Итак, заседание Синода Украинской Православной Церкви, которого многие ждали — кто с надеждой, а кто и с трепетом, — состоялось. Из-за болезни Предстоятеля Церкви Митрополита Владимира (Сабодана) на нем председательствовал старейший по хиротонии Одесский митрополит Агафангел (Саввин).
Передать свои обращения о защите православных верующих Украины от процессов глобализации в Киев приехали более трехсот представителей большинства епархий УПЦ, которые совершили молитвенное стояние у стен Киево-Печерской Лавры, где проходило заседание Синода, и передали Синоду обращение верующих УПЦ, подписанное тысячами человек (более 3000 подписей).
Заседание проходило в за-крытом режиме, но по его итогам стало известно, что Синод принял ряд важных решений. Из знаковых решений можно отметить формирование комиссии из 18 человек под председательством митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, которой предстоит внести изменения в Устав УПЦ МП.
Синод принял еще одно принципиальное решение — упразднил ранее созданную комиссию из трех архиереев, которые под председательством архиепископа Александра (Драбинко) во время болезни Митрополита Владимира коллегиально управляли Киевской епархией. Эта функция передана в ведение наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Павла (Лебедя).
Как известно, на предыдущем заседании Синода для проверки финансово-хозяйственной деятельности Киевской Митрополии была создана ревизионная комиссия во главе с митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом. И вот на нынешнем Синоде был заслушан доклад митрополита Павла к аудиторской проверке хода строительных работ и финансирования строительства кафедрального собора в честь Воскресения Христова и Духовно-просветительского центра УПЦ.
Касательно факта аудитор-ской проверки строительства кафедрального собора задолго до Синода развернулись настоящие бои в СМИ. Так, сотрудник Синодального Информационно-просветительского отдела УПЦ МП Дмитрий Марченко в своем блоге, как сообщил портал «Религия в Украине», заявил, что конфликт возник во-круг счета, куда стекаются пожертвования на сооружение кафедрального собора.
«Дело в том, что эти пожертвования, с согласия жертвователей и по благословению Блаженнейшего, использовались не только непосредственно на строительство собора, но и на другие церковные нужды. Например, их тратили на заработную плату сотрудникам Митрополии, на съемку христианских передач, на оплату работы церковных интернет-ресурсов. Синодальным отделам нужно платить заработную плату…» — пишет он и уверенно предвосхищает события, заверяя, что аудиторская проверка не выявила нарушений.
Однако, как показали решения Синода, у его членов было иное мнение. Синод постановил: «В целях совершенствования административно-финансовой деятельности при строительстве Свято-Воскресенского кафедрального собора и Духовно-просветительского центра УПЦ (г. Киев, Железнодорожное шоссе, 3) освободить архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра от должности настоятеля храма Всех Святых комплекса кафедрального Свято-Воскресенского собора, освободить протоиерея Георгия Коваленко от должности ключаря и председателя приходского совета Свято-Воскресенского кафедрального собора. Поручить Преосвященному Софронию, митрополиту Черкасскому и Каневскому, совершать контроль над ходом строительства и финансированием строительства кафедрального собора в честь Воскресения Христова и Духовно-просветительского центра Украинской Православной Церкви».
Также Синод своим решением преподнес подарок, хоть и запоздалый, верующим Сум. Заслушав рапорт епископа Сумского и Ахтырского Евлогия о снятии запрета в священнослужении с клирика Сумской епархии протоиерея Георгия Бавыкина, Синод снял запрет с любимого и почитаемого в Сумах священника Георгия Бавыкина, понесшего, на мой взгляд, слишком суровое наказание. Также Священный Синод принял ряд других решений.
