21.06.2003:Вступление
в ВТО - предательство национальных интересов России
Интервью с депутатом Государственной Думы Е. П. ИЩЕНКО
-
Почему российская политическая элита настаивает на форсированном вступлении в
ВТО? Форсированное вступление в ВТО - хорошо это или плохо?
Е.
Ищенко: При ответе на этот вопрос надо принимать во внимание, что эта
организация является одним из инструментов глобализации. Глобализация как
процесс установления нового мирового порядка - не что иное, как борьба за
власть, борьба за мировое господство международной финансовой элиты. С
геополитической и метаисторической точки зрения,
глобализация_ это процесс создания условий для безраздельного паразитирования
на природных, финансовых и интеллектуальных ресурсах всего человечества той
части западной цивилизации, которую условно называют ''атлантистами'',
''золотым миллиардом'' и проч., имея в виду, однако, одну и ту же темную силу.
Темную, потому что любое паразитирование есть способ существования зла. А
паразитирование в мировом масштабе - есть способ существования мирового зла. А
поскольку подавляющее большинство транснациональных финансовых и политических
институтов, являющихся разработчиками и проводниками глобализма,
сейчас базируется в США, нетрудно догадаться, какая страна является сейчас
этого зла воплощением или, фигурально выражаясь, империей.
Глобализация
- это не только экономическое паразитирование. Навязывая
через новые информационные технологии свой образ мышления, стиль поведения,
жизненные стандарты и принципы, внедряя приоритет так называемых общечеловеческих
ценностей, нивелируя национальную самобытность, девальвируя и опошляя
национальные традиции и историю, ''глобалисты''
разрушают пуповину, соединяющую народы со своими национальными эгрегорами, лишая тем самым их жизненных сил и источников
духовной энергии.
Вот
если все это принять во внимание, то становится очевидным, что поспешное присоединение России к ВТО является
не более чем присоединением мухи к пауку или пищи к едоку. И в данном случае
удивляет не то, что ''едок'' подталкивает ''пищу'' поближе ко рту, это как раз
естественно, а то, что ''пища'' сама норовит в этот рот прыгнуть. Если это
произойдет, Россия еще крепче будет опутана паутиной обязательств, условий и
долгов, из которой ей будет выбраться почти
невозможно. А поскольку законченных идиотов в российских властных элитах все-#таки не так много, поэтому настораживающе
странно, если не сказать большего, выглядят разговоры о том, что, вступив в
ВТО, Россия, мол, станет чуть ли не полноправным партнером
стран, входящим в мировую элиту. А если не вступит, то превратится опять чуть
ли не в страну-изгоя.
-
А не грозит ли России самоизоляция, если не вступим? Во всяком случае, таков
излюбленный аргумент правительственных лоббистов.
Е.
Ищенко: Конечно, самоизоляция, которой нас часто пугают, - это плохо. Но отдавать на разграбление и удушение
заведомо более сильным конкурентам наши неконкурентоспособные отрасли, а то и
целые регионы - политическое безумие и государственное преступление. Тем
более что подобные прецеденты на уровне отдельных ''совместных'' предприятий
уже были. Но, похоже, горький опыт поспешного отказа от естественных
конкурентных преимуществ в угоду идеологии, который привел к гибели целых
отраслей и обнищанию граждан, ничему не научил. Создается впечатление, что для
некоторых политиков вступление в ВТО является престижной игрушкой или священной
коровой. ''Вступать надо, потому что вступление неизбежно. Поэтому вступать
надо как можно скорее''. Только не совсем понятно, зачем так торопиться-то?
-
Судя по вашим словам, получается, что форсированное вступление в ВТО_ это чуть
ли не государственное преступление? Откуда вообще взялись все эти сроки и даты,
к которым подгоняется процесс вступления?
Е.
Ищенко: Само по себе вступление в ВТО - это еще не государственное
преступление. Тут важны последствия, которые наступят или не наступят в
зависимости от того, как и на каких условиях будет осуществляться это вступление.
