Об истории, нашей многоконфессиональности и справедливости
Пётр Иванович Ткаченко
Традиционные духовно-нравственные ценности России 
Фото: из личного архива автора
13 ноября 2024 года по ТВ (Россия-1) прошло примечательное сообщение о том, что в Тамани ведутся раскопки синагоги, которой более 2000 лет, то есть, относящейся ко временам Хазарской империи. Ну, казалось, что тут такого, мы – веротерпимы, воспитаны на истинном интернационализме. А потому никаких вопросов, вроде бы, не должно быть. А тут ещё мой младший товарищ Игорь Григорьевич Терещенко на «Русской народной линии» выступил со статьёй об образе Параскевы Пятницы. А потому как бы в дополнение к его публикации, а скорее для читателей, я обязан был изложить свои размышления.
Дело в том, что почитание Параскевы Пятницы на Руси имеет давнюю историю. Она названа Богородицей Пирогощей в «Слове о полку Игореве». Князь Игорь, поискав чужих богов, кумиров, попав в плен реальный и духовный, и освободившись от него, возвращается именно к этому храму и одноимённой иконе Пирогощей, которая почиталась как освободительница пленных:
Игорь едет по Боричеву
К святой Богородице Пирогощей.
Страны рады, грады веселы.
Так сказано в «Слове о полку Игореве». Почему он возвращается именно к ней? Потому что его битва, а битва – это Суд Божий, – началась в пятницу: «С зарания в пяток, потопташа поганые полки половецкие…». «В пяток» – значит в пятницу. И великомученица Параскева именуется Пятницей потому, что в пятницу был распят Спаситель – Иисус Христос.
В 1022 году князь Тмутараканский Мстислав, сын крестителя Руси святого Владимира сразился с касогами и победил в единоборстве Редедю, обратившись к заступничеству Богородицы. «Иже зареза Редедю пред полкы касожьскими» – так говорится в «Слове о полку Игореве». Об этом же говорится и в Летописях. Вернувшись в Тмутаракань (Тамань), он заложил храм в честь Святой Богородицы. Это событие почитается как явление Божией Матери на Кубани. Фундамент этой церкви обнаружил академик Б.А. Рыбаков ещё в 1952-1955 годах. Об этом подробнее в моей книге «Кубанский лад» в очерке «Стоит и до сего дня в Тмутаракани» (Краснодар: «Традиция», 2014).
И хотя в Летописи говорится о том, что храм князя Мстислава «стоит и до сего дня в Тмутаракани», он там уже давно не стоит…
Наши предки, верные черноморцы, переселившиеся на берега Кубани в 1792 году по Указу Екатерины Великой, воздвигли уже новый храм: «Первым каменным храмом в Черномории стал храм Покрова Пресвятой Богородицы на Тамани, древней земле русского Тмутараканского княжества построенный войсковым судьёй А. Головатым в 1793 году» (см.: Бабич А.Н. Дело мира и любви. Очерки истории и культуры православия на Кубани. Краснодар: «Традиция», 2009).
Но, как известно, Тмутаракань (Тамань) была центром Хазарской империи. И даже после знаменитых походов князя Святослава, и особенно после походов на хазар святого князя Владимира, там, как видно по всему, соседствовали и православные, и иудейские храмы. Так уж сложилось, такова наша история. Об этом в моих книгах о «Слове о полку Игореве» и в последней по времени: «Поиски Тмутаракани. По «мысленному древу»: от «Слова о полку Игореве» до наших дней» (изд. 2-е, доп. М.: «Звонница-МГ», 2022).
Впрочем, об этом более глубоко и обстоятельно писал наш выдающийся историк и мыслитель Л.Н. Гумилёв во многих книгах, и в частности – «Древняя Русь и Великая степь» (М.: «Мысль», 1989). О Хазарской империи и её значении, отнюдь не только историческом, существует довольно обширная литература. К примеру, Норман Голб и Омельян Прицак «Хазаро-еврейские документы Х века» (М.-Иерусалим, 1997, 5757), Артур Кёстлер «Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие» (СПб.: «Евразия», 2001), Анатолий Новосельцев «Хазарский каганат» (М.: «Ломоносов», 2018) и другие издания.
Несмотря на всю сложность взаимоотношений Хазарии и Руси, и в литературе, и в среде действительно образованных людей сложилось их объективное понимание. И главное, – что вера народов не та область их бытия, которая уходит в историю и отмирает, но всегда остаётся живой, насущной и злободневной.
А теперь о сообщении 13 ноября 2024 года, что в Тамани ведутся раскопки синагоги, которой более 2000 лет, то есть относящейся ко временам Хазарской империи. Это делает фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски. С намерением её восстановления. У всякого знающего и здравомыслящего человека на это не может не возникнуть вопроса: это что, восстановление Хазарской империи в России с её, официально принятой иудейской верой? Не хочется так думать и верить в это не хочется. В данном случае – речь ведь идёт не о естественной многоконфессиональности нашей страны, а о большой исторической драме, в которой складывалась Древняя Русь. А потому, поистине было бы справедливым, наряду с инициативой «Вольного дела», восстановить и храм князя Мстислава, фундамент которого найден уже давно. Ничто не должно преобладать.
Тем более, что Тмутараканский храм Святой Богородицы возведён ранее Киевской Пирогощей на Подоле, о чём говорится в Летописях. В Лаврентьевской под 1131 годом: «Заложи Мстислав святыя Богородица Пирогощую». В Ипатьевской летописи под 1136 годом: «Церковь Пирогоща свершена бысть» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве», Санкт-Петербург 1995 г. Т. 4). Тмутараканская же Богородичная церковь заложена Мстиславом сразу после его победы над касожским Редедей в 1022 году.
Другого выхода из этой ситуации, кроме этого, просто не существует. Разумеется, не только для исторической справедливости, но и для дальнейшего гармонического развития нашего общества и страны.
Пётр Иванович Ткаченко, литературный критик, публицист, прозаик
Источник: ruskline.ru