К 190-летию постановки драматического произведения Н.В. Кукольника
Мария Сергеевна Сверликова
Российская Империя 
Царская Россия 
Традиционные духовно-нравственные ценности России 
Более 190 лет прошло со времени создания интереснейшего произведения, полного истинного патриотизма и русского духовного просвещения. Когда постановка драмы «Рука Всевышнего Отечество спасла» Нестора Васильевича Кукольника появилась на русской сцене, она была по достоинству оценена публикой и самим Государем Николаем I.
Брюллов Карл (1799-1852)
Портрет писателя Н.В. Кукольника
1836.
Источник
Драма была написана в 1832 году и поставлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге 15 января 1834 года по старому стилю.
В произведении местом действия являются Нижний Новгород и Москва.
Уже во вступлении можно узнать настроение Козьмы Минина, нижегородского мещанина.
Тоскуя о судьбе Москвы, он сидит на берегу Оки и, ощущая единство природы и тишины, произносит свой монолог в адрес родного Нижнего Новгорода.
Я весь горю спасти Святую Русь,
От нечестивого избавить Ляха.
Царю мой, Боже мой, внемли молитве,
Исполни меру гнева Твоего
И милосердствуй снова! О, Спаситель!
Здесь, пред Тобой, во праве, жду ответа,
Во знаменье прощенья или казни!
(Падает ниц; после продолжительного молчания, подымается и продолжает торжественно).
Аминь, Аминь! Свершилось!Ты изрёк!
Я слышал глас небесный от Востока:
Возстани Русь! Господь тебя прощает,
Благословляет Царство Православия
И твой, Козьма, благословляет подвиг!
В первом акте действие переходит на улицу Нижнего Новгорода. Нижегородские мещане. Они обсуждают разорение пригородов Москвы.
Сергеев. Да так! Трудненько думать,
Чтоб православные не одолели
Еретиков. Коли уж силы нет,
Так сам бы Бог Руси в обиду не дал.
Кузьмич. Да и не даст.
К ним присоединяется Минин.
Я не хочу и жить, как пёс поганый,
Без Православной Церкви, без отчизны!
Он взывает к народу, побуждая его к решительным действиям.
Минин. Знает Бог!
Молитесь же Ему, молитесь, люди,
О казни супостату…. Я — иду;
Несу всю маетность мою; найму
Шишей, кочующих в лесах, вокруг
Москвы первопрестольной; с ними вместе
Сожгу Москву; в огне столицы Русской
Сгорит врагов содом разнообразный!…
Кто Русский, тот со мной!
Он напоминает людям о кощунствах, производимых Тушинским вором и Мариной Мнишек в прошлые годы, и подвигах русского народа, о помощи казаков.
Люди Русские, восстаньте!
(Упав на колена)
Я падаю пред вами на колена!
Спасайте Русь, спасайте Церковь, люди!!
Минин тут же находят отклик у всех окружающих.
За веру и за Царство всем стоять! –
А Королю креста не целовать. –
И Королевичу. – Бояр не слушать. –
Всем за одно на Польшу и Литву! –
А даст Господь Царя – служить Царю!
А кто не хочет…. Нет таких меж нами!–
В Собор! в Собор! К присяге и на битву!..
Люди, готовые отдать последнее, единогласно встают на сторону Минина и готовятся послужить Вере, Царю и Отечеству.
Народ просит Минина возглавить их, но он просит Господа указать на того, кто действительно достоин такого подвига. Из народа доносится имя князя Пожарского.
Благодарим, благодарим, о Боже!
Се ряд чудес начался искупленья!
– Да будет же Вождём нам – Князь Димирий Михайлович Пожарский!..
В следующем явлении Князь Дмитрий Пожарский томится в ожидании вестей про Москву. Его одолел тяжкий недуг. Он должен терпеть страдания.
Внезапно к нему приходят Минин и нижегородцы, которые сообщают о том, что он избран их вождём.
Пожарский готов отдать все свои богатства, серебро, дом, вотчины и печалится о своей немощи.
Минин молит Господа о здравии князя и просит совершить чудо.
Голоса в народе. Свершилось чудо, чудо!
Пожарский. (простирая руки к Минину).
Как Сладко мне! Как облегчилось сердце!
Не слышу ран!
Минин (отступая от него в священном ужасе).
Во прах, Нижегородцы!
Господь простил Святую Русь! Во прах!
(Минин и Нижегородцы падают ниц; Пожарский простирает руки к небу).
