Москва, 25 ноября 2019 г.
22 ноября 2019 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, сообщает Патриархия.ru.
В начале заседания митрополит Ювеналий выступил с докладом о ходе исполнения постановления Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Возлюбленные участники заседания!
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы проводим сегодня очередное заседание Совета, касающееся исполнения решений Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников и исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», и, в частности, исполнения тех рекомендаций, которые были приняты Советом на прошлом заседании — продолжить издание книг и брошюр с житиями новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также поиск и публикацию их духовного наследия.
В 2000 году Русской Православной Церковью была совершена масштабная канонизация новомучеников и исповедников Церкви Русской. Для общества масштаб этой канонизации, число канонизованных святых явилось неожиданностью. Думаю, что это одна из причин, почему это явление не было сразу усвоено нашим церковным и светским обществом. Но следует задаться вопросом — объективно и своевременно ли было событие, совпавшее с празднованием 2000-летия Рождества Христова, с днем освящения восстановленного Храма Христа Спасителя, с днем мученической кончины последнего настоятеля этого храма — протопресвитера Александра Хотовицкого? По истечении двух десятилетий мы можем сказать с полной ответственностью, что прославление новомучеников было исторически назревшим. Никто не может усомниться ныне, что гонения на Русскую Православную Церковь действительно были, причем, гонения именно за веру Христову. И в этих гонениях были и те, кто мужественно их перенес, и те, кто отрекся от веры, и те, кто сотрудничал с гонителями. И хотя может показаться, что мужественно перенесших гонения неисчислимое множество, что их большинство среди репрессированных в те трагические годы, в действительности их меньшинство. Они, как и в древности, составляли малое стадо, к которому обращался Господь, чтобы они не боялись этого лежащего во зле мира, ибо Господь победил мир. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской по внутренней своей сути во всем сходен с подвигом древних мучеников, разница лишь во внешней социально-политической обстановке, в которой он совершался, что потребовало от церковных специалистов многих трудов по ее изучению. Сами новомученики воспринимали суть мученического подвига одинаково с тем, как его воспринимали мученики в древности. Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, с детства мечтал о мученическом подвиге. Когда он был арестован и предстал перед судом и затем был приговорен к смерти, которую ждал в нелегких условиях советской тюрьмы, то понял, что вся окружавшая его обстановка и духовные переживания те же, что переживали мученики в древности.
Опыт новомучеников для нашего народа бесценен, ибо он показывает нам истинные ориентиры, показывает через подвиг людей, бывших почти нашими современниками, каким может быть твердое и непреходящее основание устроения жизни. Причем жизни всякого человека независимо от его профессии и возраста. Поэтому мы придаем большое значение усвоению нашим обществом духовного наследия новомучеников. С 2000 года прошло почти двадцать лет. Увидев в свое время, что общество недостаточно уделяет внимания этому явлению, Архиерейский Собор в 2011 году принял решения, исполнение которых должно было послужить популяризации славного подвига новомучеников, и в 2012 году Священный Синод учредил Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
В целом епархии немало потрудились над тем, чтобы подвиг новомучеников стал людям известен, и теперь мы можем подвести некоторые итоги нашей общей деятельности. Архиерейский Собор 2011 года, положивший начало деятельности по популяризации подвига новомучеников, предлагал епархиям воздвигать храмы и часовни в честь новомучеников; совершать как можно чаще бденные, полиелейные и славословные им службы, особенно в местах, где они подвизались; чаще организовывать в епархиях конференции, посвященные подвигу новомучеников; воздвигать мемориальные доски, создавать музеи, посвященные новомученикам; инициировать наименование улиц в их честь и переименование тех, которые были в свое время названы именами гонителей; издавать книги с житиями новомучеников и их духовное наследие; кинематографистам создавать документальные и художественные фильмы.
В настоящее время духовенство епархий чаще совершает богослужения, приуроченные к дням памяти новомучеников, и участвует в них. Устанавливаются памятные доски, в различных епархиях устраиваются конференции, посвященные подвигу новомучеников, устраиваются паломничества к местам служения или кончины новомучеников, организовываются музеи, издаются книги и брошюры с житиями новомучеников и их духовным наследием. Продолжают освящаться в честь новомучеников храмы и приделы. В первопрестольном граде Москве освящены 47 храмов, 18 приделов и 5 часовен. Открыты музеи, посвященные новомученикам. Такой музей был создан Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в бывшем Московском епархиальном доме в Лиховом переулке. Создан музей памяти новомучеников и всех пострадавших в годы гонений при храме в честь Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. В Молдавской Православной Церкви в Православном центре «Святой апостол Иоанн Богослов» была открыта выставка и музей «Святые коммунистических тюрем».
