Домой Россия Ну и чем такие действия отличаются от пути обновленцев?

Ну и чем такие действия отличаются от пути обновленцев?

6
ПОДЕЛИТЬСЯ

Православные ковид-диссиденты собираются провести второе собрание, на этот раз в Санкт-Петербурге

Проблемы церковной жизни&nbsp

Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?&nbsp

Ну и чем такие действия отличаются от пути обновленцев?

Группа активистов, называющая себя «собором православных мирян», анонсировала проведение 12 декабря II съезда на тему «Проблемы Церкви, общества и государства в условиях ковид-диктатуры». Мероприятие планируется провести в Санкт-Петербурге в гостинице «Россия».

Напомним, что первое собрание на тему «Эпопея "Ковид-19": проблемы Церкви, общества, государства» состоялось 31 октября в Москве в гостинице «Салют».

Накануне московского собрания организаторы опубликовали некий манифест, демонстрирующий, что они провоцируют конфликт Государства и Церкви. «В тексте содержится призыв к Священноначалию вспомнить положение из "Социальной концепции Русской Православной Церкви", которое разрешает Церкви не повиноваться гражданским властях. Мол, тут как раз тот случай, когда верующих "принуждают отречься от Христа". Пункт 5 третьей главы концепции звучит так: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении". Наши ковид-диссиденты убеждены, что «запрет на посещение храмов и понуждение к бесполезному в медицинском плане и кощунственному, с религиозной точки зрения, коронавирусному модернизму» подпадает под это положение Социальной концепции», — говорилось в редакционном материале РНЛ «Православные ковид-диссиденты активизировались…».

По итогам московского собрания член Союза журналистов России Галина Пырх написала статью «"Цветная революция" под сенью хоругвей. Размышления по поводу одного доклада на московском Соборе православных мирян», которая вызвала нервную реакцию организаторов, которые, впрочем, ничего толком не смогли возразить.

Но еще накануне собрания председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин обратился к организаторам собрания не устраивать провокационное мероприятие. По мнению отца Александра, есть надежда, что удастся избежать закрытия храмов: «Власти учатся, хоть и на ошибках. И думается, они услышали мнение архиереев на местах и не готовы так "самоуправничать", как это было сделано накануне Пасхи. Давайте попробуем спокойно пережить ноябрь, не собирая самочинные сборища, не имеющие благословения священноначалия. А там посмотрим, что "день грядущий нам готовит"…». Однако православные ковид-диссиденты проигнорировали призыв священника.

Сегодня протоиерей Александр Пелин в интервью «Русской народной линии» вновь призывает православных ковид-диссидентов к трезвомыслию и церковности:

Дорогие братья и сёстры! Хотелось бы сказать несколько слов о том событии, которое ожидается 12 декабря в Санкт-Петербурге. Это продолжение собрания мирян, которое начала группа активистов в Москве 31 октября этого года. Одна из поднятых на собрании тем — пандемия, её последствия и реакция на неё светских и церковных властей и, в связи с этим, реакция церковного народа.

Я во многом согласен в той озабоченностью, которую выражали эти православные активисты как во время своих выступлений на собрании, так и до них. Там звучало много правды. Но следует учесть и объективные факторы: областные власти, муниципалитеты на местах просто в весенне-летний период не знали, как себя вести в отношении пандемии, поэтому меры, которые тогда были приняты, в прямом смысле слова нарушали права верующих людей. Это, прежде всего, избыточные попытки все заурегулировать через цифровой контроль, через выдачу квер-кодов и т.д. На опасность подобного рода действий было неоднократно указано в обращениях Святейшего Патриарха и многих иерархов Церкви и в официальных постановлениях, в частности, в августовском Послании Священного Синода Русской Православной Церкви.

Однако это всё было связано не с каким-то злым умыслом, а с тем, прежде всего, что характер пандемии был непонятен. Думаю, именно этим и объясняется тот факт, что Церковь не пошла на конфронтацию, решила не вступать в споры с государственной властью.

