Не крестный ход, а ход Креста

Сергей Забурниягин

 

Традиционные духовно-нравственные ценности России&nbsp

Русская цивилизация&nbsp

Не крестный ход, а ход Креста

Фото: предоставлено С. Забурниягиным

7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, после Божественной литургии из купели русского крещения – Херсонеса – вышел Великий Русский Путь. Паломническую группу возглавляет постоянный автор «Русской народной линии», член «Русского Собрания» Сергей Викторович Забурниягин. У Великого Русского Пути – двуединая задача: духовная – это Крестный путь, или путь Креста, как говорит сам С.В. Забурниягин, и государственная – прокладка маршрута для пешего туризма с элементами паломничества по России. Напомним, что в 2021 году наш герой с группой единомышленников осуществил уже часть проекта под названием «Великий Северный Русский Путь», когда паломники прошли пешком от Москвы до Соловков. Об этом он рассказывал в интервью РНЛ. И вот в 2024 году – вторая часть проекта от Херсонеса до Москвы. О крестном ходе с Кубани, где сейчас идут крестоходцы, рассказывает в эксклюзивном интервью РНЛ сам его организатор.

Мы вышли в крестный путь в Херсонесе в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля. В Керчи встретили Светлое Христово Воскресение. И после Пасхальной ночной службы переехали через Крымский мост. И пошли в крестный путь по Кубани. В пути нас спрашивали: вы идёте крестным ходом? Я обычно отвечал: не крестный ход, а ход Креста. Идёт человек и несёт на себе Крест-мощевик. Второй человек идёт с камерой, а третий администрирует – ищет, где ночевать и что поесть. И мы поочередно меняемся.

На сегодняшний день мы прошли уже больше тысячи километров. Мы стараемся не выбиваться из графика. И даст Бог, в начале августа, как планируем, войдём в столицу, чтобы 10 августа принять участие в праздновании 500-летия Новодевичьего монастыря. А 19 августа мы принесём этот Крест к Корсунскому кресту – к оригиналу в Переславль-Залесский.

Как правило, в субботу на вечернем Богослужении мы оставляем Крест в храме, а днём в воскресенье после Литургии его забираем и отправляемся в свой дальнейший крестный путь.

Мне радостно, что народ на Кубани очень верующий и отзывчивый, сердцем всё воспринимает. Конечно, здесь обителей не так много, ведь это не северная Фиваида, но всё же и здесь есть святыни. К примеру, я открыл для себя нового подвижника – схиархимандрита Георгия (Савву). На кубанской земле люди его почитают как святого подвижника наших дней. Он открыл множество обителей на Кубани, в частности, женский монастырь в честь Марии Магдалины. Словом, тут Фиваида отца Георгия. В 2011 году отец Георгий преставился и был погребен на хуторе Некрасово Тимашевского района на территории подворья монастыря.

А теперь немного расскажу о нашей святыне, которую мы сопровождаем: Крест-мощевик – малая копия Корсунского креста, который хранится у матушки Евстолии, игумении Свято-Никольского женского монастыря в Переславле-Залесском.

По преданию Крест-мощевик – один из крестов, заказанных князем Владимиром для хождения на Иордань. Как мы знаем из истории, было массовое крещение несколько раз в год, не как сегодня, когда таинство крещения совершается во многие дни.

Наш Крест – копия Корсунского креста с мощами: в центре частица Животворящего Креста Господня, сверху святой Иоанн Предтеча, святитель Николай, прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский, прп. Иосиф Исихаст, благоверные князья Андрей Смоленский, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Борис и Глеб, великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученицы Варвара, Екатерина и Ирина, прп. Алексий, человек Божий, священномученик Климент, Папа Римский, прп. Корнилий Переяславский, равноапостольные Владимир и Ольга и праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы. 22 святыни в мощевике – частица Животворящего Креста Господня и 21 святой.

Как я воспринимаю наш Крестный ход? Идёт Крест, перед Ним идут святые, а мы выполняем функцию возницы, несём Крест. Господь сподобил на такое ответственное дело. На Кресте-мощевике представлена полнота Православия: пророческий чин, преподобные, страстотерпцы, великомученики, благоверные. Крест – святыня православного мира, и этот наш крест будет храниться, по благословению матушки Евстолии, возле нашей великой святыни – Годеновского креста.

Пока идём, народ на приходах вникает, батюшки рассказывают, что мы прокладываем Великий Русский Путь от Херсонеса до Соловков. После проповеди в храме пастыри передают слово мне, и я рассказываю о Кресте, о том, что возрождение пешего паломничества по Руси – задача как духовная, так и государственная.