Наше правительство должно четко эти условия сформулировать и не отступать от
них ни на шаг. На словах правительство уверяет, что все именно так и будет
сделано, то есть в строгом соответствии с интересами России. Но на деле почему-то
очень торопится, что и смущает. Почему после заверений в своей
благонамеренности и полезности всей затеи правительство тут же добавляет, что
иного пути, кроме как срочно вступить в ВТО, у России нет? Создается впечатление,
что, когда подойдут оговоренные сроки, Россия вступит в ВТО, несмотря ни на что
и на любых условиях. Так почему же такая спешка и откуда взялись эти сроки?
-
Понятно, что к вступлению в ВТО надо тщательно и долго готовиться, чтобы
сделать его максимально безболезненным. Большинство стран, например, старается
перед вступлением ужесточать защиту рынков, повысить тарифы с тем, чтобы потом
их снижение не сказалось бы на ухудшении конъюнктуры. А как поступает Россия?
Как и с какими специалистами правительство
прорабатывало эти вопросы?
Е.
Ищенко: Россия поступает ровно наоборот. По мнению многих специалистов,
вступление России в ВТО не проработано. Вряд ли кто-нибудь из разработчиков
этого проекта возьмется компетентно и детально ответить, какие конкретно
последствия будет иметь вступление в ВТО для отдельных отраслей, в чем будут
преимущества, в чем потери? Ни анализа конкурентоспособности, ни консультаций с
отраслями и конкретными предприятиями не проводилось. Тарифные ограничения,
если они были, просто зафиксированы по факту, а ведь есть отрасли, где
практически нет никаких ограничений на доступ иностранного капитала. И на
вопрос: ''Будут ли защищены национальные интересы России?'' - пока никто с
уверенностью ответить не может.
Все
это говорит об отсутствии у нас не только осмысленной промышленной политики, но
и даже чувства самосохранения. Вот только один пример для иллюстрации.
Важнейшим элементом конкурентоспособности российской экономики являются низкие
(относительно мировых) тарифы на услуги естественных монополий. После
вступления в ВТО их будет гораздо труднее сохранить, поскольку вполне вероятно,
что это будет рассматриваться как субсидирование экспорта, демпинг и проч. Это
большая внутриэкономическая проблема. Правительство опирается в основном на
свое видение, игнорируя мнение промышленников, организаций, представляющих
наших товаропроизводителей, депутатов Государственной Думы, ученых-экономистов.
А ведь вступление в ВТО будет иметь для
России весьма серьезные и долгосрочные последствия.
-
И, по идее, это должно делаться в интересах всей страны. Тогда почему решение
принимается столь поспешно, в узком кругу, и почему о вступлении России в ВТО
говорят не просто как о решенном деле, а как о чем-то совершенно неизбежном?
Е.
Ищенко: На это есть целый ряд причин, одни из которых внешние, рассчитанные
на публику, а другие - для внутреннего, так сказать, использования.
Идеологическая подоплека вступления России в ВТО базируется на расхожем тезисе об интеграции в мировое хозяйство, о выходе
из изоляции и проч. Заметим, что все реформы в России, начиная с Петра, шли под
лозунгом выхода из изоляции. Сначала прорубали окно в Европу, потом
возвращались в лоно мировой цивилизации из варварского плена тоталитаризма. С
такого рода идеологией все понятно. На нее, слава Богу, сейчас почти никто не
обращает внимания, ибо в условиях жесткой глобальной конкуренции этой демагогии
грош цена.
Главный
упор сторонники вступления в ВТО делают на экономических преимуществах, который
якобы получит Россия. Более надежно будет защищена российская интеллектуальная
собственность, наши предприятия органично впишутся в мировые технологические
цепочки, должны снизиться потери наших экспортеров, в том числе и от антидемпинговых
санкций. Что касается преимуществ, все правильно, только их получит не Россия.