Во втором акте на сцене представлена поверженная Марина Мнишек. Она вспоминает о былой роскоши и благополучии.
Враги Руси обсуждают происходящее и узнают, что на них идёт князь Пожарский.
Войсковой Казацкий Атаман Заруцкий мечтает захватить Русь с помощью хитрости и коварства.
Что, без меня, вы были б Атаманы? –
Покорствуйте! Уж близко торжество…
Мою главу венец Царей оденет,
А вас – Боярские украсят шапки.
В следующем явлении показана ставка воеводы Трубецкого.
Там ждут прибытия Нижегородской рати.
Трубецкой с честью признаёт Пожарского главным Воеводой.
Я признаю Пожарского главой,
Не языком, а сердцем. Воеводы,
Сегодня же, как только рать придёт,
Мы все пойдём к Пожарскому с поклоном!
Минин обличает Заруцкого. Пожарский вместе с Мининым поведут рать.
Минин. Благодарю, Творец, благодарю!
Теперь чистей союз наш Христианский;
Меж нами нет злодея.
Действие третьего акта происходит в Москве.
Враги Руси во главе с Заруцким составляют план победы над Пожарским через присягу польском королю Владиславу.
В ставке князя Пожарского все ожидают битвы, которая должна наступить на следующий день.
Князь Пожарский обещает освободить Москву.
Литография Гельбаха, 1833
Источник
Пожарский. Братья!
Я повинуюсь. – О Царю Царей!
Ясней, ясней Твоё определенье –
И с сей поры моя надежда крепче!..
Друзья мои и братья по отчизне!
Я постараюсь оправдать ваш выбор
И завтра же вас поведу на бой, –
И завтра же Москва свободна будет!
Пожарский обличает атамана Заруцкого. Рать пойдёт в бой без его помощи.
Заруцкий. Заруцкий!
Пожарский. Я это знаю. Именем своим
Наполнил ты Святую Русь довольно;
Заруцкий и Сапега для несчастных
Предметы страха и проклятий; – долго,
Как коршуны, терзали православных,
Облили Русь и кровью и соблазном,
Широкий путь порока утоптали…
Заруцкий просит Пожарского принять его войско и приносит присягу. Пожарский прощает его.
Заруцкий. Казаки! Здесь, на этом самом месте,
Где Воевода обижал Казаков,
Где отвергал союз наш и король
Изменой, – здесь произнесем присягу
Служить ему без хитрости, во имя
Отца и Сына и Святаго Духа!
После этого злодей отдаёт приказ писать письмо врагам Руси и раскрывает свои предательские планы.
В пылу сражения, будет мстить Заруцкий!
Народ, как нива, стелется покорно
В ту сторону, куда стремится ветер.
Сегодня он их обаял словами,
А завтра я их обольщу добычей.
Есть разница между серебром и речью! –
Ты грамоту пиши, не рассуждая!
В одиночестве Пожарский тоскует о Родине.
Святой Отец!.. Чем заслужил я славу,
Которой Русь оденет Воеводу?
Что сделал я достойного вниманья,
Доверенности Вышнего Владыки?…
Так! Я – ничто! Я только меч Твой, Боже,
Но быть мечем небесного всесилья
Превыше всех честей и славы мира.
Появляется Марина Мнишек. Хитростью и лестью она пытается прельстить Пожарского стать временным правителем Руси, пока не подрастёт её сын. Она видит в своём сыне будущего Царя. На что Пожарский непреклонен.
Пожарский. Умолкни! Гром да разразит тебя!..
Сын вора на Престоле Иоаннов!!
Не будет Швед, не будет Лях Царём,
Не будет сын порока и соблазна,
Проклятый Патриархом Ермогеном!
Нам нужен Царь от православных предков,
От Царской крови.
Марина уходит ни с чем. Воеводы по очереди докладывают о ходе сражения. Враг постепенно отступает. В Москве пожар.
Далее действие переносится в тихую келью.
Гонсевский пытается заставить Патриарха Ермогена повлиять на ситуацию, говоря о будущей власти Владислава. Патриарх стоит на стороне Православной Церкви и русского народа.
Ермоген. Несчастие ещё не униженье.
Русь никогда унижена не будет;
На ней Господняя почиет сила;
Всесильный Царь свою Святую землю
Естественною крепостью украсил,
А бедствия не испугают Русских;
Да и пугаться их они не смеют,
Зане всегда прямые Христиане
Должны просить, а не бежать креста!
В четвёртом акте перед зрителем предстает обширная площадь. Вдали виден Кремль.
