Домой Россия Открытие кавказского Синая

Открытие кавказского Синая

2

Впечатления от пребывания в Северной Осетии

Открытие кавказского Синая

Протоиерей Геннадий Беловолов

 

Открытие кавказского Синая

Полторы недели отпуска в сентябре я провел на Кавказе — в родном Пятигорске и окрестных местах. Помолился в близких сердцу храмах, встретился со знакомыми батюшками. Приезжая почти каждый год на Кавказ, вижу новые или возрожденные храмы, которые хочется посетить и послужить в них.

Еще с конца 1990-х я знаком с протоиереем Алексеем Панасенко, одним из уважаемых священников Кавказских Минеральных вод. Он служит настоятелем собора Покрова Пресвятой Богородицы в г. Минеральные Воды, является благочинным Минераловодского округа. Как будто читая мои мысли, чтобы мне еще увидеть новое на Кавказе, он неожиданно спросил, не бывал ли я в Кобанском ущелье в Осетии, где созидается новый монастырь.

Я не раз бывал в Осетии, в том числе и в двух действующих монастырях — в Куртатинском ущелье и близ Алагира, но о монастыре в Кобанском ущелье не ничего не слышал. «Монастырь совсем новый, только созидается, в августе освятили первый храм. Там служит интересный батюшка – отец Василий Шауэрман. Вы его должны помнить, он в 1990-е годы служил в нашем соборе в Минеральных водах. Очень советую побывать». Он дал мне телефон отца Василия.

Это предложение меня очень заинтересовало. Я решил обязательно съездить в горы, хотя расстояние из Пятигорска в селение Кобан в Осетии более двухсот километров, и этой поездке ­­нужно было посвятить целый день.

У меня было желание послужить в этом святом месте, но никакого большого праздника на ближайшие будни в календаре не было. Каково же было мое удивление, когда я позвонил отцу Василию и буквально в первых словах услышал от него: «А вы не хотите послужить у нас Божественную Литургию?» Еще не приехав в монастырь, я был уже в предчувствии какой-то необыкновенной благодати.

По телефону отец Василий рассказал, что этот монастырь создается по благословению старца Ипполита Халина, который является особо почитаемым подвижником в Осетии. Он много лет подвизался на Святой Горе Афон, в 1980-е годы вернулся в Россию, а с 1991 года поселился в малоизвестном Николаевском Рыльском монастыре в Курской земле. Здесь он прославился как народный старец. Особое внимание он оказывал паломникам из Осетии. Осетины ответили ему взаимной любовью. Старец предсказал и благословил возрождение монашеской жизни на горах Кавказа.

Еще при жизни старца по его благословению на горах Кавказа были основаны две обители: Успенский мужской монастырь в Куртатинском ущелье и Богоявленский женский монастырь близ Алагира. Никогда не бывавший в Осетии старец Ипполит с точностью указал место строительства будущих монастырей и направил в них своих духовных чад. Ныне эти обители отстроены и процветают, являясь духовными центрами Северной Осетии, а приснопоминаемый старец, преставившийся в 2002 году, заслужил титул нового «апостола Алании».

Старец Ипполит предсказывал, что на горах Кавказа будет много монастырей и ныне созидается уже третий из них в Кобанском ущелье. Недавно был завершен первый храм будущей обители во имя Рождества Христова. 25 августа сего года состоялось его освящение. Радостно видеть, как исполняется пророческое благословение благодатного старца.

Я узнал об отце Ипполите еще в 2003 году. Как раз тогда на Украине была прославлена Леушинская икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Будучи тогда настоятелем храма Леушинского подворья, я стал с воодушевлением почитать и прославлять этот образ, написанный в Леушинском монастыре. Однако нашлись недоброжелатели этого образа, которые крайне дерзко публично выступали против него. Для всех почитателей образа стал большой духовной поддержкой тот факт, что эту икону глубоко почитал старец Ипполит. У него в монастыре в алтаре висел ее список в древнем стиле, пред которым он постоянно служил Литургии. Поэтому я сразу проникся большим уважением к старцу. Мы с леушинскими сестрами ездили в Рыльский монастырь, молились на могилке старца, познакомились с его духовными чадами. В Санкт-Петербурге проводили вечера его памяти. В 2004 году мы издавали о нем книгу (Инок Григорий (Пенкнович). Рассказы о жизни и подвигах старца Ипполита. / Под редакцией протоиерея Геннадия Беловолова. — Санкт-Петербург: Леушинское подворье, 2004), которая оказалась первым изданием, посвященным жизни и подвигам архимандрита Ипполита, а впоследствии переиздавали ее для нужд фонда «Успение».

