О похабных рекламных роликах от ВТБ

Наталья Владимировна Варламова Традиционные духовно-нравственные ценности России 

Фото: Реклама ВТБ
Оседлавшими считают себя «режиссёрчики» от ВТБ, засорившие своим рекламным мыльным сериалом центральные СМИ. Оседлали они (как бы) сюжеты русской литературной классики и явно вообразили, что эти животворные родники сделают их умнее и самое главное – богаче. Самодовольный персонаж, с улыбочкой сытой твердит: «Вот, если бы Обломов (Онегин, Чацкий, Башмачкин, Раскольников, Катерина и другие герои русской литературы) знали о кредитах (акциях, бонусах и других сделках) в нашем банке, эх, жили бы толстосумами и счастьем наслаждались»!
Кривляющиеся персонажи, поставленные неким весьма энергичным боссом-режиссёрчиком изображать героев русской классики, неуместно суетятся, громко говорят, закатывают глаза, считая, видимо, что чем больше ажитации и прыгучести, тем ближе они к такому явлению, как искусство, а сами они «большие оригиналы». Однако вся эта суета дилетантов мало кого убеждает в прелестях банковских манипуляционных сделок. Изредка мелькают там лица профессиональных актёров, однако чаще босс-постановщик выдает «роли» то ли своим племянникам и жёнам, то ли клеркам и секретаршам, мечтающим о славе драматической. Сумятица царит там, как на балу в доме Фамусова: мелькают сюртуки, кружевные воротнички, «приличьем стянутые маски», но мысли, новой и живой, ни в чём не видно.
Самое ужасное, что этот длинный рекламный сериал всячески опошляет, и профанирует русскую литературу и культуру. Наши любимые герои, которых в России вообще считают во многом душевно родными, представлены как простаки, глупцы и фанфароны, ничего не понимающие в «величайшей науке экономике» (которая наукой и не является, по мнению уважаемого профессора В.Ю. Катасонова), и вообще правду, истину и смысл жизни все эти герои не там искали: ведь всё главное заключено оказывается, по мнению авторов рекламного мыльного сериала, в поисках выгоды, наживы и барыша.
Сначала наше общество было обескуражено этим бесстыдством, сравнимым с наглостью одной как бы нации, проживающей недалеко, туточки. Почему? Да потому что уверены проживающие там, что всё им можно делать с чужой культурой и историей. Ведь сколько же у этих москалятых классики-то! Взлетай в седло, ковбой-недорежиссёр. Бери – не хочу и сочиняй пошлые клипы на темы прибыли от банковских манипуляций! Примерно так, как видим, рассуждают и постановщики примитивных роликов.
Российскому обществу уже плеваться хочется от этих извращений на темы русской классики. Сегодня эти бездарные клипы, переполненные пышным реквизитом и декорациями (разумеется, созданными современными моушн-дизайнерами и 3D-художниками), оскорбляют чувства тех, кто уважает нашу культуру, и впору начинать сбор подписей за прекращение этого глумления. В них форма соответствия веку и моде формально соблюдена, но не прикрыть ею отсутствие содержания и не оживить его цитатами, вырванными из родных текстов! Форма как бы есть, а содержания-то вовсе и нет!
Кто решил, что раз реклама про бабло, то опошление великой культуры позволительно? Банковские клерки всех уровней, к сожалению, давно уверены, что уж кому-кому, а им-то всё можно. Центральный персонаж – «от автора», нахваливает банковские заманухи, желая объегорить публику, то бишь клиентов, при этом посмеивается, противненько так посмеивается…
Очень вероятно, что в угаре «сочинительства», режиссёрчики также обсуждали – «не замахнуться ли им на Вильяма» и вообще на мировую литературу? «Брать или не брать?» – так примерно мучился бы ИХ персонаж, по имени Гамлет. И Байрон у них отправился бы в Грецию для того, чтобы удачно вложить денежки, а Фауст продал бы душу не тому, сами знаете кому, а банку!
Но неее-ет, не станут они ни Горация, ни Данте, ни Сервантеса, ни Шекспира, ни Диккенса, ни вообще зарубежную литературу трогать! Это низзз-я! Это другое: получить можно за этакое сильно и по башке, и по счетам от потомков названных авторов. А в России почему-то можно. Да и есть у них, похоже, сверхзадача – незаметненько внедрить в сознание тех, кто в российской школе учился «чему-нибудь и как-нибудь», – мол, все они, эти ищущие и мыслящие герои – дурачки. Нету никакой классики, глубины и самобытности. Всё обсмеём и обмусолим. Подменим. Недаром же длится и длится этот вульгарный рекламный сериал!
Без сомнения, все режиссёрчики и авторы сериала в той или иной степени – мистики, пусть и доморощенные, мода на магизм популярна в кругах, вращающих денежные столы. Магизм там подобен паролю или знаку принадлежности к элите, то есть элитке. В банковских империях большинство от клерков до воротил верят, конечно, не в деревенских ворожей и ведунов, а во всё изысканно-мистически-оккультно манящее и тайное для якобы посвящённых, недаром Греф то каббалой кормит своих чижиков, то йогов усаживает в позу лотоса прямо в офисах, раздавая мантры, то пытается пути буддизма к нирване означить и т.п.
(Однако в самом российском обществе в целом эту детскую болезнь суеверия и тягу к магическим таинствам почти исцелили и продолжают долечивать. В первую очередь, благодаря РПЦ, православным СМИ и просто людям с критическим мышлением. К несчастью, многие ещё ходят к гадалкам и астрологам, интересуются, дракон, крыса или змея принесут им то самое счастье прямо на стол с красной или синей скатертью и какого цвета при этом у них должны быть галстуки и трусы. Ну это к слову).
Хочется спросить режиссёрчиков рекламного грандсериала – а не боитесь ли вы, что настанет время, а оно настанет, когда вам в глаза с немым укором взглянут Пушкин, Гоголь, Достоевский?! Кого вы ещё из наших классиков пытались опошлить и унизить? Или вы не верите, что души их живы? Вы, «мистики» банковские, знаете, что живы, знаете! И все наши корифеи, создавшие то, что в мире называют «золотым веком мировой литературы», и «светло светлой и красной русской землёй», непременно устремят взоры прямо вам в глаза, вернее, в души-душонки. ТАМ. Где все мы будем. И вы тоже. И некуда вам будет деться.
И жечь-палить вас будет да калёными стрелами, а стрелы таковые припасены там у светлых сил, у русских святых, богатырей и творцов славы нашей. Да хоть бы и у Муромца Ильи схоронены они про таких, идолищам да тельцу служивших.
На Слово посягающие да в вечности сгинут. Не удаётся вам оседлать культуру светло светлую русскую и не удастся. Наоборот, это вас оседлали сущности с хвостами, описанные Н.В. Гоголем, и гоняют по просторам СМИ, обольщая вседозволенностью.
Однако для новых чичиковых повторим – усвоить бы вам уроки русской классики и то, что она ни поругаема, ни отрицаема быть не может!
Наталья Владимировна Варламова, педагог, филолог, публицист
Источник: ruskline.ru





