Домой Россия Своих «душим», а Киргизии и Китаю — «зелёный свет»? Ультиматум самой богатой...

Своих «душим», а Киргизии и Китаю — «зелёный свет»? Ультиматум самой богатой женщине России: «Играйте честно!»

3

Битва титанов — коммерческих банков против маркетплейсов — получила неожиданное продолжение. После того как глава империи "Вайлдберриз" Татьяна Ким воззвала к справедливости, ивановские текстильщики не стали молчать. Они записали ответное видеообращение к самой богатой женщине России с неудобным вопросом: о какой справедливости идёт речь, если русский маркетплейс чуть ли не душит отечественного производителя, включая зелёный свет Киргизии и Китаю? Ответ поразил. Подробности в материале Царьграда.

«Можно ли здесь вообще вести речь о справедливости?»

Крик души прозвучал от лица ивановских текстильщиков, которые продают свою продукцию через электронную площадку Татьяны Ким. Напомним, глава «Вайлдберриз» на днях выступила с критикой идеи некоторых банкиров запретить скидки по картам маркетплейсов. Она назвала это «уничтожением конкуренции» и ударом по покупателям.

Ивановские производители настаивают на честных правилах для всех игроков рынка.// Скриншот видео с ВК-сообщества Creative Wave.

«Ответочка» неожиданно прилетела из Иваново: крупнейшие местные производители записали к основательнице «ВБ» встречное обращение, обвинив её платформу в неконкурентных условиях для отечественного производителя. Со слов текстильщиков, комиссионный сбор для продавцов из Китая и Киргизии ниже, чем для отечественного производителя, а требования мягче. А вкупе с новыми федеральными налоговыми требованиями это становится удавкой на шее русского бизнеса. Даже несмотря на наличие «Платформы роста» (программа «ВБ» по поддержке лёгкой промышленности), отечественные текстильщики работают на грани выживания:

Вы говорите о справедливости в своём обращении к банкам, но ни справедливости, ни здоровой конкуренции внутри вашего маркетплейса фактически нет. Мы призываем играть честно, ставя во главу угла интересы нашей страны, наших людей и нашего общего блага. Сейчас настало время обеспечить поддержку и лояльность нашим соотечественникам, а не зарубежным бизнесменам. Мы настаиваем на этом решительно и убедительно,

— говорится в обращении к самой богатой женщине России от лица всего ивановского легпрома.

Нож в спину. Только кто кого ударил?

Вопрос прозвучал прямо: почему вы допускаете притеснения отечественных производителей иностранными компаниями на нашей территории? Под обращением подписались более 90 ивановских производителей.

Эффект оно возымело, но не тот, которого ожидали авторы. Как сообщил Царьграду 4 декабря представитель инициативной группы, партнёры из «Платформы роста» восприняли обращённые к Татьяне Ким неудобные вопросы как нож в спину. Однако всё, о чём просили отечественные текстильщики, это лишь сделать для них комиссию ниже, чем у нерезидентов России — Киргизии и КНР. Разве это преступление — мечтать о честной конкуренции?

Для отечественных фабрик комиссия на одежду без учёта банковского эквайринга составляет 30-34,5 процента, в то время как с китайских производителей маркетплейс берёт всего 22,5 процента, а с киргизских — 24,5,

— сообщил собеседник Царьграду.

Инфографика: предоставлена Царьграду

При этом «порог входа» на «ВБ» для отечественного предпринимателя — 5 тысяч рублей (стоимость открытия личного кабинета), для зарубежного — 110 тысяч. На разница компенсируется бонусами, которые возвращает торговая площадка: их столько же, сколько и взнос. При этом бонусы можно тратить на продвижение и рекламу, чем иностранные производители и продавцы активно пользуются.

 Конкурировать с Китаем ивановские производители затрудняются по объективным причинам — их продукция дороже импортной.// Скриншот из приложения «Вайлдберриз»

Прощай, чёрная пятница!

Вместе с тем в ту же «Платформу роста» входят всего около 40 брендов из Ивановской области: текстиль ручной работы, товары для дома, спортивная одежда и обувь, товары для детей и другие. Маркетплейс предоставил им особые условия, что позволяет держаться на плаву. Но как быть остальным? В таких условиях русские текстильщики вынуждены ставить цены выше, чем их зарубежные конкуренты. Вот и получается, что хозяева проигрывают гостям на своём же поле.

В отличие от китайских и киргизских коллег у нас не получилось «чёрной пятницы», потому что делать большие скидки — значит работать в убыток. Некоторым фабрикам в Иваново сейчас приходится «оптимизироваться», то есть увольнять сотрудников. Где-то зарплату же месяц не платят, где-то закрылся большой цех. У кого-то оборудование в лизинге, они рассчитывали на хорошие продажи, а объёмы падают. Нашему легкопрому сейчас тяжело,

— констатирует собеседник «Первого Русского».

А тем временем азиатские производители пользуются в своих странах особыми преференциями. Так, Бишкек установил для своих предприятий швейной и текстильной промышленности до 1 января 2027 года единый налог в размере 0,25% от выручки. Он заменяет три вида налогов — на прибыль, на добавленную стоимость и с продаж. Про Пекин разговор особый — там правительство давно включило зелёный свет местному производителю.

Что мешает трудолюбивым азиатским швеям строчить до потери пульса, пока они не завалят своими халатами всю Россию? Выходит, ничего. Наоборот — им ещё и помогают русские.