Воеводы уводят свои войска на ратный подвиг. Пожарский наблюдает за всем происходящем, переживая за Родину.
О матушка Москва! Как бьётся сердце,
Все существо становится молитвой,
Душа кипит небесным утешеньем!..
Любовь к отечеству – мы Божий Ангел,
Твоё же небо – Русская душа…
Во время боя обнаруживается измена Заруцкого. Но его настигает возмездие. Он погибает от русской пушки.
Ржевский. Да что мне говорить,
Когда сам Бог заговорил с Заруцким!
Он не успел ещё воздвигнуть знамя,
Он не успел покрыть стыдом Казаков,
Как пушка Русская его узнала,
И, пленница, изменнику отмстила!..
Теряя разум, Марина Мнишек осознает своё безнадёжное положение.
На Красной площади народ ожидает Пожарского. Он сходит с Красного крыльца в сопровождении Минина, бояр и дворян и объявляет о победе.
Пожарский. Москвитяне! Нас Бог благословил!
Свободна Русь!
Народ. Ура!
Пожарский. В столице Русской
Нет ни единого врага!
Народ. Ура!
Пожарский отрекается от Царского венца, славы и благодарности за победу. Он призывает всех молиться Господу и избрать настоящего Царя.
Мы изберем Царя – отца народу,
Царя – грозу врагам Святого Царства!
Да осенит Господь вас благодатью
И ниспошлет терпение и веру!
Народ. С тобой благословение Господне!
Пожарский жалеет потерявшую разум Марину Мнишек и поручает людям оставить её в Москве до указа Русского Царя.
В последнем акте действие происходит в Грановитой палате.
Наступило двадцать первое февраля, и все готовятся к избранию Царя.
Право выбора даётся боярам, дворянам, сановникам и выборным людям.
Пожарский. Свободна Русь, Господним заступленьем!
Исчезли тьмы врагов, и благость неба
Избрать Царя нам ныне дозволяет!
Но, братия, с слезами на очах,
Молю: не избирайте иноверца!
Святая Русь своих Царей имела,
Единственно на свете православных!
Минин собирает голоса на золотое блюдо, и после подсчёта Пожарский объявляет всеобщее решение.
Пожарский. И я внимаю чудо!
Единодушно, так, единогласно
Собором избран: Михаил Романов,
Сын Фёдора, в монахах Филарета!
(Встав.)
Провозгласим от сердца и души:
Да здравствует Царь Михаил Романов?
Все (встав.)
Да здравствует Царь Михаил Романов!
Появлются люди с челобитной и просят от всего народа Собор избрать на Царство Михаила Романова.
Драма заканчивается торжественной речью Пожарского.
Святая Русь! Обыкновенный разум
Судьбы твоей в себе вместить не может!
О ты, Святая Матерь, Русь родная!
Красуйся под державой Михаила!
Постановки в Царские времена отличались монументальностью и художественностью. Но не только красота декораций и игра актёров могла сделать спектакль заслуживающим достойного одобрения. В сам текст Нестор Васильевич включил образы, дорогие для восприятия отечественному зрителю. Там упоминались «раззолоченые главы» церквей, «гробы Царей Московских», красота природы родной страны.
Учитывая особенности характера каждого персонажа, Нестор Васильевич смог раскрыть самые их выразительные черты. Не забывая о важности каждого героя, он передал их самобытность с особой достоверностью, что объединило ход событий в драме.
Драматическое произведение, так правдиво передающее искренние чувства верующих в Господа людей в тяжелые для Родины времена, крайне необходимо и в наше время. Почти два века прошло от времени его создания. Творчество Нестора Васильевича Кукольника не забыто. Книги переиздаются, произведения оцифровываются. Но большую их часть можно читать только в дореформенном шрифте.
К сожалению, ни в одном театре в настоящее время не поставлено такое ценное произведение, которое по своей значимости достойно называться примером русской драматургии.
Нестор Васильевич Кукольник правдиво смог передать такие духовные и нравственные качества, как храбрость, достоинство, героизм, самопожертвование во благо Родины, веру в Промысл Божий и надежду на Волю Господа при любых обстоятельствах.
Мария Сергеевна Сверликова, Санкт-Петербург
Верхнее фото: Рука всевышнего Отечество спасла: Гражданин Минин убеждает князя Пожарского принять начальство над ратью, собранною в Нижнем Новгороде для спасения Москвы и Отечества от врагов. Москва: Металлогр. Авд. Лаврентьевой, 1845 г.
Источник
Источник: ruskline.ru