Нужно отметить, что в последнее время национально озабоченные и определенные околоцерковные СМИ уделяют ситуации внутри Украинской Православной Церкви Московского Патриархата слишком большое внимание. При этом некоторые журналисты, самозваные аналитики и разного толка религиоведы подходят к освещению ситуации в Церкви с чисто мирскими мерками, как будто речь идет о партийных или государственных структурах. Не говоря уже о раскольниках, которые также пытаются оклеветать каноническую Церковь, чувствуя свой приближающийся безславный финиш. Одни заголовки чего стоят: «Рейдерство в Синоде УПЦ (МП)», «Религиовед: Митрополит Владимир почти устранен от управления УПЦ», «Митрополита Владимира отводят от дел», «Январский «переворот» в УПЦ»…
С одной стороны, светским и мало кому известным журналистам в основном электронных порталов хочется пропиариться на церковной теме, но для этого многим не хватает ни знаний, ни опыта работы в этой теме, ни такта. Но есть и те национально озабоченные комментаторы, которые, ощущая конец идее Денисенко-Ющенко о создании национальной церкви, всячески этому сопротивляются, обливая грязью в своей безсильной злобе все и вся.
Так, «Gazeta.ua» пишет: «Очевидно, что среди епископата и духовенства УПЦ МП происходит смена поколений. Архиерейский и иерейский сан получили те, кто формировался в условиях украинской независимости и не имеет на себе отчетливую печать советского прошлого… Реальным кандидатом в киевские митрополиты является архиепископ Александр (Драбинко) — ближайший сотрудник Митрополита Владимира. В его пользу говорит молодой возраст, образование…». Автор, как это делают зачастую политические обозреватели, ценит в священниках их несоветскость, а вернее нерусскость, а о кандидате в Предстоятели Церкви говорит как о кандидате в президенты — молод, красив, умен, образован…
Но это чисто светский подход, который выдает в журналисте профана в церковной теме. В Церкви как раз молодой возраст порой является помехой в продвижении по карьерной лестнице. Так, во 2-й книге «Постановлений апостольских» определяется, что епископ должен посвящаться «не моложе пятидесяти лет, когда он освободится некоторым образом от юношеских непристойностей и наветов отвне; а сверх этого и хулений, возносимых на многих некоторыми лжебратьями…». Однако Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов установил 35-летний возрастной ценз для кандидатов в архиереи. Об этой проблеме церковной жизни говорит святитель Иоанн Златоуст в знаменитом трактате «О священстве»:
«…Мы сами черним его (священство) всевозможным образом, поручая его людям вовсе неопытным, которые, не узнав прежде, как велики силы души их и как трудна обязанность, охотно берут ее на себя; а когда приступят к делу, тогда по неопытности своей, не видя сами пути, и вверенный их
руководству народ подверга-
ют безчисленным падениям» («Слова о священстве святого отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Константинопольского»).
Но не все спокойно смотрят на вмешательство украинских околорелигиозных изданий и порталов в жизнь Церкви. Так, на сайте архиепископа Ионафана (Елецких) вышла статья свободного обозревателя Ивана Золото, в которой он дал отповедь инсинуациям на тему решений Синода:
«Проуниатско-раскольничий (по своей идеологической специфике) сайт «Религия в Украине» поспешил поставить под сомнение законность решений январского заседания Священного Синода УПЦ… «В случае отсутствия одобрения действующим Предстоятелем УПЦ журналов заседания Синода, легитимность заседания Священного Синода остается дискуссионной», более того, «в случае, если Блаженнейший откажется поставить свою подпись, решения Синода вряд ли могут считаться действительными», — вещает анонимный автор.
Но, как водится, у униатов и раскольников всегда своя «правда» и своя хата — не православная. Дело в том, что Православная Церковь не знает президентского или монархического папского устроения, она иерархически соборноправная. Это в светском государстве необходима формальная подпись главы государства под законом, чтобы он вступил в действие… Но в Церкви такой процедуры не требуется. Согласно действующему Уставу УПЦ, в случае несогласия с каким-либо решением Священного Синода каждый его член, включая председателя Синода, обязан поставить свою подпись под всеми журналами Синода, которые приняты большинством его членов.
