В Декларации, принятой
Европейским Советом в пригороде Брюсселя Лэкене 15 декабря
2001 г., впервые перечислены 10 стран, которые имеют шанс
стать членами Европейского Союза уже в 2004 г. Среди этих
“счастливчиков” - Польша, Чешская Республика, Словакия,
Словения, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Кипр и Мальта. С
Румынией и Болгарией ЕС обещает продолжить переговоры о
вступлении, но ясно, что в 2004 г. членами ЕС они не станут.
Чем ближе заветный час приема, тем все более неоднозначным
становится отношение к нему со стороны общественности и
политических партий в странах-кандидатах. Прошли те времена
начала 90-х годов, когда в этих странах царила всеобщая
эйфория в отношении ЕС. Ныне общественное мнение в
центральноевропейских государствах можно условно разделить на
«еврофилов», видящих главным образом положительные стороны в
присоединении к ЕС, и на «евроскептиков», для которых
отрицательные стороны членства в ЕС перевешивают
положительные.
«Евроскептики» - это отнюдь не какие-то маргиналы. В Польше
к их числу относится большая часть католического духовенства и
политические партии христианско-национального направления. В
Чешской Республике - республиканская и коммунистическая
партии, а также демократическая гражданская партия,
возглавляемая бывшим премьер-министром, а ныне председателем
парламента Вацлавом Клаусом. В чем, по мнению «евроскептиков»,
состоит опасность присоединения к ЕС? Можно выделить следующие
их аргументы :
1. Вступление в ЕС приведет к уничтожению национального
суверенитета, духовной и культурной идентичности страны.
Такие взгляды в Польше разделяет большинство духовенства во
главе с кардиналом Иозефом Глемпом. Одним из наиболее
страстных противников членства Польши в ЕС является
руководитель католической радиостанции «Радио Мария» (с числом
радиослушателей не менее 6 млн.) священник Т.Рыдзик, который
открыто заявляет, что «нынешнее объединение Европы происходит
не в духе христианства, а в духе либерализма и масонства».
Лидер правого крыла партии Христианско-национальной союз
Я.Лопушанский в своем выступлении в парламенте прямо сказал,
что в ЕС «доминируют антихристианские силы». Лишь в последние
годы позиция руководства польской церкви в отношении ЕС
несколько изменилась: церковь открыто не выступает против и
даже с некоторыми оговорками поддерживает вступление Польши в
ЕС. Главная заслуга в этом принадлежит папе Римскому, который
в ходе своего визита в Польшу в 1999 г., провозгласил, что
«святой престол поддерживает интеграцию Польши в Европейский
Союз». Параллельно папа выдвинул и условие успеха такой
интеграции. По его мнению, «единство Европы невозможно без
духовного единства». Духовное же единство может быть
обеспечено только на основе христианских ценностей. Папа
отмечает «кризис христианского самосознания» в Европе и
призывает к «новой евангелизации» европейских стран. Очевидно,
в свете политики «новой евангелизации Европы» следует
рассматривать и решение Ватикана о повышении статуса
административных структур Римско-католической церкви на
территории России до уровня епархий. В документах Ватикана
территория России будет отныне именоваться «церковной
провинцией» католической церкви, возглавляемой митрополитом.
Характерно, что в данном случае паписты используют
православный термин «митрополит» вместо термина «кардинал»,
очевидно, с целью более удобного камуфляжа, призванного
облегчить распространение католицизма на территории,
исторически окормляемой Русской православной церковью. Без
сомнения, папа и его окружение олицетворяют те силы в
католической церкви, которые по своей идейной направленности
относятся к сторонникам глобализма - доктрины, стремящейся
упразднить национальные государства, ликвидировать религиозные
и национально-расовые различия между народами, «сплавить» их в
единую «человеческую массу», управляемую единым мировым
правительством.
2. Вступление центрально-европейских государств в Евросоюз
приведет к крайне негативным последствиям для их экономик, к
экономической зависимости.
В ходе создания зон свободной торговли с ЕС страны
Центральной Европы под давлением Евросоюза отменили
государственные субсидии своей промышленности и сельскому
хозяйству, либерализовали режим внешней торговли. В результате
многие их предприятия не выдерживают конкуренции со стороны
импорта из стран ЕС и закрываются. Вступление этих стран в ЕС
приведет к дальнейшему ужесточению конкуренции и росту
безработицы. По прогнозам польского экономиста П. Альбинского,
в Польше потеряют работу или источники существования около 3
миллионов людей, занятых или связанных с сельским хозяйством,
а также более 100 тыс. шахтеров и 40 тыс. металлургов. Новые
члены ЕС будут иметь более низкий статус, чем «старые» члены.