Московская городская епархия приступила к изданию сборников житий новомучеников. Был издан сборник житий «Новомученики и исповедники Московского Северо-Восточного викариатства». Готовится к публикации сборник житий «Новомученики и исповедники Московского Восточного викариатства». В рамках Московской областной епархии готовится издание духовного наследия священномученика Пимена (Белоликова), епископа Верненского, издаются сборники житий новомучеников, чья жизнь была связана с конкретными благочиниями Московской областной епархии.
Одним из существенных элементов канонизации и почитания святых является наличие их икон. Учитывая большое число прославленных новомучеников и добиваясь узнаваемости каждого в иконописном изображении, Архиерейский Собор в 2011 году поручил Синодальной комиссии по канонизации святых продумать возможность наименования каждого новомученика, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилия. Что касается архипастырей, то они именуются по занимаемой кафедре, и здесь все достаточно определенно. Но что касается остальных, то обилие одинаковых имен и священного сана не позволяло отличать их друг от друга. В Русской Церкви при именовании преподобных отличительным признаком было название места или монастыря, в котором подвизался подвижник. Так по месту подвигов названы преподобные Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Серафим Саровский, святые праведные Алексий Бортсурманский и Иоанн Кронштадтский. Следует, однако, заметить, что подвиг каждого из них совершался в определенном географическом месте или монастыре. Причем, именование подвижника было усвоено церковным сознанием еще при его жизни или сразу после его кончины, чего мы не можем сказать о новомучениках. Подавляющее большинство из них в условиях гонений не имели постоянного места служения и даже жительства, перемещаясь по всей стране. Исключение составляют единицы, такие, как блаженная мученица Матрона Анемнясевская, прожившая всю свою жизнь в одном месте и названная по месту, в котором жила. Поэтому были избраны для различения новомучеников их фамилии, что к этому времени прочно вошло и в гражданский обиход. И потому недопустимо, когда современные настоятели приходов или иконописцы произвольно дают новомученикам имена по наименованию тех мест, где новомученики некоторое время служили. В результате подобного рода произвольных действий мы снова можем лишиться возможности отличить одного новомученика от другого.
В некоторых случаях дело написания иконописных изображений новомучеников совершается не самым лучшим образом. В Екатеринбургской митрополии в Троицком соборе подворья Боголюбского женского монастыря, находящегося в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского района, имеется икона священномучеников Александра Малиновского, Алексия Будрина и Льва Ершова, написанная на основании имеющихся их фотографических изображений. И это оригинальная икона. В Златоустовской епархии Челябинской митрополии на сайте Никольского собора в городе Сатки помещена та же икона, только на изображении у одного из священномучеников были добавлены усы и борода, у другого дорисована митра, а у центральной фигуры не стало палицы. И именуются они уже священномучениками Александром Махетовым, Алексием Канцеровым и преподобномучеником Иоасафом (Боевым). Такая практика недопустима. Тем более, что у всех трех новомучеников существуют вполне доступные фотографические изображения.
К сожалению, в приходах епархий даются произвольные наименования новомученикам в соответствии с тем или иным географическим местом, такое наименование прописывается и на иконе, и в результате мы не знаем, кто перед нами, и установить это можно только после дополнительных исследований. Например, в Бакинской епархии священномученик Иоанн Ганчев назван Иоанном Бакинским. В Бежецкой епархии мученик Сергий Бородавкин назван Сергием Краснохолмским. В Кинешемской епархии преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) назван не преподобноисповедником, а просто святым Леонтием Михайловским. В Благовещенской епархии священномученик Серапион Черных назван Серапионом Амурским; во Владимирской епархии священноисповедник Георгий Седов назван Георгием Романово-Борисоглебским; в Саратовской епархии священномученик Петр Покровский назван Петром Павлодарским, священномученик Владимир Пиксанов назван Владимиром Саратовским, священномученик Иоанн Днепровский назван Иоанном Полчаниновским; в Сердобской епархии преподобномученик Пахомий (Ионов) назван Пахомием Скановским и т. д.
При написании икон новомучеников желательно надписывать фамилии так, как они значатся в православной календаре. Например, в Екатеринбургской епархии священномученик Александр Попов на иконе значится, как священномученик Александр (без указания его фамилии), но между тем в этой епархии прославлено пять священномучеников Александров, и в результате мы не знаем, икона какого новомученика перед нами.
Это же следует учитывать епархиальным Преосвященным и при наименовании улиц в честь новомучеников. Например, в Бежецкой епархии ведутся переговоры с администрацией Удомельского городского округа о переименовании части улицы имени Попова в честь священномученика Димитрия Удомельского. Но священномученика с таким наименованием у нас в календаре нет, в календаре значится священномученик Димитрий Беневоленский, так и следует называть эту улицу.