Кстати, к середине лета стало понятно, что данные решения местных органов государственной власти во многих регионах России нарушали права верующих, Конституцию Российской Федерации. Например, в Докладе Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина», вышедшем в июле этого года, прямо указывается: «Совет отмечает многочисленные случаи введения запретов на функционирование религиозных объектов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от № 161 от 26 марта 2020 г. был установлен запрет на посещение религиозных объектов. Письмом Вице-Губернатора Рязанской области от 8 апреля 2020 г. № 2-29/837 к епархии Русской Православной Церкви было предъявлено требование закрыть все храмы для прихожан под угрозой применения административной ответственности.… Аналогичные нарушения права на свободу совести были допущены также со стороны главных санитарных врачей ряда субъектов Российской Федерации[16], в предписаниях которых содержались требования о приостановлении посещения гражданами зданий, сооружений, территорий, подведомственных или принадлежащих религиозным организациям, о закупке и использовании религиозными организациями одноразовых принадлежностей и посуды (ложек) во время совершения религиозных обрядов, в частности, таинства Евхаристии.

В первом случае главные санитарные врачи фактически предписывают религиозным организациям  прекратить уставную деятельность по совместному исповеданию и распространению веры, во втором – грубо нарушают конституционный принцип невмешательства государства в деятельность религиозных объединений, посягая, тем самым, на автономию религиозных объединений в вопросах внутриконфессиональных правил совершения религиозных обрядов. Установление государством санитарно-эпидемиологических требований к проведению богослужений,  иных религиозных обрядов и церемоний является запрещенным законом вмешательством в деятельность религиозных организаций».

Конечно, решения светских властей весной нынешнего года, особенно некоторых губернаторов, связанные с требованием закрытия храмов, недопущения верующих на молитву на Страстной седмице и в Пасху, вызвали раздражение и недовольство церковного народа. Высказывалось недовольство и некоторыми решениями церковных властей.

Но надо же понимать, в какой экстремальной ситуации это происходило. Ради икономии, ради мира духовного, ради того, чтобы преодолеть напасть и осознать ошибки или неправильные решения, нам нужно не проклинать друг друга, а наоборот, учиться слушать и слышать. Это как в семье, в общении с близкими, — порой нам не всегда нравится, что говорят наши близкие, но мы ради мира идём им навстречу.

А вот путь требований, запретов — путь революционеров. Нам всегда необходимо помнить одну важную вещь, о которой неоднократно говорилось, в том числе на «Русской народной линии»: решение любых проблем, особенно церковных, не должно приводить к провоцированию революционной ситуации в стране.

Я познакомился с обсуждением и прочитал документы, которые были приняты на первом собрании мирян в Москве. Они показывают жёсткий ригористический характер организаторов, их неспособность к конструктивному взаимодействию с различными силами общества. Они занимают непримиримую позицию, в их заявлениях слышатся не просьбы, не обращение к Церкви, а резкое осуждение не только принятых властями мер против пандемии, но и осуждение церковного священноначалия.

Мне всё это напоминает циничную логику обновленцев. Организаторы собрания предлагают тот самый путь, который в своё время предлагали обновленцы. В их изложении соборность больше похожа на внедрение демократических начал в жизнь Церкви, по сути, они хотят реформировать церковные институты. При этом они провозглашают неприятие обновленчества.

Поэтому я считаю нецелесообразным проведение собраний подобного рода. Хотя, ещё раз подчеркну, сами проблемы требуют обсуждения. Но те методы, которыми это делается, те выводы, к которым пришли организаторы московского собрания, совершенно не полезны. Они только провоцируют лишнее разделение в нашем народе, в нашем обществе и без того разрозненном и разделённом. Они провоцируют негативное отношение общества к православным. Всё это только приведёт к тому, что на нас будут кивать головой и говорить: «Вот они, какие, православные — не слушают священноначалия и выдвигают сомнительные антигосударственные требования».

В связи с вышеизложенным хочу предложить тем православным людям, которые считают себя членами Совета православных общественных объединений Санкт-Петербурга, нашим активным мирянам не принимать участия в декабрьском собрании православных ковид-диссидентов в Санкт-Петербурге. По молитвам Пречистой нашей Матери, Богородицы и всех святых Бог да управит наши нестроения и пошлет нам всем дух совершенный и мирный в любви, кротости и смирении. С благословением!

Источник: ruskline.ru