Оставалось выбрать время приезда в созидаемую обитель. С отцом Василием мы обсудили удобный день. У меня оставалась еще неделя пребывания на Кавказе. В итоге остановились на 17 сентября. Тогда я подумал, что в этот день нет большого праздника, разве что память св.Пророка Моисея Боговидца, а также празднование иконы Божией Матери Неопалимая Купина. «Хороший вариант. В этот день вспоминается восхождение пророка Моисея на Синай и видение ему там Купины Неопалимой, а мы взойдем на Кавказские горы в вашу обитель», — ответил я на предложение отца Василия, еще не подозревая о том, какое духовное открытие ждет нас в этот день в Кобанском ущелье.

В назначенный день рано утром мы выехали из Пятигорска. Дорога заняла более трех часов. Ехали быстро, чтобы не опоздать. На посту на границе Кабардино-Балкарии и Осетии нас остановили, нам была дорога каждая минута. Проверка документов могла занять драгоценное время. Но молодой военный кавказской внешности, посмотрев на меня, задал только один вопрос: «Вы священнослужитель?», — и услышав утвердительный ответ, тут же пропустил дальше.

О Кобанском ущелье слышали многие, даже те, кто никогда здесь не бывал. Именно здесь, у селения Верхний Кобан в Северной Осетии в середине XIX века были случайно обнаружены археологические памятники высокоразвитой древней культуры, получившие в науке название Кобанской культуры. С тех пор эти места посетило множество археологических экспедиций, а найденные артефакты представлены в различных музеях мира, например, — в Эрмитаже.

Но мне было интереснее другое: именно это место указал старец Ипполит для устроения третьего монастыря в Северной Осетии. Спустя 20 лет после преставления чтимого старца, его благословение исполняется.

Собственно начало создания монастыря в Кобанском ущелье было положено еще в 2003 году. Этим народным проектом занялся авторитетный в Осетии Благотворительный Фонд «Успение» под руководством Натальи Федоровны Носовой. Келейный корпус, большой трапезный корпус и чайная с лавкой были построены за полтора года усилиями Фонда. Первый камень в основание горного храма в Кобанском ущелье был заложен в 2007 году, а уже в августе 2013 года в нижнем храме прошла первая Божественная литургия. Строительство Христо-Рождественского храма было завершено к 2024 году. 25 августа архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил чин освящения.

Когда я приехал в Кобанское ущелье, передо мной предстала картина дивной красоты. Вокруг высокие горы, вдали проглядывали снежные вершины Главного Кавказского хребта. В таких горах попадаешь в другой масштаб измерения. Ты кажешься маленьким, а мир большим, точно как в детстве. Тишина и величие охватывают душу. Кобанское ущелье — чаша, полная благодати Божией!

Само селение Кобан небольшое, в нем проживает около 300 осетин, располагается на высоких террасах левого берега реки Гизельдон, протекающей в Кобанском ущелье. Место для монастыря было выбрано на пологом склоне горы. Сейчас монастырь находится в стадии созидания и представляет собой пока один храм с характерным острым куполом в кавказском стиле и несколько построек — сестринский корпус, трапезная, монастырская лавка. Ни стен, ни въездных врат, ни колокольни пока что нет. Стенами обители являются окружающие гряды гор.

