Официальных выводов по поводу аварийной посадки в Подмосковье ни МАК, ни следствие до сих пор не представили
Сегодня в Кремле на торжественной церемонии президент Владимир Путин вручил государственные награды за выдающиеся достижения в различных областях.
В числе тех, чьи заслуги отмечены страной, — пилоты самолёта Airbus A321 Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, выполнившие 15 августа аварийную посадку на кукурузное поле неподалёку от аэропорта Жуковский.
Уже на следующий день после этого инцидента глава государства подписал Указ о присвоении лётчикам звания Героя России — «за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях». В четверг, 21 ноября, на кителях Юсупова и Мурзина заблестели золотые звёзды.
Накануне другим членам экипажа были вручены ордена Мужества: это сделал министр транспорта РФ Евгений Дитрих.
Между тем эксперты утверждают: «чудо под Раменским» заключалось только в удачном стечении обстоятельств, никакой особой заслуги пилотов в том, что все остались, к счастью, живы, нет, а лётчикам и особенно пассажирам просто невероятно повезло.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress
Что произошло 15 августа
Авиалайнер Airbus A321 «Уральских авиалиний» вылетел из аэропорта Жуковский, выполняя плановый рейс U6-178 по маршруту Москва — Симферополь. Но буквально сразу после того, как самолёт с 226 пассажирами и 7 членами экипажа на борту оторвался от взлётно-посадочной полосы, он, по официальной версии, столкнулся со стаей чаек: птицы попали в двигатели, те заклинили и отказали.
Они мечтали о небе, грезили полётами, упорно шли к своей цели, чтобы однажды прославиться на весь мир….
Однако экипаж сумел благополучно посадить машину на кукурузное поле. Все выжили, хоть 74 человека и получили травмы при жёстком приземлении.
История со счастливым спасением стала именоваться «Чудом под Раменским» или «Чудом на кукурузном поле».
Командиром воздушного судна был 41-летний Дамир Юсупов, шесть лет назад окончивший с красным дипломом Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, после чего и стал пилотом в «Уральских авиалиниях». Общий налёт у Юсупова — свыше трёх тысяч часов, а в качестве первого пилота он к тому времени отлетал всего год. Второму пилоту, Георгию Мурзину, всего 23 года, он выпускник того же вуза (окончил в 2017-м), налёт у него, соответственно, тоже меньше — порядка 600 часов.
Как рассказал после происшествия журналистам сам Юсупов, всё случилось через полторы минуты после взлёта.
Мысли были только о том, как не допустить падения, а когда стало понятно, что оно неизбежно, — как бы помягче посадить самолёт, — пояснил Юсупов. — Началось с того, что появилась неустойчивая работа двигателей, сначала левого, а потом и правого. Я сначала подумал, что произошёл отказ только одного двигателя, а правый работал.
По его словам, предполагалось, что они просто отключат вышедший из строя двигатель, развернутся и либо останутся в зоне ожидания, либо сразу зайдут на посадку. Однако затем пилот увидел, что и второй двигатель тоже теряет мощность.
«Решения менялись, — признался Юсупов. — Я планировал набрать определённую высоту, на ней задержаться, обдумать, что делать дальше, но, как оказалось, времени было мало».
Шасси он не стал выпускать (лайнер сел, что называется, «на брюхо»), потому что, пояснил Юсупов, так было безопаснее при посадке, иначе самолёт мог перевернуться.
Пассажиры были шокированы, но счастливы.
Ребятки, поздравьте всех нас! Здесь куча народа, и мы рухнули. Пилоты — красавцы, посадили птичку, просто респект и уважуха. Не могу говорить, сердце заходится, это было стрёмно,
— рассказывал один из них.
Месяц назад совершил экстренную посадку на кукурузном поле рейс Москва — Симферополь. Как изменилась жизнь…
«Стоим в поле, пострадавшие есть, у парня рука сломана. Двигатель несколько раз хлопал, лётчики пытались его снова запустить, но мы начали падать. Я держался за крест, я теперь точно верю в Бога. Пилотам — памятник», — говорил другой.
Кстати, сам Дамир Юсупов сказал, что героем себя не считает.
Обещанных результатов расследования МАК нет и по сей день
Собственно, буквально сразу после ЧП было объявлено, что и Юсупова, и Мурзина представят к наградам.
