[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

От «евроэйфории» к «евроскепсису»

Версия для печати

От «евроэйфории» к «евроскепсису»В Декларации, принятой Европейским Советом в пригороде Брюсселя Лэкене 15 декабря 2001 г., впервые перечислены 10 стран, которые имеют шанс стать членами Европейского Союза уже в 2004 г. Среди этих “счастливчиков” - Польша, Чешская Республика, Словакия, Словения, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Кипр и Мальта. С Румынией и Болгарией ЕС обещает продолжить переговоры о вступлении, но ясно, что в 2004 г. членами ЕС они не станут. Чем ближе заветный час приема, тем все более неоднозначным становится отношение к нему со стороны общественности и политических партий в странах-кандидатах.
Прошли те времена начала 90-х годов, когда в этих странах царила всеобщая эйфория в отношении ЕС. Ныне общественное мнение в центральноевропейских государствах можно условно разделить на «еврофилов», видящих главным образом положительные стороны в присоединении к ЕС, и на «евроскептиков», для которых отрицательные стороны членства в ЕС перевешивают положительные.

«Евроскептики» - это отнюдь не какие-то маргиналы. В Польше к их числу относится большая часть католического духовенства и политические партии христианско-национального направления. В Чешской Республике - республиканская и коммунистическая партии, а также демократическая гражданская партия, возглавляемая бывшим премьер-министром, а ныне председателем парламента Вацлавом Клаусом. В чем, по мнению «евроскептиков», состоит опасность присоединения к ЕС? Можно выделить следующие их аргументы :

1. Вступление в ЕС приведет к уничтожению национального суверенитета, духовной и культурной идентичности страны.

Такие взгляды в Польше разделяет большинство духовенства во главе с кардиналом Иозефом Глемпом. Одним из наиболее страстных противников членства Польши в ЕС является руководитель католической радиостанции «Радио Мария» (с числом радиослушателей не менее 6 млн.) священник Т.Рыдзик, который открыто заявляет, что «нынешнее объединение Европы происходит не в духе христианства, а в духе либерализма и масонства». Лидер правого крыла партии Христианско-национальной союз Я.Лопушанский в своем выступлении в парламенте прямо сказал, что в ЕС «доминируют антихристианские силы». Лишь в последние годы позиция руководства польской церкви в отношении ЕС несколько изменилась: церковь открыто не выступает против и даже с некоторыми оговорками поддерживает вступление Польши в ЕС. Главная заслуга в этом принадлежит папе Римскому, который в ходе своего визита в Польшу в 1999 г., провозгласил, что «святой престол поддерживает интеграцию Польши в Европейский Союз». Параллельно папа выдвинул и условие успеха такой интеграции. По его мнению, «единство Европы невозможно без духовного единства». Духовное же единство может быть обеспечено только на основе христианских ценностей. Папа отмечает «кризис христианского самосознания» в Европе и призывает к «новой евангелизации» европейских стран. Очевидно, в свете политики «новой евангелизации Европы» следует рассматривать и решение Ватикана о повышении статуса административных структур Римско-католической церкви на территории России до уровня епархий. В документах Ватикана территория России будет отныне именоваться «церковной провинцией» католической церкви, возглавляемой митрополитом. Характерно, что в данном случае паписты используют православный термин «митрополит» вместо термина «кардинал», очевидно, с целью более удобного камуфляжа, призванного облегчить распространение католицизма на территории, исторически окормляемой Русской православной церковью. Без сомнения, папа и его окружение олицетворяют те силы в католической церкви, которые по своей идейной направленности относятся к сторонникам глобализма - доктрины, стремящейся упразднить национальные государства, ликвидировать религиозные и национально-расовые различия между народами, «сплавить» их в единую «человеческую массу», управляемую единым мировым правительством.

2. Вступление центрально-европейских государств в Евросоюз приведет к крайне негативным последствиям для их экономик, к экономической зависимости.

