Организацией занялся Следственный комитет
«Carthago delenda est» — не уставал повторять древнеримский политик Марк Порций Катон. «Карфаген должен быть разрушен». Казалось бы, при чем тут признанный иноагентом «Международный Мемориал»? Даже не пытайтесь догадаться: никакой связи. Но странное дело: чем больше знакомишься с историей отношений между «Мемориалом» и властью, тем чаще вспоминается катоновский призыв. Последняя новость на эту тему: СК РФ проверяет организацию на предмет наличия в ее действиях реабилитации нацизма.
У Верховного суда во время одного из заседаний. Ноябрь 2021 года.
Фото: Наталья Мущинкина
Напомним, что 28 декабря 2021 года Верховный суд РФ принял решение о ликвидации «Международного Мемориала» — за нарушение законодательства об иноагентах. На следующий день, 29 декабря, Мосгорсуд ликвидировал дочернюю организацию — правозащитный центр «Мемориал» (также признан иноагентом). Однако оба вердикта обжалованы и, таким образом, пока еще не вступили в законную силу.
Повод для следственной проверки в отношении «Международного Мемориала» появился за день до вынесения судебного решения. Таковым стало датированное 27 декабря обращение общественного движения «Ветераны России» на имя председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Аналогичное письмо адресовано Генеральному прокурору Игорю Краснову.
«Ветераны» требуют привлечь «Мемориал» к ответственности «за отрицание, умышленное замалчивание и фальсификацию фактов преступлений нацистских пособников путем увековечивания их памяти как жертв политических репрессий». Для справки: максимальное наказание по статье УК «Реабилитация нацизма» — пять лет лишения свободы.
«Мемориал», — утверждают заявители, — спекулируя на теме политических репрессий 30-х годов ХХ века, создает лживый образ СССР как террористического государства, обеляет и реабилитирует настоящих нацистских преступников, на чьих руках кровь советских мирных граждан». В качестве подтверждения приводится список из 19 «нацистских пособников, указанных в базе данных жертв политических репрессий «Мемориала».
Ответ «Мемориалом» давно дан. «Самозваные «эксперты» ищут не истину, а «компромат», — говорится в заявлении, размещенном на сайте организации. — «Экспертам» невдомек, что запись в базе «Мемориала» — это не биографический очерк и не индульгенция. В базе нет сведений о предшествующей или дальнейшей биографии упоминаемых лиц, вели они безупречный образ жизни или грешили, — только сведения о незаконных репрессиях по политическим мотивам».
16 из 19 указанных в обращении лиц «бесспорно реабилитированы (преимущественно органами прокуратуры)», указывают «мемориальцы». А четверо к тому же фигурируют на сайте Министерства обороны «Память народа» — в разделе «Герои войны». «Если бы кто-то из людей, оболганных этими «Ветеранами России», был жив, то мог бы подать в суд за клевету», — подчеркивается в заявлении «Мемориала».
Но, похоже, эти объяснения следователей не удовлетворили: делу дан ход — председатель правления организации Ян Рачинский вызван в Следственный комитет. И такого развития событий можно было ожидать. О том, насколько серьезно правоохранители относятся к исполненному гнева ветеранскому обращению, говорит уже тот факт, что оно было обильно процитировано представителями Генеральной прокуратуры в ходе «ликвидационного» процесса в Верховном суде.
«Прокуратура не постеснялась на следующий же день использовать это письмо «экспертов» — без всякой проверки и не смущаясь тем, что высказанные в адрес «Мемориала» голословные обвинения не имеют никакой связи с иском», — говорится по этому поводу в заявлении организации. То есть можно сказать, что в каком-то смысле «мемориальцы» сами же накликали новую беду: хотели проверку — получайте.
Далеко не всегда, надо заметить, компетентные органы столь живо откликаются на обращения в свой адрес. К примеру, «Новая газета» подала в Следственный комитет заявление на главу Чечни, назвавшего «террористами» сотрудницу издания Елену Милашину и члена СПЧ Игоря Каляпина, — и абсолютно никакой реакции. Хотя речь идет об угрозе жизни и здоровью людей. Серьезность ситуации подтверждает решение Милашиной покинуть пределы России.
Впрочем, если верить главе «Ветеранов России» Ильдару Резяпову, с «Мемориалом» все куда серьезнее. «Приговор либеральной шайке, вынесенный Верховным Судом Российской Федерации, — это воля и гнев нашего народа, — заявил Резяпов, выступая на днях на конференции ветеранских организаций. — Именем российского многонационального народа был вынесен приговор не только руководителям и сотрудникам «Мемориала», вынесен смертный приговор либерализму, который долгие годы после развала СССР всегда был средоточием предательства интересов нашего народа, интересов нашего Отечества».
Если бы это был обычный, рядовой случай, то были бы все основания заподозрить заявителя в личной неприязни к объекту своей бдительности. Причем такой, что «кушать не могу». Такой, что попахивает психушкой. Да что там попахивает — натурально смердит! А это резко снизило бы ценность обличений. Но этот случай явно не рядовой. Неприязнь, да, есть, но, учитывая картину событий во всей ее полноте, можно уверенно говорить о том, что неприязнь эта отнюдь не личная.
Нет, это, конечно, не «гнев и воля нашего народа». В народе есть и другие мнения на сей счет. Но это явно «гнев и воля» власти. Ибо лишь такими «гневом и волей» можно объяснить случившееся с «Международным Мемориалом» и его правозащитной дочкой. Эти «гнев и воля» объясняют и то, почему проехавшийся по «Мемориалу» каток не уехал в гараж, а развернулся для «контрольного» раздавливания.
Грядущее решение апелляционных судебных инстанций рулевых катка, думается, не сильно беспокоит, ибо эти инстанции — часть того же катка. Но обещание организации найти «законные способы продолжать нашу работу» наверняка вызывает некоторый дискомфорт.
Короче говоря, «Мемориал» должен быть разрушен.