Межгосударственный авиационный комитет, взявшийся за расследование, сообщил, что комиссия по этому вопросу была сформирована в тот же день.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress
«В научно-техническом центре МАК проведено обследование бортовых регистраторов, которое установило надлежащее состояние обоих регистраторов (речевого и параметрического) и наличие на них записей аварийного полёта. Ведётся расшифровка и анализ данных записей», — отметили в комитете.
Глава Росавиации Александр Нерадько уточнил, что этот процесс займёт три дня.
Прошло три месяца, а никаких официальных выводов нет ни от МАКа, ни от Следственного комитета, который, как сообщалось, возбудил уголовное дело по статье УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Известно только, что якобы МАК всё-таки подготовил промежуточный доклад, об этом говорил источник в комитете, который подтверждал версию попадания в двигатели чаек.
МАК подготовил промежуточный доклад по поводу причин, вызвавших экстренную посадку самолёта А321 на кукурузное…
Последнее сообщение о ходе расследования на сайте МАКа датировано 19 августа и касается оно транспортировки упавшего воздушного судна. Больше ничего. Есть вероятность, впрочем, что Межгосударственный авиационный комитет «синхронизирует» публикацию доклада с награждением лётчиков в Кремле.
«Самолёт умный: он сам включил «режим от дурака» и хлопнулся на землю»
Между тем эксперты продолжают спорить относительно того, насколько правильными были действия пилотов, решивших посадить А321 на кукурузное поле, а не вернуться на аэродром и приземлиться там.
Можно, конечно, говорить о том, что эта история в чём-то напоминает известное происшествие с аварийной посадкой А320 в 2009-м на реке Гудзон (знаменитое «Чудо на Гудзоне»), когда лайнер столкнулся после взлёта со стаей казарок, отчего у него также отказали оба двигателя.
Тогда расследование длилось больше года, американских пилотов затаскали по экспертизам, ситуация моделировалась на симуляторах, которые подтверждали, что экипаж мог приземлиться как минимум в трёх аэропортах — с гораздо меньшим риском. Однако претензии удалось отбить: лётчики сумели доказать, что тех пяти секунд, за которые в ходе экспериментов удавалось принять такое решение, им бы точно не хватило — на это требовалось как минимум в четыре раза большее время.
Проводились ли подобные исследования по «Чуду под Раменским», доподлинно неизвестно.
Что, собственно, как и отсутствие результатов официального расследования, даёт почву для сомнений экспертам.
Это неквалифицированные пилоты, угробившие своими абсолютно безумными действиями сверхдорогущий пассажирский лайнер A321, при изначально незлом частичном отказе одного двигателя, что, по официальной градации производителя Airbus, относится даже не к аварийным ситуациям (EMERGENCY), а лишь к необычным (ABNORMAL), — рубит с плеча, например, Герой России, лётчик-испытатель Александр Гарнаев. — И лишь по милости Бога тогда они были оставлены вместе с массой пассажиров пожить.
Ранее заявив о том, что он не считает Героями России пилотов А321, которые посадили самолёт в кукурузу в…
Никаких официальных ответов на сразу же поставленные вопросы до сих пор нет, хотя, утверждает Гарнаев, уже через пару дней профессионалы, увидев и кучу покорёженного железа, и расшифровки, убедились, что «никто и никуда самолёт не сажал вообще: он — «умный», сам включил «защиту от дурака» — от неадекватных управляющих воздействий — и хлопнулся туда, куда крайне удачно Бог послал».
При этом, по мнению эксперта, в неуправляемое состояние самолёт загнал своими «клинч-движениями» органов управления сам экипаж, «упорно не выполнявший самые элементарные действия, которые не реже чем раз в полгода всегда обязан отрабатывать буквально каждый (без исключения) линейный пилот до безукоризненного освоения».
Впрочем, его позицию подвергли критике другие эксперты — в частности, тоже Герой России и тоже лётчик-испытатель, почётный президент Международного авиационно-космического салона МАКС Магомед Толбоев заявил, что Гарнаев не обладает нужной квалификацией, чтобы судить о том, как нужно было действовать Юсупову и его коллеге Мурзину в той ситуации.
Пилоты должны были заметить неполадки ещё на взлёте?
Вместе с тем вопрос о повреждении обоих двигателей встаёт и у тех, кто летел в А321.