Отец Василий благословил мне возглавить служение Божественной Литургии. Такой большой чести я не ожидал, тем более, что храм был освящен всего три недели назад и это была одна из первых Литургий. Литургия в горах — это особое молитвенное состояние души. Даже возглас «Горе имеим сердца!» приобретает какой-то горный оттенок смысла. Небеса здесь ближе к земле. Вот на таких службах зримо понимаешь, что Литургия — это и есть Небо на земле. Служба была не запланирована, поэтому в храме оказалось всего три молитвенницы, кроме наших сестер. На клиросе пела инокиня Аркадия, поэтому здесь я чувствовал себя как дома, вспоминая службы и на Леушинском подворье в Петербурге, и на дальнем приходе в Сомино.

Как жалко бывает подчас давать отпуст на такой поистине Божественной Литургии! Казалось, что я уже вкусил полноту благодати, однако главное открытие меня ожидало еще впереди.

В проповеди я поделился посетившей меня на службе мыслью о том, что сегодня в некотором смысле особый праздник гор, ведь в этот день мы литургически прославляем Пророка и Боговидца Моисея, вспоминаем его восшествие на гору Синай и видение там Неопалимой Купины. «Как в Рождество Христово все храмы становятся Вифлеемским вертепом, в праздник Крещения все реки образуют реку Иордан, так в этот день мы можем сказать, что все горы напоминают нам о горе Синай, на которой Великий Моисей получил скрижаль Завета с десятью заповедями».

Моя проповедь имела неожиданное продолжение. После службы ко мне подошла одна из молившихся женщин, осетинка по имени Таисия. Узнав о Литургии, она специально приехала в Кобан из Владикавказа. Таисия поблагодарила за проповедь и спросила: «А вы знаете, как осетины в старину называли гору Казбек?!»

Я знал, что у великих вершин Кавказа множество разных национальных названий. Каждый народ, живущий на Кавказе, давал этим вершинам свои имена. Так, знаменитый Эльбрус карачаевцы и балкарцы называют Минги-Тау, кабардинцы Ошхамахо, а русские казаки называли его Шат-гора. Все это я помнил по собственным экскурсиям, которые водил по Кавказу еще в 1980-е гг., однако о Казбеке я такой информацией не владел.

Таисия с какой-то радостной и загадочной улыбкой сообщила: «Осетины называют эту гору Шынайхох (точная запись по-осетински — Сӕнайыхох)». «И что же это значит?», — спросил я в ответ, хотя и знал, что «хох» по-осетински — это «гора, высота, пик». «Это означает то, о чем вы сегодня говорили на проповеди: Казбек — это наша гора Синай».

Вначале я даже не поверил и переспросил: «Как? Гора Казбек по-осетински означает гора Синай? Не может быть!» — «Именно так. Гора Казбек по-осетинcки – это гора Синай». Этот, кажется, простой факт кавказской топонимики меня поразил до глубины души.

За подтверждением я обратился к отцу Василию, знает ли он об этом? «Двадцать лет служу в Осетии, но, к сожалению, только сегодня услышал об этом», — ответил весьма удивленный батюшка. «А как далеко находится отсюда гора Казбек?» — «Да по прямой километров двадцать-тридцать будет. Главное, что все маршруты на Казбек начинаются у нас здесь в знаменитом Кармадонском ущелье, совсем рядом с Кобанским. Казбек — самая высокая вершина Осетии, единственный пятитысячник на ее территории…» — «Получается, я приехал по вашему приглашению в Кобан, мы совершенно случайно выбрали день службы на память пророка Моисея и Божией Матери Неопалимой Купины и оказались вблизи той горы, которую местные жители на Кавказе и называют Синай. Невольно хочется воскликнуть: да у вас тут просто Кавказский Синай»!

Это открытие нас поразило до глубины души. Мы перепроверили в интернете информацию о Синае на Кавказе, — все сошлось.

Собственно, открытие состояло в том, что в России есть не только Новый Иерусалим под Москвой, или Новый Афон на Черном море или Второй Афон на Бештау, но и Новый Синай на Кавказе. Это открытие еще более наполнило идею Святой Руси как вместилища святынь и благодати Вселенского Православия, а Кавказские горы как образ Славы Божией.

