В рамках иудейского вероучения хасидизм как
«тайное знание» возник в начале нашей эры. В
Мидра-шах — правовых и религиозных
установлениях иудаизма и Талмуде — своде
законов, регулирующих жизнь евреев,
встречается название хасидим ришоним (ранние
хасиды). Хасиды (благочестивые) оказали
большое влияние на секту ессеев1.
Собственно
же хасидское движение как секта,
выделившаяся из ортодоксального иудаизма и
противопоставившая себя ему, появилась в
Германии XII—XIII веков. Члены движения
Хасидей ашкеназ (благочестивых восточных
евреев) стремились обрести благочестие
посредством аскетизма, подчинения строгим
моральным нормам и постоянного
молитвенного созерцания. Находясь под
влиянием еврейских мистиков-каббалистов,
они верили, что Бог проявляет Себя в
Божественной славе (ка-воз). Они отрицали
Божественность Иисуса Христа и жили
постоянным ожиданием нового мессии. Самый
известный средневековый хасидский трактат
— «Сефер Хасидим» («Книга благочестивых»)
— написан Иехудой ха Хасидом в XIII в. В этой
книге содержится предписание отношения
евреев к неевреям, вопросы образования,
молитвы, общественной жизни.
Возрождение
хасидизма как крупного мистического ч
националистического движения произошло в
XVIII в., Когда Исраэль бен-Элиезер (известный
под именем Баал-Шем-Тов,
или Бешт) организовал в Подолии (ныне на
территории Украины) народное движение,
участники которого называли себя хасидами.
Баал-Шем-Тов
родился в бедной еврейской семье на границе
Польши. Некоторое время он был сторожем в
синагоге и там познакомился с богатым
приезжим юношей. Вместе они стали
заниматься каббалой по тайным книгам,
которые привез этот юноша. Во время одного
из магических сеансов товарищ Исраэля
погиб от злых сил, а он сам бежал из родного
города. Спустя некоторое время он выступил
с проповедью религиозного пантеизма2
и занялся знахарством.
Новый
пророк полностью отвергал аскетизм и
проповедовал наслаждения земной жизнью.
Молился он в уединении и часто совершал
омовения перед молитвой — даже в морозные
зимние дни. Исраэль Бешт «изгонял» злых
духов и раздавал амулеты, гадал по
каббалистической книге «Зогар» и
пророчествовал. Часто его наяву, как он
утверждал, посещали святые: Моисей, Илия и
др. Его молитва доходила до экстаза. Молился
он, раскачиваясь всем корпусом, иногда
сильно вздрагивая. Нервное возбуждение и
встряска продолжались очень долго и были
так сильны, что посуда, утварь и мебель в
доме дрожали, сталкивались и издавали стук.
При сильном возбуждении он иногда страшно
вскрикивал, иногда же, наоборот, стоял
недвижимо, как статуя, глаза как-будто
окаменевали в своих орбитах. К концу
молитвы он бывал в полном изнеможении и
состоянии полузабытья. Такие состояния мы
часто встречаем у шаманов и сектантов.
Святые отцы определяют их как одержимость.
Проповедь Бешта состояла из поучительных
историй и анекдотов. Слава чудотворца
привлекала к нему многих поклонников и
последователей.
Первоначально
движение хасидов было направлено против
схоластического мудрствования
ортодоксального иудаизма, «в защиту
радостной молитвы и духовного озарения». В
разряд духовных руководителей хасидских
общин выдвигались цадики (праведные люди),
считавшиеся достигшими единения с Богом и
способные обучить богообщению других.
Постепенно это движение расширилось по
всей Польше, Западной Украине и Белоруссии,
а благочестивая ревность членов хасидских
общин все чаще прорывалась
экзальтированностью и революционностью (известно
активное участие хасидов в подготовке
революционных действий в Польше и России).
Хасидизм, первоначально осужденный
ортодоксальными иудеями, постепенно
становился все более мощным и
разветвленным тайным мистическим
движением.
Сегодня хасиды — широко
распространенное движение евреев как в
Израиле, так и в США. Большинству евреев, не
входящих в одно из тайных или явных обществ
хасидов, закрыта возможность сделать
карьеру в Америке. Наибольшее закулисное
влияние хасидов во всем мире
осуществляется в финансовой и
внешнеполитической областях, в искусстве и
литературе, средствах массовой информации,
кинематографе и на телевидении. Среди
известных хасидов нашего времени можно
назвать художника Марка Шагала (бывшего
цадиком в Витебске) и кинорежиссера Стивена
Спилберга (автора знаменитых фильмов «Челюсти»,
«Контакт третьей ступени», «Парк Юрского
периода»), в картинах которого мы всегда
встретим воплощение потустороннего зла.
Как писал сам режиссер, вдохновителем всех
его фильмов была мать, руководитель
крупнейшего в США хасидского объединения.
Недавно в печати появились сведения о «странных»
увлечениях Стивена Спилберга. Так,
рассказывалось, что еще в детстве, когда над
самым его домом разразился метеоритный
дождь, будущий режиссер, глядя на него с
улыбкой заметил: «Когда-нибудь все это
будет моим». В юности лучшим для него
развлечением было отрезать голову у
любимой сестренкиной куклы, насадить ее на
нож и подать к обеду вместе с салатом. А
однажды, он соорудил такое «инопланетное»
чудище, что сестра на год лишилась речи.
Привычным занятием взрослого Спилберга,
как вспоминала его бывшая жена, была
медитация в полутемной комнате в окружении
каких-то экзотических божков и беседа с
ними. Она же заметила, что «не встречала
более бесчувственного человека».
В начале
нашего века хасиды, категорически
отрицавшие истинность Православия,
обвинялись в кровавых жертвоприношениях
христиан. В прессе писали, что в своих
обрядах, держащихся в строгой тайне, они
используют кровь как носительницу
человеческой души.
В России
наших дней хасиды, за редким исключением, не
выставляют себя напоказ. Изредка сведения о
них появляются в газетах: сначала движение
хасидов устроило беспорядки у Российской
Государственной библиотеки в Москве,
требуя отдать им хасидские рукописи Затем
произошло странное похищение восточных
рукописей из Санкт-Петербургской
библиотеки, В печати появились сведения о
том, что некоторые российские
внешнеполитические деятели являются
хасидами, а в правительстве России хасиды
имеют активных сторонников. Экзальтация и
мистический транс, песни во время радений
во многом сближают хасидизм с сектантством
в христианстве, исламе и индуизме. Похожие
методики «раскачки» сознания, призывания и
вселения в человека духов использовались
хлыстами, духоборами, богомилами, суфиями,
последователями Гурджиева, евритмистами
Рудольфа Штайнера, членами ашрамов Раджниш»
кришнаитами и даже так называемой «Московской
церковью Христа». Хасиды не выражают свои
идеи открыто. Их влияние на широкие массы
осуществляется опосредованно через
средства массовой информации и искусство.
Тонкий яд внедряется в сознание людей в
яркой обертке фильмов, стихов или музыки (как,
например, в мюзикле «Иисус Христос —
суперзвезда»).
Хасиды
распространяют националистические
представления о богоизбранности евреев,
отрицают Божественность Иисуса Христа; они
призывают готовиться к пришествию
земного царя Израиля и пропагандируй его
воцарение над миром. Православному
человеку нужно быть особенно внимательным
к этой замаскированной лжи и понимать,
откуда она и к чему ведет.
1
О ессеях см. главу «Тайное христианство» в книге В.И. Кремень, "Последнее
искушение"
2 Пантеизм
— учение о том, что вся природа и есть Бог
[an error occurred while processing this directive] |