В ходе создания зон свободной торговли с ЕС страны Центральной Европы под давлением Евросоюза отменили государственные субсидии своей промышленности и сельскому хозяйству, либерализовали режим внешней торговли. В результате многие их предприятия не выдерживают конкуренции со стороны импорта из стран ЕС и закрываются. Вступление этих стран в ЕС приведет к дальнейшему ужесточению конкуренции и росту безработицы. По прогнозам польского экономиста П. Альбинского, в Польше потеряют работу или источники существования около 3 миллионов людей, занятых или связанных с сельским хозяйством, а также более 100 тыс. шахтеров и 40 тыс. металлургов. Новые члены ЕС будут иметь более низкий статус, чем «старые» члены. Уровень субсидий, предоставляемых Евросоюзом на развитие сельского хозяйства новых членов, будет гораздо ниже того уровня, который сейчас выплачиваются фермерам в «старых» странах-членах. В условиях общего рынка это сделает центральноевропейских фермеров еще менее конкурентоспособными по сравнению с фермерами западноевропейских стран. Кроме того, ЕС считает преждевременным распространять на новых членов право свободного перемещения рабочей силы на протяжении от 2 до 7 лет. Германия и Австрия в этом вопросе занимают наиболее жесткую позицию, намереваясь ввести мораторий на трудовую иммиграцию сроком на 7 лет. Естественно, это является холодным душем для миллионов поляков, венгров, словаков, чехов и т.д., которые планировали в массовом порядке ринуться в поисках работы именно в соседние Германию и Австрию после приема их стран в ЕС. Все это дает основание профессору П.Ярошинскому, лидеру партиии «Родзина польска» (Польская семья), горько констатировать: «Членство в ЕС означает, что не Польша вступает в Евросоюз, а Евросоюз вступает в Польшу, что приведет к распродаже или ликвидации наших заводов и фабрик, наплыву дешевых субсидируемых товаров из стран Запада, и, соответственно, - к уничтожению нашей промышленности. Таковы будут результаты прихода Евросоюза в Польшу». Один из руководителей польского христианско-национального союза М.Пилка полагает, что социально-экономическая модель, принятая в ЕС, неэффективна, губительна для Польши. Более приемлема для Польши восточноазиатская модель, которая всего за два десятилетия превратила страны Юго-Восточной Азии из отсталых в наиболее развитые страны мира.

З. «Расширение ЕС на Восток» инициируется главным образом Германией и является современным вариантом старой немецкой антиславянской политики «Дранг нах Остен».

Основными инвесторами в странах Центральной Европы являются немецкие фирмы, поддерживаемые в этом правительством Германии. Думается, это можно объяснить желанием Германии восстановить (хотя бы экономически) германскую «Срединную Европу», т.е. собрать воедино бывшие территории Германской и Австрийской империй. Как известно, значительные части территории Польши когда-то входили в состав обеих, а Венгрия, Чехия, Словакия. и Словения являлись частью Австрийской империи. Прием стран Балтики также форсируется Германией, несмотря на нарушения гражданских прав (вернее полное бесправие) русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Как известно, правила ЕС требуют от стран-кандидатов соблюдения прав человека и прав национальных меньшинств, включая право на получение образования на родном языке. Но о каких там правах можно говорить, если Германии так хочется поскорее втянуть в орбиту своего влияния (если не непосредственно, то хотя бы используя механизм Евросоюза) прибалтийские земли, которые она, по исторической традиции, считает зоной своей колонизации. Присоединение к ЕС Литвы и соответствующее введение транзитных виз для поездок из Калининградской области в Россию и обратно позволит еще больше изолировать эту область (часть бывшей Восточной Пруссии) от остальной России. Профессор П. Ярошинский отмечает: «Когда мы подсчитаем, сколько ключевых предприятий уже куплено немецким капиталом, когда мы видим, кто скупает землю и недвижимость в областях, находившихся когда-то под контролем крестоносцев, мы начинаем понимать, почему немцы так быстро пытаются втянуть нас в Евросоюз, который многие из них рассматривают как удобный инструмент экспансии и господства». Аналогичным образом видят роль Германии в ЕС и чешские «евроскептики», в частности, П. Швец, который отмечает, что Германия располагает в ЕС наибольшим влиянием и может использовать его по своему усмотрению. М. Беднар утверждает, что расширение на Восток означает предоставление центральноевропейским странам статуса второсортного членства. По данным опросов, если еще в 1995 г. более 80% чешского населения одобряло вступление своей страны в ЕС, то в июне 2001 г. таких было уже менее 50%. (Osteuropa, N 10, 2001, SS. A318-325)

4. ЕС не выдержит нагрузку в 27 членов, которые резко различаются в экономическом, социальном и даже культурно-цивилизационном плане, и превратится в крайне неэффективную, неуправляемую организацию.

В этой связи можно сослаться на книгу Маргарет Тэтчер «Умение управлять государством». Тэтчер считает ЕС организацией, не поддающейся никаким реформам. По ее мнению, Великобритания должна присоединиться к Североамериканской зоне свободной торговли, куда входят США, Канада и Мексика, что на практике означало бы выход Великобритании из ЕС. Тэтчер пессимистически рассматривает будущее Евросоюза. «В силу отсутствия общих интересов, эта конструкция рухнет,» - заключает она. Думается, аргументы “евроскептиков” могут быть полезны и для отрезвления той части украинской политической элиты, которая, наделяя ЕС всеми возможными и невозможными добродетелями, провозгласила «вхождение в Европу» едва ли не целью существования украинской державы, ее, по сути, национальной идеей.

Стоит ли украинскому государству ориентироваться на вступление в Евросоюз, политическое и экономическое будущее которого, в свете расширения на Восток, даже многим западным политикам представляется довольно проблематичным и полное членство в котором для Украины явно нереально?

Сергей Фомин

Украинская общественно-политическая газета для православных
«SOS» pravoslavie.org.ua № 10 (31) за 2002 г.


См. также

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"