Зажатый между Индией и Китаем Непал делает ставку на Россию и хочет стать полноценным членом ШОС, показал визит в Москву главы непальского МИД Прадипа Кумара Гьявали
Россия и её президент Владимир Путин играют «незаменимую» роль в мировых процессах и «ведущую роль в поддержании мира». Москва и Катманду, исходя из «взаимных интересов», «давно работают сообща на многих международных площадках». Непал намерен развивать отношения с Россией «для выхода на новый уровень взаимодействия как в политическом плане, так и в плане наращивания сотрудничества на международной арене», открыт для российских инвестиций и приглашает Россию для участия в совместных проектах. Об этом заявил в понедельник по итогам переговоров с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым его непальский коллега Прадип Кумар Гьявали. Так глава МИД Непала — буферной страны между соперничающими в Южной Азии Индией и Китаем — пригласил русских на Гималаи.
Непал, это где и кто?
Непал? «Где это? — может задаться вопросом кто-то из читателей. — Зачем нам страна, о которой мы ничего не знаем?» И будет неправ. Все в России что-то слышали и знают о Непале или о том, что с ним связано. Именно на его нынешней территории 2,5 тысячи лет назад родился принц Сиддхартха Гаутама, ставший известный всему мира как Будда, вокруг которого создалась одна из крупнейших мировых религий, имеющая ответвления и в России, — буддизм.
Эта альтернатива хищнической глобализации по-американски выгодна всем участникам проекта, но ее реализация в…
Все также, вероятно, слышали об индуизме с его почти миллиардом приверженцев лишь в одной Индии. К его поклонникам относятся и свыше 80% 30-миллионного населения Непала, который является единственной в мире страной, где эта религия фактически имеет статус государственной.
Кто хоть немного интересуется военной тематикой, безусловно, знает об элитных солдатах в нескольких армиях мира, прежде всего индийской и британской, — небольшого роста, похожих на бульдогов, бесстрашных и воинственных, выполняющих без рассуждений любой приказ гуркхах, от одного вида и решительности которых убегают, бросая оружие, враги. А раз знают о гуркхах, то знают и том, что они — непальцы, вербуются в Непале, выполняя до сих пор в мире роль, которую играли в Средние века наёмники-швейцарцы, столь ценившиеся за схожие качества.
Гуркхи — визитная карточка Непала. Составленные из них подразделения являются элитными в нескольких армиях мира. Фото: I-Images / Globallookpress
А кого-то может растрогать — в ту или другую сторону — тот факт, что до недавнего времени Непал был абсолютной монархией, но теперь там заправляет Коммунистическая партия (объединённая марксистко-ленинская), а по Конституции 2015 года королевство превратилось в государство, «ориентирующееся» на строительство социализма. При этом, как и в соседней Индии, там существует кастовая система, хотя и не столь жёсткая. Что лишний раз доказывает: социализм и касты — вещь вполне совместимая.
Нью-Дели и Пекин погасили отравлявший несколько месяцев двусторонние отношения и едва не приведший к войне…
Ну и наконец, все слышали, что в затерянном в Гималаях Непале периодически происходят сильные землетрясения и что это мекка для туристов (иностранный туризм — основной источник валютных поступлений страны) и альпинистов, которых привлекают неприступные пики, уникальные храмы и пещеры, патриархальный жизненный уклад. Ведь почти каждый восьмой из десяти непальцев занят в сельском хозяйстве.
Кроме того, мало кто не знает о том, что именно в Непале находится высочайшая горная вершина Земли — Эверест, взбираться на который бесстрашным скалолазам (некоторые из них, увы, навсегда остаются в тех суровых краях) помогают проводники-шерпы. Это слово — даже применительно к политике — вошло во многие языки.
Поэтому, дорогие друзья, вы многое знаете о Непале и непальцах, они не могут быть для нас безразличными, в связи с чем с чистой совестью вернёмся к тому, с чего начали, — к визиту непальского министра иностранных дел в Россию, первому за последние 14 лет.
Непал — туристическая мекка всего мира. Фото: Skreidzeleu / Shutterstock.com
Что мешает возродить былое?