На самом деле реально усилится защита иностранной интеллектуальной собственности
в России. Тезис о ''технологических цепочках'' вообще из области абстракций,
потому что все, что можно было ''встроить'', уже давно встроено и включено. А
если у ТНК в дальнейшем будет появляться интерес к тем или иным российским
предприятиям, то включить их в свои ''цепочки'' для них не проблема, причем без
всякого ВТО.
Остается
защита экспортеров. Но потери наших экспортеров от антидемпинговых санкций
оценивались, например, а 2000 году в $2,3 млрд. По сравнению с объемом экспорта
в более чем $100 млрд. эти потери не выглядят как весомый аргумент для судьбоносных
решений. Да ни один нормальный российский металлург ради 2% от объема экспорта
(даже если для него это не 2, а 10%) страну гробить не будет. А на фоне цифр невозврата валютной выручки и вывоза капитала это вообще
звучит как грустный анекдот.
Когда
Греф говорит, что Россия получит от вступления в ВТО
за пять лет $18 млрд., он или блефует, или думает, что нашу сталь сразу
допустят на рынок США. Не допустят, и санкции против нас как применяли, так и
будут применять, даже если мы о чем-то там договоримся с ВТО. Просто процедура
их применения будет немножко более сложной и дорогой. Дай Бог, если от
вступления мы выиграем полмиллиарда долларов, и то по самым оптимистичным
подсчетам. А сколько проиграем, вообще никто не знает.
-
Сторонники ускоренного вступления в ВТО говорят, что это резко улучшит
инвестиционный климат в стране, то есть в очередной раз соблазняют
перспективами ''золотого дождя''. Насколько это реально?
Е.
Ищенко: Заявления о том, что вступление в ВТО благотворно повлияет на
улучшение инвестиционного климата, а соответственно, и на приток иностранных
инвестиций, вообще абсурд. ВТО откроет дорогу прежде
всего товарам. А, как показывает мировая практика, в страны с не очень
благоприятным инвестиционным климатом типа России инвестиции приходят тогда,
когда не могут прийти товары или приход их затруднен. И если сейчас российский
рынок и так уже достаточно широко открыт для товарной экспансии, то после
вступления в ВТО последние преграды на пути товарной массы будут устранены, а
поток инвестиций, соответственно, может иссякнуть совсем. Это может напрямую
отразиться на замедлении темпов экономического роста, чему уже есть немало примеров
в практике других стран, экономическое развитие которых резко замедлялось сразу
после их вступления в ВТО.
Собственно
говоря, и без вступления в ВТО Россия могла бы добиться более благоприятных для
себя условий торговли, если бы использовала общепринятые в мире механизмы
государственного регулирования. Почему, например, Штаты считают для себя возможным
использовать такие инструменты защиты рынка, как нетарифные барьеры, а Россия
нет? Что мешает? И почему из всего набора способов и мер по защите
конкурентоспособности мы уперлись только в снижение курса рубля? И если вне
рамок ВТО у нас еще есть поле для эффективного протекционистского маневра, то,
вступив в ВТО, Россия лишится даже гипотетической возможности применять
необходимые инструменты защиты.
-
А как отразится вступление России в ВТО на ее обязательствах, например, перед
Белоруссией? У нас же вроде бы единая страна, во всяком случае, таможенное
пространство - точно единое. Как быть? И вообще, не придется ли России
пересматривать всю свою региональную политику, причем в ущерб своим национальным
интересам?
Е.
Ищенко: Совершенно верно. Нельзя забывать о международных обязательствах
России (таможенный союз СНГ, союз России и Белоруссии), которые тоже придется
существенно корректировать. А это уже геополитика. Россия стремится к многополярному
миру. Для нее важнейшим приоритетом являются страны СНГ и возможность создавать
региональные блоки, союзы, рынки. Наконец, в условиях враждебного окружения
(НАТО на Западе, исламский экстремизм на Юге) и при отсутствии надежных
геополитических союзников Россия вынуждена участвовать в первую очередь в
региональной интеграции, создавать льготные режимы торговли для своих
политических партнеров. После вступления в ВТО о своих национальных приоритетах
можно будет забыть. А вопрос о судьбе союза России и Белоруссии остается
вопросом на засыпку.