Уровень субсидий, предоставляемых Евросоюзом на развитие
сельского хозяйства новых членов, будет гораздо ниже того
уровня, который сейчас выплачиваются фермерам в «старых»
странах-членах. В условиях общего рынка это сделает
центральноевропейских фермеров еще менее конкурентоспособными
по сравнению с фермерами западноевропейских стран. Кроме того,
ЕС считает преждевременным распространять на новых членов
право свободного перемещения рабочей силы на протяжении от 2
до 7 лет. Германия и Австрия в этом вопросе занимают наиболее
жесткую позицию, намереваясь ввести мораторий на трудовую
иммиграцию сроком на 7 лет. Естественно, это является холодным
душем для миллионов поляков, венгров, словаков, чехов и т.д.,
которые планировали в массовом порядке ринуться в поисках
работы именно в соседние Германию и Австрию после приема их
стран в ЕС. Все это дает основание профессору П.Ярошинскому,
лидеру партиии «Родзина польска» (Польская семья), горько
констатировать: «Членство в ЕС означает, что не Польша
вступает в Евросоюз, а Евросоюз вступает в Польшу, что
приведет к распродаже или ликвидации наших заводов и фабрик,
наплыву дешевых субсидируемых товаров из стран Запада, и,
соответственно, - к уничтожению нашей промышленности. Таковы
будут результаты прихода Евросоюза в Польшу». Один из
руководителей польского христианско-национального союза
М.Пилка полагает, что социально-экономическая модель, принятая
в ЕС, неэффективна, губительна для Польши. Более приемлема для
Польши восточноазиатская модель, которая всего за два
десятилетия превратила страны Юго-Восточной Азии из отсталых в
наиболее развитые страны мира.
З. «Расширение ЕС на Восток» инициируется главным образом
Германией и является современным вариантом старой немецкой
антиславянской политики «Дранг нах Остен».
Основными инвесторами в странах Центральной Европы являются
немецкие фирмы, поддерживаемые в этом правительством Германии.
Думается, это можно объяснить желанием Германии восстановить
(хотя бы экономически) германскую «Срединную Европу», т.е.
собрать воедино бывшие территории Германской и Австрийской
империй. Как известно, значительные части территории Польши
когда-то входили в состав обеих, а Венгрия, Чехия, Словакия. и
Словения являлись частью Австрийской империи. Прием стран
Балтики также форсируется Германией, несмотря на нарушения
гражданских прав (вернее полное бесправие) русскоязычного
населения в Латвии и Эстонии. Как известно, правила ЕС требуют
от стран-кандидатов соблюдения прав человека и прав
национальных меньшинств, включая право на получение
образования на родном языке. Но о каких там правах можно
говорить, если Германии так хочется поскорее втянуть в орбиту
своего влияния (если не непосредственно, то хотя бы используя
механизм Евросоюза) прибалтийские земли, которые она, по
исторической традиции, считает зоной своей колонизации.
Присоединение к ЕС Литвы и соответствующее введение транзитных
виз для поездок из Калининградской области в Россию и обратно
позволит еще больше изолировать эту область (часть бывшей
Восточной Пруссии) от остальной России. Профессор П.
Ярошинский отмечает: «Когда мы подсчитаем, сколько ключевых
предприятий уже куплено немецким капиталом, когда мы видим,
кто скупает землю и недвижимость в областях, находившихся
когда-то под контролем крестоносцев, мы начинаем понимать,
почему немцы так быстро пытаются втянуть нас в Евросоюз,
который многие из них рассматривают как удобный инструмент
экспансии и господства». Аналогичным образом видят роль
Германии в ЕС и чешские «евроскептики», в частности, П. Швец,
который отмечает, что Германия располагает в ЕС наибольшим
влиянием и может использовать его по своему усмотрению. М.
Беднар утверждает, что расширение на Восток означает
предоставление центральноевропейским странам статуса
второсортного членства. По данным опросов, если еще в 1995 г.
более 80% чешского населения одобряло вступление своей страны
в ЕС, то в июне 2001 г. таких было уже менее 50%. (Osteuropa,
N 10, 2001, SS. A318-325)
4. ЕС не выдержит нагрузку в 27 членов, которые резко
различаются в экономическом, социальном и даже
культурно-цивилизационном плане, и превратится в крайне
неэффективную, неуправляемую организацию.
В этой связи можно сослаться на книгу Маргарет Тэтчер
«Умение управлять государством». Тэтчер считает ЕС
организацией, не поддающейся никаким реформам. По ее мнению,
Великобритания должна присоединиться к Североамериканской зоне
свободной торговли, куда входят США, Канада и Мексика, что на
практике означало бы выход Великобритании из ЕС. Тэтчер
пессимистически рассматривает будущее Евросоюза. «В силу
отсутствия общих интересов, эта конструкция рухнет,» -
заключает она. Думается, аргументы “евроскептиков” могут быть
полезны и для отрезвления той части украинской политической
элиты, которая, наделяя ЕС всеми возможными и невозможными
добродетелями, провозгласила «вхождение в Европу» едва ли не
целью существования украинской державы, ее, по сути,
национальной идеей.
Стоит ли украинскому государству ориентироваться на
вступление в Евросоюз, политическое и экономическое будущее
которого, в свете расширения на Восток, даже многим западным
политикам представляется довольно проблематичным и полное
членство в котором для Украины явно нереально?
Сергей Фомин
Украинская общественно-политическая газета для православных
«SOS» pravoslavie.org.ua № 10 (31) за 2002 г.
См. также
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|