Глава МИД Непала, по его словам, обсудил с Лавровым «вопросы увеличения взаимных инвестиций и налаживания стабильного потока инвестиций», потому что России, играющей огромную роль в мировых делах, нет пока среди основных торговых партнёров этой страны — в отличие от Индии, США, Китая, Германии, Турции. Хотя опыт удачного сотрудничества в советский период был: в 1960-х годах при содействии СССР в Непале были построены промышленные предприятия, ГЭС «Панаути», дороги и больница. Поэтому не удивительно, что Россия вновь получила приглашение для участия в совместных проектах.
В своей речи по случаю 72-й годовщины независимости премьер-министр Индии Нарендра Моди пообещал новое будущее…
В связи с этим Гьявали передал от руководства страны приглашения президенту Путину, премьеру Дмитрию Медведеву и своему визави Сергею Лаврова «при первой возможности» посетить Катманду с визитом. По словам главы непальского МИД, это будет «полезно для наших отношений в условиях изменяющегося мира, позволит вывести на новый уровень наши двусторонние отношения».
Непал метит в ШОС
Помимо этого Катманду стремится стать полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в котором с 2015 года уже получил статус партнёра по диалогу. Гьявали попросил помощи России в достижении этой цели, подчеркнув, что «любые противоречия необходимо урегулировать путём диалога и взаимоуважения» и что «именно поэтому участие в ШОС важно для нас».
В Непале ждут Владимира Путина. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress
Глава непальского МИД увидел в этом также возможность «наладить сотрудничество с ассоциациями, интеграционными объединениями за пределами региона, установить большую стабильность и обеспечить экономический рост».
Членство в ШОС является, по мнению Гьявали, улицей с двусторонним движением:
Это возможность поделиться нашим, в чём-то уникальным, региональным видением и мировоззрением и научиться чему-то у стран-партнерёв, у стран вроде России, Индии, Китая и многих других.
В Москве — довольны
Лавров со своей стороны пообещал непальскому гостю «конструктивно» согласовать возможные сроки визитов российских руководителей в Непал, ускорить подготовку совместных документов о сотрудничестве между двумя странами в различных областях. В частности, укрепить взаимодействие в сферах телевидения, культуры, туризма, спорта, в правоохранительной сфере, сферах миграции и реагирования на чрезвычайные ситуации.
Запад всегда был и всегда будет врагом России. Шанхайская организация сотрудничества – живая ему альтернатива,…
Глава МИД России указал также на «хорошие перспективы у военно-технического сотрудничества», отметив отлично зарекомендовавшую себя в Непале российскую авиационную технику, прежде всего вертолёты Ми-17, взаимодействие в энергетической сфере. Речь идёт, по словам Лаврова, о «проектах совместного освоения гидроэнергетических ресурсов Непала».
Для экономического сотрудничества также существуют прекрасные перспективы. Пока она просто мизерное. Объём двусторонней торговли в 2018 году составил всего 9,1 миллиона долларов США (российский экспорт — 7 млн, импорт — 2,1 млн).
Скоро в Непале появятся не только русские туристы, но и инженеры. Фото: Sirisak_baokaew / Shutterstock.com
Однако уже по итогам первого полугодия 2019 года рост товарооборота составил 5,5%. Из России в Непал поставляются в основном продовольственные товары. Из Непала — чай, ковры, кожи. Положение отчасти спасает туризм: в прошлом году Непал посетили с этой целью 11 тысяч российских граждан. В Непале хорошо относятся к нашим людям, помнят о подвиге русских спасателей и медиков, которых было около 100 человек, отличившихся в зоне бедствия после страшного землетрясения 2015 года.
Перед двумя маститыми самбистами – президентами Путиным и Баттулгой – в Улан-Баторе стоит простая задача:…
Подводим итоги
В общем, Гьявали и Лавров правы: настало время для выхода на совершенно иной уровень отношений между обеими странами во всех областях. Особенно это нужно Катманду: чтобы не стать ареной соперничества двух не слишком ладящих друг с другом великих соседей — Индии и Китая, ему срочно нужен третий — Россия. Зачем? Чтобы в рамках этого треугольника получить большую свободу для маневра и всегда рассчитывать на способность Москвы полюбовно и тактично улаживать все деликатные вопросы. Поэтому такое желание Катманду наверняка встретит доброжелательное отношение и в Нью-Дели, и в Пекина. Зубовный скрежет будет раздаваться лишь в Вашингтоне, так как к «изолированной» России по доброй воле подалась ещё одна страна, да ещё в таком стратегически важном регионе.
Источник: https://tsargrad.tv