Домой Россия Недостаточно избавить народ от пут прошлого

Недостаточно избавить народ от пут прошлого

2

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Недостаточно избавить народ от пут прошлого

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Пастырская проповедь&nbsp

Недостаточно избавить народ от пут прошлого

Фото: Г.И.Семирадский/muzei-mira.com

Христос воскресе!

Снова мы приглашаемся к этой таинственной встрече у колодца Иакова. Как сказал когда-то патриарх Иаков: «Истинно Господь на месте сем, а я и не знал!» Мы могли бы праздновать еще один праздник Богоявления: Бог явился человеку, Он лицом к лицу с самарянкой, от начала Сущий: «Я, Тот, Кто говорит с тобою».

Но прежде чем осмелиться войти в эти таинственные глубины, мы должны увидеть во всей реальности человека, которому грех не дает встретиться с Богом. Так в начале Херувимской, открывающей среди нас присутствие Божие, священник молится от лица всех: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми или сластьми приходити и приближитися, и служити Тебе, Царю славы». Пока человек не откажется от греха навсегда, как самарянка, он не станет Божиим, Христовым, христианином.

Мы слышали сегодня из чтения книги Деяний святых апостолов, как последователи Христа впервые стали называться христианами. Это произошло в Антиохии, в очень большом городе, третьем по величине в мире после Рима и Александрии, известном всюду также по своей нравственной распущенности, так что именование его в связи с развратом употреблялось в пословицах. И для нас, все сравнивающих с тем, что происходит сегодня, важно отметить, что это было сочетание магии и разврата, представленное «священными блудницами», жрицами языческого храма Дафны, у которых грех, самый мерзкий и разрушительный, соединялся с молитвой, и сокровенная глубина человеческого сердца отдавалась не Богу, а нечистоте, нечистому, диаволу.

Как удивительно перекликаются иногда начало и конец — начало христианства и конец его (достаточно посмотреть на нынешнюю постхристианскую Европу)! Кажется совершенно невероятным, но тем не менее это исторический факт — именно в этом городе христианство тогда расцвело и стало всемирной религией. И хотя нынешнее время не сравнить ни с каким другим (поскольку одно дело — распад человека вследствие незнания Бога, и другое — разрушение его вследствие отступничества от Христа), как бы то ни было, мы призываемся сегодня понять, что никакая ситуация для Бога и для тех, кто с Ним, не является безнадежной. Как преодолеть безнадежность каждому из нас и всем нам, если не вместе с самарянкой-язычницей, по существу блудницей, которая всю жизнь свою, несмотря на все грехи свои («Пять мужей у тебя было, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе», говорит ей Христос) — через самую муку этих грехов шла ко Христу, хотя лучше сказать — Он шел к ней. И Он первый пришел к колодцу, утрудившись от пути, и ждал ее, когда же она наконец придет сюда.

Как увидеть себя, всю греховность, изломанность своей жизни, несоответствие ее тому, чем она должна быть, если не будет присутствия Христа, если мы не придем к Нему, не обратимся к Его святым? Христианство, христиане начинаются с чувства греха, когда мы понимаем, что так жить нельзя, когда осознаем это как собственную гибель и ощущаем смертельную свою нужду в Боге, ничем неутолимую жажду Его.

И вот, сегодняшнее Евангелие снова напоминает нам, где мы живем. Все в мире делается, чтобы не было этой жажды, чтобы грех стал неощутимым, несознаваемым, чтобы в войне, которая ведется на наше уничтожение, мы не участвовали. Какое горшее еще может быть поражение, когда самые страшные грехи, которые становятся в мире нормой, воспринимаются так, будто они не имеют к нам реального отношения? Наша собственная смерть не имеет к нам отношения!

Разврат, который усиленно пропагандируется сегодня во всем мире, особенно на постхристианском Западе — это убийство души человека, без которой остается только тело, вернее труп. Это война, обыкновенная война, с вполне земными стратегическими целями. А сегодняшняя война на Украине или в Палестине — это только отдельные проявления той глобальной войны, которую ведет диавол с родом человеческим. Известно: для того чтобы генетически подорвать оккупированные народы, Гитлер насаждал среди них порнографию, запрещая ее в Германии. Точно так же поступала и Япония в войне с Маньчжурией, где продавцам-японцам предписывалось торговать порнографией и наркотиками, но под страхом сурового наказания не разрешалось употреблять наркотики самим и развращать японцев. И в таком государстве, как Израиль, сегодня законом запрещена порнография, так же, между прочим, как и христианское миссионерство.

Для сатаны эта попытка истребления человека как духовно-нравственного явления — самая главная война, где смерть вторая, и где жажда иная, даже не та, которой мучился евангельский богач, прося Лазаря омочить конец перста в воде, чтобы прохладить его язык. Эта война достигла предела, и невозможно остаться нейтральным. Чем больше мы ощущаем скорое Пришествие Христово, тем больше Церковь взывает: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром!» Тем очевиднее становится, что человек духовно жаждущий никак не может продолжать свою греховную жизнь.

«Посмотрите на поля, — говорит нам сегодня Христос, — как они побелели для жатвы!» Но как топчут и жгут эти поля! «Жатвы много, а делателей мало», — скорбит Господь. Неужели то, что Господь смертью и Воскресением Своим посеял, мы не сумеем пожать? Неужели кровь новых бесчисленных мучеников Российских, семя Церкви, окажется напрасной? Разве не научились мы ничему из опыта прошлых лет? Разве не упустили мы в 90-е годы прошлого века, когда народ наш на переломе истории был так восприимчив к Богу, Христову жатву? Как случилось, что враг нас оттеснил и занял все рубежи, и вместо воды живой напоили тогда наш народ вином блуда?

О, если бы сегодняшнее осознание опасности для нашего Отечества стало для русских людей глубоким обращением ко Господу с решимостью никогда не отступать от Него! И тогда сила Христова Воскресения откроет нам путь. С Ним, только с Ним, сможем мы одолеть тех, которые столь долго одолевали нас. Скорбное время в мире настало, но «сеющие слезами радостию пожнут». Нет места для отчаяния сегодня. Если мы не увидим подлинного возрождения нашей Церкви и нашей России, другие увидят. Будем сеять еще, пока ангелы не обнажили серпы для последней жатвы. Сеять — значит, стоять за заповедь Божию, чтобы слово Божие глубоко ложилось в жаждущие правды сердца. Чтобы люди могли с изумлением сказать: все другое, что нам после десятилетий странствования в раскаленной пустыне предлагают, — соленая вода, от которой только мучительней становится жажда, а здесь — настоящее спасение и приобщение непобедимой Христовой победе.

Недостаточно избавить народ от пут прошлого — надо дать ему силу встретить завтрашний день, каким бы он ни был. Кто еще может на самом деле дать людям узнать, что есть радость и мир, и жизнь, что есть Бог Живой, и не потому, что кто-то рассказал о Нем, а потому, что сами они видели и знают, что Он — Спаситель мира, Христос. Но этого не произойдет, если прежде хоть кто-то из нас, каждый из нас, вся Церковь, как самарянка, не сможет придти к своему народу и сказать: «Посмотрите, что Он сделал со мною!»

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник: ruskline.ru