Слева китайская пижама, справа — русская. Разница в цене не нуждается в комментариях.// Скриншот из приложения «Вайлдберриз»

Невероятные приключения русской пижамы в России

В то же время тиски, в которых находятся наши производители, постепенно сжимаются. С одной стороны, давят маркетплейсы с их спорной комиссионной политикой. С другой, закручиваются гайки налогового законодательства. Во-первых, повышен НДС. Во-вторых, мелкие цеха с продажами до 60 млн рублей — в прошлом субъекты малого предпринимательства — стали теперь плательщиками федерального налога. Вся экономика в итоге пересчитывается: 5 процентов налога с оборота добавляется в стоимость товара, а это значит, что теряется примерно 25 процентов рентабельности. В то время как текстильщики поголовно сидят на 23-25% рентабельности. Вот где настоящий «нож в спину»…

Наша основная площадка продаж — это маркетплейсы. И почему бы нам сейчас не повышать, а наоборот понизить комиссию? С учётом налоговой реформы себестоимость продукции растёт, покупательная способность падает, и получается, что мы «замерзаем» и в итоге умрём,

— прогнозирует собеседник Царьграда.

«Вайлдберриз» тем временем понизил скидки для постоянных покупателей, которые раньше могли доходить до 60 процентов. В итоге, если раньше русская пижама по «чёрной пятнице» стоила с учётом всех комиссий 800 рублей, то теперь она подорожала до 1600 рублей. Понятно, почему продажи китайских пижам зашкаливают — они вдвое дешевле отечественных. При этом в силу объективных причин потребление в России падает, цены растут, товара становится меньше. Киргизские и китайские пижамы на таком фоне выглядят намного привлекательнее ивановских…

Росстат ещё в апреле 2025 года отмечал, что лёгкая промышленность в Ивановской области пикирует вниз.// Скриншот с сайта bigtextile.ru

Внимание, у нас всё рухнуло

А вот как это выглядит в цифрах. По данным Росстата, в марте 2025 года индекс промышленного производства в Ивановской области сократился на 4,3% по сравнению с аналогичном периодом прошлого года. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в текстильной и швейной промышленности. Выпуск текстильной продукции рухнул на 11,9% по сравнению с маем 2024 года, а пошив одежды упал на 9,7%.

Лёгкая промышленность в Ивановской области близка к обмороку, и кризис там прогрессирует давно. Так, ещё в 2022 году закрылись две старейшие в регионе швейные фабрики — основанная в 1942-м «Айвенго», ещё недавно одевавшая всех ивановских чиновников и школьников половины России и Казахстана, а также «Яковлевская мануфактура», работавшая с 1870 года.

Оба производства испытывали аналогичные трудности: из-за давления налогов и отсутствия помощи со стороны властей зарплаты были низкими, коллектив сокращался. Если недавно Иваново был городом швей и невест, то теперь регион ассоциируется с самыми низкими в ЦФО зарплатами.

Кризис в лёгкой промышленности назревал давно.// Скриншот с ТГ-канала «Местные. Иваново»

Самая богатая женщина России

А между тем состояние Татьяны Ким за прошедший год выросло. Напомним, в июне 2024-го торговая площадка и оператор наружной рекламы Russ объявили об объединении. Из-за этой сделки между основательницей маркетплейса (ранее — Татьяна Бакальчук) и её экс-супругом Владиславом Бакальчуком произошёл конфликт. Дошло до перестрелки в центре Москвы. Философ Александр Дугин предлагал тогда радикальное решение:

Национализировать сеть и отправить её владельцев к «королеве марафонов» Блиновской. Иначе они всех перестреляют.

За 20 лет компания прошла путь от стартапа до «монстра» с годовой выручкой в полтриллиона рублей. Как и на чём зарабатывает самая богатая женщина в России — отдельный разговор. Сама бизнес-схема «Вайлдберриз» основана на комиссионных платежах, которые взимаются с продавцов за посреднические услуги. На складах трудятся мигранты, работники периодически бастуют из-за поборов и штрафов, среди товаров то и дело встречается контрафакт. А прибыль растёт, и связано это в первую очередь с продавцами-спекулянтами, которые перепродают товары из Китая.

Один из примеров судебных разбирательств по поводу реализации контрафакта на сайте «ВБ»//Скриншот выдержки из решения Арбитражного суда Московской области.

Благодаря им компания может себе позволить покупку самого высокого небоскрёба в столице – строящегося бизнес-центра в «Москва-Сити». Здание высотой 398 метров будет почти на 200 метров выше, чем Trump Tower в Нью-Йорке. Примерная стоимость 75-этажного небоскрёба, который должен быть сдан в 2030 году — более 300 млрд рублей. Сверху оттуда, конечно, кажутся мелкими проблемы ивановских производителей.

Что с того?

Посредническая площадка богатеет, иностранные торговцы дышат свободно, а отечественный производитель медленно задыхается. Справедливо ли это? Безусловно, скидки на маркетплейсах для конечного потребителя должны остаться.

Но пусть они достаются нашим отечественным товарам и производителям, чтобы способствовать их продвижению, а не китайскому ширпотребу, который ещё и НДС меньше платит. Понятно, что просьба ивановских текстильщиков на фоне «разборок» банков с «Вайлдберриз» выглядит так, будто в битву двух львов вмешалась антилопа.

Силы не равны, но у «травоядного» есть своя правда. И если уж «хищники» спорят о справедливости, она должна быть для всех.

Источник: https://tsargrad.tv