Пешеходные трассы должны быть построены и оформлены как историко-культурные тропы, которых нельзя перекраивать. К сожалению, нынче стало так: поле выкупили какие бизнесмены, забор поставили, шлагбаум воткнули и написали: частная собственность, ходить и дышать тут нельзя.

Вот эти пешеходные тропы инструмент воспитания нашего народа. Ведь если человек не знает своей страны, то не сможет её полюбить, а если он не сможет любить Отечество своё, то о каком патриотизме можно говорить? Поэтому формирование пеших троп – государственная задача! Надеюсь, что будет принят соответствующий закон.

На сегодняшний день наш маршрут построен таким образом, чтобы посетить как можно больше духовных историко-культурных центров, духовно соединить Херсонес и Соловки.

Херсонес – купель Крещения, а Соловки – Голгофа русского народа, где произошло исповедничество веры нашим народом. Но вообще-то Крым и Соловки удивительно похожи? Крым – это мощевик, который был собран Богом в первые пять веков. Ведь сюда на окраину Римской, а потом Ромейской империи – в Абхазию и Крым – ссылали исповедников, мучеников.

ХХ век исповедничества – это Соловки. Поэтому Крым и Соловки – два мощевика: один на Чёрном море, другой на Белом море. Во время крестного шествия всплывают духовные образы, приходит понимание, что Великий Русский Путь соединяет два мощевика – Крым и Соловки. А Москва как духовный центр играет в этом свою важную роль.

Сегодня Крым – единая военная база, построены мощные линии обороны. Мы это увидели. С одной стороны – тревожно, пахнет войной, а с другой стороны – радостно, что к вопросу защиты подошли основательно. Крым укреплён достойно.

Крымчане нас спрашивали: вы что – простраиваете духовный щит? Нет, Господь ведёт. Ведь, что есть Крест? Это не просто символ, а орудие нашего и спасения, и защиты. Мы читаем слова молитвы: Огради нас, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, и сохрани нас от всякаго зла.

Что вкладывает Господь в наше шествие – только Ему и ведомо.

Был у нас изначально проект «Великий Русский Путь». Мы к нему готовились, планировали маршрут, обсуждали. Но, признаюсь, я даже не подозревал, что у нас будет такой Крест-мощевик.

Но матушка Евстолия вручила мне Крест и охранную грамоту, что Крест принадлежит женскому Никольскому монастырю, а ответственное лицо за сохранение Креста – Забурнигянин Сергей Викторович, который должен вернуть данную святыню 19 августа в монастырь. И проект стал совсем другим…

Народ нас встречает радостно. На Радоницу мы были в станице Каневская. Там ко Кресту приложились более 200 человек. В тот день мы, как обычно, пробудились ото сна в четыре утра, через полчаса вышли в путь, а к восьми утра уже прошли порядка 20 километров. Я так с Крестом и зашел в храм на Литургию. Даже не успел взять благословение у священника. Потом попросил алтарника взять благословение положить крест на аналой. В конце службы вышел батюшка, расспросил меня – кто, откуда? И попросил оставить Крест на аналой до 14-00, чтобы они предупредили людей и они могли приехать и приложиться. Люди приезжали. Больше 200 человек.

По благословению матушки Маргариты, игуменьи Новодевичьего монастыря, мы собираем записки – у нас уже набралась целая коробка. Я матушку уже предупредил, что принесём пол багажника записок. Мы же идём на торжественную Патриаршую службу. Поэтому люди подают записки для Новодевичьего монастыря. Кстати, многие тут, в глубинке, ничего о монастыре и не знают. Троице-Сергиеву лавру и Дивеево знают, а Новодевичий монастырь не все знают. Поэтому я им рассказываю историю – про Василия III и обет, про Смоленскую икону, почему идём именно в Новодевичий монастырь, что Божия Матерь Одигитрия наша путеводительница. Словом, понемножку и мы занимаемся катехизацией русского народа.

У нашего Крестного хода уже сложилась традиция – один раз в день в наиболее подходящем месте мы останавливаемся для благословения четырёх сторон света крестом и поём тропарь Кресту, но по чину, как было опубликовано «Русской народной линии»: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православному Царю на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.

Так и идём с Божией помощью. С Богом и Крестом!

Фото предоставлены Сергеем Викторовичем Забурниягиным

Не крестный ход, а ход Креста

Не крестный ход, а ход Креста

Не крестный ход, а ход Креста

Источник: ruskline.ru