Также очень важный момент, такие открытия позволяют восстановить христианский образ Кавказа, который в общем представлении является чисто мусульманским регионом. На самом деле христианство здесь первично, оно пришло за долго до мусульманства. Это сохранилось как в многочисленных памятниках церковной архитектуры, так и в древних топонимах гор, один из которых мы открыли в этот день.

Может быть, именно эту идею Христианского Кавказа и имел ввиду его новый апостол старец Ипполит, благословляя основывать здесь православные монастыри.

Надо сказать, что еще во время службы я заметил, что на хорах в центре прямо над входом висит большая икона Неопалимой Купины. По удивительному совпадению выше всех икон в храме оказался именно этот образ Божией Матери, который к тому же осеняет всех входящих в храм.

«Да у вас тут действительно Кавказский Синай! Я никогда не был на Синае, но сегодня у меня полное чувство, что я в самом деле духовно поднялся на Синайскую гору».

К этому времени к разговору присоединились все, кто был в храме. Одна из насельниц обители, которая здесь постоянно пребывает, гречанка Мария неожиданно вспомнила, обращаясь к отцу Василию: «А помните, батюшка, когда наш владыка Герасим первый раз посетил это место и совершил молебен на строительство храма и основание будущей обители, он ведь сказал нам: «Вблизи Пятигорска есть Второ-Афонский монастырь, а у нас здесь будет Второй Синай». Отец Василий подтвердил эти слова правящего архиерея. «Я думаю, что он даже не знал, что осетины называют Казбек Синаем. Скорее всего, он сказал это в духе!»

Я уезжал из Кобанского ущелья с чувством глубокого духовного открытия и обретения. Когда в день Пророка Моисея и иконы Неопалимая Купина, узнаешь от кажется случайно приехавшей осетинки древнее предание и оказываешься вблизи горы, именуемой на Кавказе Синай, — это воспринимаешь как знамение свыше. Горы Кавказа открылись в новом свете и засияли еще больше Славой Божией и Светом Христовым, прославляя Матерь Божию и великого Боговидца Моисея. Подумалось, как был бы здесь уместен храм в честь этого образа Пречистой и Святого Пророка Моисея. (Кстати сказать, единственный в России монастырь, посвященный Божией Матери Неопалимой Купине основал св.Иоанн Кронштадтский в селении Парфеново близ Череповца).

Вернувшись в Пятигорск, я еще раз погуглил информацию о Кавказском Синае. Оказалось, что Казбек горцы называли еще и «пик Христа» (по-осетински — Чристи-цуп). При входе в Дарьяльское ущелье слева высится красивая гора с плоскою вершиною, называемая у осетин Мади-хох, т. е. «гора Богоматери».

Узнал также, что в Ингушетии есть небольшая обитель с названием Покровский Ново-Синайский женский монастырь, что вполне понятно, ведь Казбек своими отрогами сходит и на территорию Ингушетии. Как известно, на Кавказе есть четыре монастыря, именуемые Афонскими: Ново-Афонский в Абхазии, Второ-Афонский на Кавказских Минеральных водах, Михайло-Афонский в Адыгее, Александро-Афонский в Карачаево-Черкесии. Пусть же и Синайских обителей на Кавказе будет несколько!

Нужно сказать, что официально монастырь в Кобанском ущелье еще не учрежден. Инфраструктура уже готова. Сейчас здесь ждут первых насельниц. Не определено окончательно и его посвящение. Высказываются различные пожелания и предложения. Однако в этом обсуждении нужно обязательно учесть голос предков, древних алан, испокон веков проживавших на склонах этих гор. А они, как мы теперь знаем, видели в самой высокой вершине Осетии образ Священной Горы Синай. Это было древнее посвящение этой прекрасной вершины Господу Богу. И мы должны услышать этот голос древнего осетинского предания, и быть продолжателями их молитв и деяний, чтобы воплотить эту великую и прекрасную идею в Новом Синайском монастыре на горах Кавказа.

Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино 

Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети 

Открытие кавказского Синая

Источник: ruskline.ru