Несогласный может приложить к документам Синода свое особое мнение, но при этом обязан принять и подчиниться его решениям в соответствии с апостольской нормой Священного Писания: «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7. 7)… Потому никакого «одобрения» решений Священного Синода Предстоятелем УПЦ самим Уставом УПЦ не предусмотрено. В таковом братском «коллективизме» и заключена суть древнего иерархически соборного управления в Православной Церкви… В свете сказанного напрасны надежды потенциальных или явных подстрекателей к расколу в УПЦ».
Не случайно Управляющий делами УПЦ архиепископ Митрофан призвал журналистов не создавать сенсаций, которые вносят сумятицу в Церковь. Комментируя решения Синода, он заявил: «Практически все во-просы, которые поднимались на Синоде, принимались единогласно. Если Блаженнейший будет несогласный с какими решениями Синода, когда он в полной мере вернется к исполнению обязанностей Предстоятеля, он имеет право подать эти решения на повторное рассмотрение, и только тогда они будут изменены, если будет такая потребность. А пока все решения Священного Синода, состоявшегося 26 января, являются действительными и обязательными к исполнению для всех, кого они касаются».
По-разному отреагировали на решение Синода и «пострадавшие» священники. Секретарь главы УПЦ архиепископ Александр (Драбинко), как сообщает «ТСН», заявил: «Неодно-значно это решение принимает сам Митрополит Владимир, поскольку фактически он был отстранен от права участия в Синоде», — цитирует «Религия в Украине». Эту информацию прокомментировал на своем сайте архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких): «Единственное за последние 20 лет несовпадение точек зрения по кадровым назначениям между членами Синода и Предстоятелем УПЦ является признаком подлинно зрелой соборности».
А вот протоиерей Георгий Коваленко признал законность решений Синода и заявил, что в «Церкви все спокойно». Портал «УНИАН-Религия» задал во-просы пресс-секретарю Предстоятеля УПЦ, главе Синодального Информационно-просветительского отдела УПЦ.
— Если Блаженнейший отменит решение Священного Синода или не признает их?
— Эту версию развития событий Вы услышали от кого-то из церковных иерархов, канонистов или от журналистов, блоггеров и комментаторов? Правильно, прочитали в Интернете со ссылкой на неведомые «источники в УПЦ». В действительности, согласно Уставу, журналы Священного Синода подписываются сначала председательствующим в заседании, а затем всеми членами Синода: и теми, кто голосовал «за», и теми, кто голосовал «против». В Уставе нет положения, что решения Синода, который происходит в отсутствие Предстоятеля, должны быть утверждены Предстоятелем… Я не вижу конфликта между Предстоятелем и Священным Синодом. Да он и невозможен.
— Почему же тогда в Церкви неспокойно?
— Не путайте виртуальную реальность Интернета с реальной церковной жизнью. В Церкви все спокойно. Главой Церкви является Сам Христос, и Он ведет всех нас к спасению. За-йдите в воскресный день в храмы. Там люди молятся, в том числе и за Блаженнейшего Митрополита Владимира. Верующий человек живет молитвой, а не сплетнями… Все разговоры об узурпации церковной власти Синодом или об отстранении Предстоятеля от дел не более чем сплетни.
Кстати, именной сплетней, если не преднамеренной провокацией, оказался слух о том, что митрополит Иларион (Алфеев) может стать преемником Митрополита Владимира (Сабодана). Глава ОВЦС МП в эфире «5-го канала» сам опроверг его:
«Главой Украинской Церкви должен быть человек, который Украину не просто любит издалека, а который здесь вырос, говорит на украинском языке… и является частью Украинской Православной Церкви, в ней был воспитан, в ней вырос и поэтому ею сможет управлять». Он также выразил мнение, что информацию о том, что он может возглавить УПЦ МП, могли запустить специально.
Подготовил Юрий Истомин, газета «Мир» № 04 2012 г.