Домой Россия Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения

Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения

3

Евангелие четверга (Лк, 57 зач., 11, 14—23)

Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Пастырская проповедь&nbsp

Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения

Однажды изгнал Иисус беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Христос свидетельствует о Своем Божественном посланничестве, являя Свою власть над сатаной. Он дает знамение Своей победы, изгоняя беса из человека, который был нем. Когда словом Христовым бес был изгнан, этот человек стал тотчас же говорить — уста его отверзлись в хвале Богу.

Народ в изумлении стал прославлять силу Божию. Некоторые же соблазнялись и говорили, что Он совершил это силою веельзевула, князя бесовского. А другие, как если бы им недостаточно было этой очевидности Христовой чудесной власти, искушали Его, требуя от Него знамения с неба в подтверждение истинности Его учения. Как будто знамение с неба не могло быть дано им и при содействии князя воздушных сил. Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения и готово как угодно оправдывать себя. Но оно всегда — легкомысленно и нелепо.

Христос дает им полный и ясный ответ. Он говорит, что изощренный в лукавстве князь тьмы никогда по своей воле не согласится принять то, что прямо служит его гибели. Господь знает их помышления, хотя они стараются скрыть их, и показывает, насколько безосновательно их обвинение. Все знают — где разделение, там не устоит ни дом, ни семья, ни государство, ни царство. Там обречено на разрушение всякое дело. И сатана, зная это не хуже людей, всю свою энергию направляет на разделение. Но он не спешит подобным же образом погубить себя.

«И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, — говорит Господь, — то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями». Книжники и фарисеи возносят хвалу своим последователям, которые именем Бога Израиля изгоняют бесов, а несравненно большие чудеса, являемые Господом, объясняют Его союзом с диаволом. Поистине диавольское лицемерие — одно и то же действие осуждать в тех, кто обличает нас, и превозносить в тех, кто льстит нам. Как часто люди склонны прибегать к клевете, когда честное противостояние выявляет их беспомощность. И приписывать худшие мотивы тем, кто им не нравится.

«Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие». В Евангелии от Матфея сказано «Духом Божиим», а здесь — «перстом Божиим». Господу не обязательно нужно поражать врага рукою крепкою и мышцею высокою. Этот лев рыкающий, ищущий кого поглотить, сокрушается как моль, когда Господь благоволит, одним прикосновением Его перста. Изгнание Господом бесов было поистине началом сокрушения их силы и власти. Изгоняя бесов, Христос показывает, что Он сильнее их. Он пришел, чтобы явить Свою победу над ними в мире и в сердцах людей.

В сердце этого несчастного грешника, предназначенного быть вместилищем Бога, диавол устроил себе жилище и завладел всеми силами и способностями его души. Сердце человеческое — дом Божий, а неочищенное благодатью Христовой оно — дом диавола. Диавол — «сильный с оружием охраняет свой дом». Все грехи человека, ожесточающие его сердце противостоянием истине и правде, диавол выставляет как ограждение своего дома. Есть такой род безопасности — душа нераскаянного грешника, которую диавол как «сильный с оружием» надежно оберегает. Грешник может быть очень хорошего мнения о себе. Он уверен в себе и весел. Он льстит себе, что все идет как нельзя лучше. До появления Христа ему было спокойно, но слово Христово нарушило мир в доме диавола.

Так совершаются чудесные перемены в судьбе человеческой. Сатана — «сильный с оружием», но наш Господь сильнее его. Мы видим, как Он одерживает победу. Он внезапно нападает на врага, когда тот совершенно уверен в своей безопасности, и одолевает его. И вот — трофеи победы. Прежде всего Он берет все оружие сильного, на которое тот надеялся. Христос разоружает сатану. Когда сила греха сокрушена в душе, диавол лишается своего оружия. И затем Победитель забирает все похищенное ранее — для Себя. Все способности души и тела направляются теперь на служение Христу. Но это еще не все. Он разделяет их между Своими последователями, так что все верующие в Него пользуются этой победой.

Так Христос показывает, что Его учение и чудеса явлены, чтобы сокрушить власть диавола. И все люди призываются присоединиться к Нему, принять Его благовестие и войти в радость Господа своего. В противном случае они сами себя зачисляют в стан врага. «Кто не со Мною, тот против Меня», — говорит Господь. И кто не помогает собирать Христово стадо, тот с теми, кто расточает его. В христианской жизни нет места для нейтрального. Кто старается уклониться от делания добра, тот делает зло. Все участвуют в великой войне либо на стороне Бога, либо на стороне сатаны. И кто не решается идти со Христом, тот совершает самую большую, какая только может быть, ошибку.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России 

Источник: ruskline.ru