«Я не знаю, почему говорят о том, что птицы попали в два двигателя. Шум был только с одной стороны — с правой, где буквы ДЕФ», — рассказывала, например, девушка по имени Ольга, которая была на борту лайнера.
На родине экипажа, совершившего чудо-посадку на кукурузном поле, отблагодарили героев
У независимого технического эксперта Юрия Антипова, не раз дававшего верные оценки причинам авиакатастроф, тоже есть мнение на этот счёт, и он считает, что никакого героизма в произошедшем «Чуде под Раменским» не было.
«Я проанализировал видео, снятое пассажиром, который сидел с правой стороны, возле крыла: пламя пошло, когда самолёт только стал отрываться от земли. И в этот момент камера зафиксировала место, где всё случилось, — рассказал Антипов Царьграду. — Так вот, от этой точки до конца взлётно-посадочной полосы было ещё аж два километра, понимаете? А пилоты говорят про отказ левого двигателя уже при наборе высоты. Получается, что поломку в правом они просто проморгали!»
Иначе говоря, продолжает эксперт, если бы Юсупов и Мурзин заметили пламя в самом начале, им бы вполне хватило времени остановиться, и не пришлось бы рисковать дальше.
Что касается самого приземления, то он принял стандартное решение садиться, в соответствии с инструкциями, — говорит Юрий Антипов. — И повезло ещё, что самолёт не ударился крылом о землю, иначе бы он просто развалился! В том, что все живы, и этого не произошло, заслуга не лётчиков, а… кукурузы, потому что в момент скольжения лайнер просто катился на брюхе, а в горизонтальном положении его удерживали стебли. Не вижу никакого геройства.
Что касается отсутствия данных о ходе расследования от МАК, то это связано, полагает эксперт, с тем, чтобы просто выдать желаемое за действительное.
«И ещё один момент, — добавляет Юрий Антипов. — Я обратил внимание, что, когда уже А321 стоял на земле, была открыта только половина надувных трапов. О чём это говорит? Четыре открылись, другие — нет. А если бы пришлось садиться на воду? Тогда что было бы? Ведь эти трапы выполняют ещё и функцию своеобразных поплавков. Иными словами, просто повезло, что на пути оказалось именно кукурузное поле».
У общества есть запрос: стране нужны Герои
Впрочем, очень бы хотелось, чтобы эксперты, которые критикуют действия экипажа, были неправы. Потому что России сегодня нужны свои Герои — настоящие, способные на подвиг.
Командир аварийно севшего в Подмосковье Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин (слева направо) перед церемонией вручения государственных наград РФ в Кремле. Фото: Михаил Метцель/ТАСС
«Сегодня, на фоне общей экономической и социальной нестабильности в стране, низких доходов населения и постоянных обсуждений мировой политической повестки, сюжетов о коррупции и прочих проблемах, у общества есть, образно говоря, устойчивый «запрос на героизм», назовём это так, — объясняет политолог Дмитрий Анисимов. — Поэтому случаи, когда человек делает что-то нетривиальное, яркое, вызывают приязнь и одобрение».
Люди хотят добра и осознания, что государство состоит не только из чиновников, воинов и экономистов, а есть в нём и смелые, отважные, принципиальные граждане.
Сегодня исполнилось бы 34 года дагестанскому полицейскому Магомеду Нурбагандову, убитому боевиками в 2016…
Такие, как дети-герои, о которых недавно писал Царьград, спасавшие, рискуя своими жизнями, других, вытаскивая их из пожаров и из воды. Как лесничий из Дагестана Зейнудин Батманов, обменявший себя на взятую в заложники боевиками семью с маленьким ребёнком (мужчина погиб, и ему присвоили звание Героя России посмертно). Как глава Холм-Жирковского района Смоленской области Олег Макаров, спасший из огня двух школьниц и умерший от отравления угарным газом. Как лейтенант полиции Магомед Нурбагандов, захваченный террористами, которые заставляли его выступить с обращением к коллегам, чтобы те отказались от службы в органах, и расстрелянный со словами «Работайте, братья!» (ему тоже присвоили высшую награду России посмертно). Как многие и многие другие.
И если Дамир Юсупов и Георгий Мурзин действительно совершили подвиг, и иначе поступить, чтобы спасти жизни пассажиров, они не могли — честь им и хвала. Очень хочется, чтобы это было так.
Источник: https://tsargrad.tv