На
региональном аспекте следует остановиться особо. В последнее время, несмотря на
разговоры о глобализации, все большую силу набирает интеграция региональная,
например, американская зона свободной торговли, Евросоюз, АТЭС и проч. И
развитые страны, отдавая предпочтение региональным интересам, зачастую просто
игнорируют решения ВТО. Поэтому, форсировав свое вступление в ВТО, Россия может
''вскочить в отцепленный вагон'', то есть вступить в ВТО именно тогда, когда
развитые страны, в первую очередь Европы, с рынками
которых связаны основные надежды, начнут пренебрегать правилами ВТО, усиливая
региональный протекционизм. В итоге мы понесем убытки от открытия перед
глобальной конкуренцией, но не приобретем выгод - нас все равно не пропустят на
рынки развитых стран, ибо те начнут ''играть уже в другую игру''. Постепенно в
Евросоюз вступят и страны Восточной Европы, а вместе с остальной Европой это
50% российского экспорта. В результате прорыва в ВТО импорт увеличится, а экспорт
начнет еще больше стагнировать. Внешние выплаты и
рост импорта размоют золотовалютные запасы, которые уже в 2004 году могут сократиться
до уровня, когда разрушительная девальвация станет неизбежной. По своим
последствиям она может превзойти кризис 1998 года и создаст угрозу
существованию нашей страны.
-
Коль скоро баланс очевидных минусов и весьма условных плюсов складывается явно
не в пользу последних, напрашивается вопрос: а нет ли в столь явном
лоббировании каких-нибудь скрытых, может быть, личных или иных не совсем государственных
интересов?
Е.
Ищенко: Как это ни печально сознавать, в лоббировании скорейшего вступления
России в ВТО, похоже, есть еще и личностный аспект, а по-русски говоря, шкурный интерес. Чиновники и прочие деятели, которые этим
занимаются, могут, например, рассчитывать сделать себе быструю карьеру,
продемонстрировать свою активность, нужность, как-то
выдвинуться. Это уникальный шанс очень удачно, а главное - лично приобщиться к
мировому сообществу, причем за казенный счет. Можно так же завязаться с крупным
бизнесом, оказаться для него полезным и найти себе хорошее место после
увольнения с госслужбы. Понимаю, звучит ужасно, но в
политике порой так случается, когда за высокими словами скрываются самые
мелочные интересы.
Но
стоит упомянуть и еще одну причину ускоренного, а главное ''неизбежного''
вступления России в ВТО. Это желание США. Их интерес вполне понятен. Помимо
тактической цели как можно быстрее затянуть Россию в ВТО для того, чтобы не
дать ей возможность войти в экономическую ''орбиту'' Евросоюза, есть еще и цель
стратегическая. Чтобы сделать Россию еще более управляемой,
ее надо либо привязать деньгами, либо заменить политическое руководство более
лояльным. А лучше и то и другое вместе. Как мы уже отмечали, ускоренное и плохо
подготовленное вступление России в ВТО будет способствовать тому, что к
2003-2004 гг. наша страна столкнется с угрозой девальвации. И тогда у нас будет
вполне определенная и грустная перспектива: либо полномасштабная девальвация,
сопровождающаяся политической катастрофой и приходом нового лидера страны,
более устраивающего американцев, либо, пытаясь избежать краха, мы снова будем
вынуждены взять кредиты и, соответственно, проводить проамериканскую политику.
А это чревато полной потерей самостоятельности и территориальной
дезинтеграцией.
Что
из этого следует? То, что вступление в ВТО создаст не просто дополнительные
проблемы, но угрозы национальной безопасности. Поэтому, пока еще не поздно,
надо семь раз отмерить, прежде чем решить: а стоит ли вообще резать-то?
Герострат, конечно, тоже прославился, но он разрушил всего лишь храм.
См. также
[an error occurred while processing this directive]
Украинская баннерная сеть
|