Процесс наименования улиц именами новомучеников в настоящее время совершается непросто и идет медленно. Мы хорошо понимаем, что наименование улиц именами наших славных и добропобедных новомучеников — дело благое. Но оно не зависит целиком от пожеланий наших архипастырей, которые ведут переговоры со светскими властями, даже и при благожелательном отношении последних.
В Московской областной епархии также идет процесс именования улиц в честь новомучеников. В городе Егорьевске одна из улиц была названа в честь священномученика Андрея Ясенева. В Истринском благочинии площадь в поселке Глебовском ныне носит имя священномученика Алексия Смирнова; в городе Раменское сквер, находящийся неподалеку от Троицкого храма, где служил священномученик Александр Парусников, назван в его честь; в городе Шатуре одна из улиц была названа в честь Исповедников Шатурских.
Некоторые Преосвященные справедливо обращают внимание на трудности исполнения 5 пункта постановления Архиерейского Собора 2011 года, в котором рекомендуется епархиям инициировать наименования улиц, скверов и площадей в честь новомучеников. Они ссылаются на то, что в экономически депрессивных районах в настоящее время не осуществляется строительство зданий, совокупность которых могла бы сформировать улицу, площадь и тому подобное. Соответственно, не появляется новых улиц, площадей и скверов, в отношении которых можно было бы инициировать наименование их в честь новомучеников. А переименование имеющихся улиц влечет за собой проблемы организационно-юридического и финансового характера, связанные с заменой документов юридических лиц и проживающих здесь граждан. Однако, следует заметить, что у нас в стране все-таки происходят переименования улиц, несмотря на финансовые и организационные сложности. Иногда мы предпринимаем большие административные усилия в направлении переименования и недостаточные относительно раскрытия существа подвига новомучеников и в объяснении значимости их подвига для людей. Почему у нас чаще называют улицы в честь священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого)? Потому что более или менее знают о нем, знают о его церковном и научном вкладе в отечественную науку. Неужели нам трудно объяснить важное значение подвига священника, служившего в том или ином селе, духовно опекавшего жителей в течение многих лет, бывшего единственным иногда нравственным просветителем в те годы, живым хранителем культурного и духовного наследия. Причем глубина и искренность служения такого священника запечатлена мученической кончиной. Неужели только потому, что такой священнослужитель не был еще и врачом, его значение меньше, чем святителя Луки? Наши духовные небесные звезды разнятся в славе, но все они звезды, направляющие путь человека ко Христу, освещающие этот путь, указывающие на те или иные препятствия прохождения этого пути, и подсказывающие, как преодолеть их.
Наименование улиц именами новомучеников проходит с трудом, но и когда власти идут навстречу епархии, это осуществляется в церковном отношении недостаточно грамотно. В городе Катайске Курганской области принято решение о наименовании вновь образуемой улицы именем священномученика Алексия Введенского. В решении о наименовании улицы написано: «Улица имени священника Алексия Введенского» (сокращенное название: «ул. Алексия Введенского»). В результате остается неясным — как будет называться улица? Архиепископ Лука в свое время отказывался читать лекции по медицине в мирской одежде, считая, что таким образом он будет показывать, что стыдится своего духовного звания. А если название улицы будет надписываться сокращенно, получится, что мы стыдимся назвать прославленного Церковью пастыря священником, не говорю уже — священномучеником.
Следует пожелать епархиям, чтобы они более внимательно относились к размещаемой на их официальных епархиальных сайтах информации, касающейся новомучеников, стараясь избежать неточностей и ошибок. Например, на сайте Нижегородской митрополии помещено жизнеописание неканонизованного священника Александра Николаевича Никольского, родившегося в 1870 году, но в действительности прославлен другой священник, его одноименник и однофамилец, Александр Семенович Никольский, родившийся в 1883 году, также служивший в данной епархии. На сайтах многих епархий, к сожалению, нет раздела, посвященного новомученикам, а в иных случаях в разделах, посвященных новомученикам, помещается и информация о репрессированных, не прославленных Церковью. В результате читатели не имеют возможности отличить прославленного святого от пострадавшего в годы репрессий. Было бы хорошей практикой, если бы на сайтах епархий имелся раздел — Календарь, в котором размещалась бы краткая информация о празднуемом в этот день новомученике.
Сегодня вашему вниманию будут представлены доклады и состоится их обсуждение.
Надеюсь, что вами будут высказаны предложения, которые помогут оптимально решать проблемы, связанные с увековечением подвига новомучеников. Благодарю за внимание».
С докладами, посвященными увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех невинно пострадавших в годы гонений, выступили председатель Комиссии по канонизации святых Белорусского экзархата епископ Светлогорский Амвросий, руководитель Отдела по канонизации святых Алма-Атинской епархии Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан иеромонах Иаков (Воронцов) и председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей г. Москвы протоиерей Кирилл Каледа.
Затем состоялась дискуссия по вопросам работы Совета.
Источник: http://pravoslavie.ru