Домой Россия К чему нас обязывает Год единства народов России?

К чему нас обязывает Год единства народов России?

1

Пора, наконец, разобраться с понятиями!

Анатолий Дмитриевич Степанов   Традиционные духовно-нравственные ценности России&nbsp Освободительный поход Русской армии на Украину&nbsp Русская Православная Церковь&nbsp Бывший СССР&nbsp Русофобия&nbsp Герои России&nbsp Русская цивилизация&nbsp

Фото: коллаж РНЛ

5 ноября состоялось заседание Президентского совета по межнациональным отношениям, в ходе которого один из его участников предложил объявить 2026 год Годом единства народов России. Президент России Владимир Путин поддержал инициативу и тут же дал поручение подготовить соответствующее решение.

На мой взгляд, 5 ноября произошло очень важное событие – появилась очень важная инициатива, в реализации которой должны принять самое активное участие и мы – православные интеллектуалы, размышляющие о судьбах Отечества.

Понятно, что в реализации инициативы Президента есть процедурно-бюрократическая сторона. Понятно, что чиновники разработают Программу действий по реализации предложения Президента, и в течение всего следующего года будут проходить тематические мероприятия, посвящённые Году единства народов России. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что львиную долю грядущих тематических мероприятий составят уже ставшие традиционными всякого рода праздники и фестивали, демонстрирующие единство народов России. Возможно, пройдут какие-то творческие конкурсы – литературно-театрально-песенные, посвященные Году единства народов России.

Но я хотел бы обратить внимание моих единомышленников, прежде всего, на понятийно-теоретическую сторону вопроса единства народов России. А тут масса проблем и неясности. И если чиновники не включат в свои программы это направление, то хорошо бы патриотической общественности организовать дискуссию, чтобы привлечь внимание власти к этой теме.

О чём я веду речь?

Понятно, что единство народов России – это политически острая тема, именно поэтому Владимир Путин живо откликнулся на инициативу проведения Года единства народов России. Именно в этот нерв межнациональных отношений уже бьют и буду бить с ещё большей силой наши враги. Они-то понимают, что многонациональность является не только источником силы России (как государства Имперского типа), так и источником нашей слабости. Межнациональное согласие всё время нужно укреплять, мгновенно реагировать на любые межнациональные трения и проблемы. Пока центральная власть, и прежде всего Президент России, умело это делают.

Мы ещё хорошо помним, как 30 лет тому назад наше государство сотрясалось межнациональными проблемами, дело дошло и до откровенного вооружённого мятежа на Северном Кавказе на религиозно-националистической почве. И этот сепаратистский мятеж активно поддерживали из-за рубежа…

Однако мы должны помочь Главе нашего государства в его трудах по сохранению единства и целостности России. А у проблемы единства народов России, на мой взгляд, есть нерешённые сложнейшие теоретико-идеологические проблемы, в том числе понятийные проблемы. И таковых важнейших проблем, как минимум, – три.

Итак, первая проблема. Сегодня понятием «русский» обозначается как суперэтническая (имперская) общность, включающая в себя представителей разных этносов, населяющих Россию, так и конкретный этнос.

В нашем русском мировоззрении укоренилось традиционное понимание русскости как суперэтнической общности. Без всяких колебаний мы назовём русскими святыми мученика этнического татарина Авраамия Болгарского, мучениц этнических немок сестёр Императрицу Александру Фёдоровну и великую княгиню Елизавету Фёдоровну, этнического вепса и великого русского святого преподобного Александра Свирского, Антония и Макария Римлянинов, серба преподобного Савву Крыпецкого, преподобного Максима Грека и многих других прославленных Церковью святых – представителей разных этносов.

Мы без всякого сомнения считаем русскими полководцами и флотоводцами шотландцев – Барклая де Толли и Грейга, немцев – Миниха и Беллинсгаузена, испанца Дерибаса, сербов Милорадовича и Войновича, грузина князя Багратиона, армянина Баграмяна, поляка Рокоссовского, татарина Шах-Али, калмыка Городовикова, чеченца генерала Чеченского, осетина Плиева и многих-многих других военачальников, составивших славу Русского оружия.

Русские воины-герои, русские учёные, писатели и деятели культуры, государственные управленцы разных национальностей прославили и прославляют ныне Россию.

Вместе с тем, сегодня понятием «русский» чаще всего обозначают славянское население Российской Федерации, что раньше называлось понятием «великороссы». Русские сегодня превратились в этнос.

Из-за этой путаницы часто возникает непонимание, кого имеют в виду под «русскими», возникают в итоге сложности в разрешении этнических проблем. Понятно, что для ясности нужно разные явления именовать разными терминами. Например, в Византийской (или Ромейской) Империи, наследниками которой мы являемся, суперэтническая общность называлась ромеи, а господствующая национальность (этнос) называлась эллинами.

И у нас долгое время (вплоть до 20-х годов ХХ века) существовала подобная ясность. Ещё Ленин употреблял термин «великороссы». Затем этот термин был «вымыт» – сначала из научного лексикона, а потом и из обыденного упоминания. Надо либо вернуть термин «великороссы» в научное и правовое пространство, а также в обыденный язык, либо придумать новый термин. Используемый иногда термин «россияне» неудачен, ибо он обозначает только гражданскую общность населения Российской Федерации.

Вторая, не менее сложная, теоретическая проблема: русский народ как этнос – это кто? Кого считать этнически русскими? Славянское население Российской Федерации или триединый народ великороссов, малороссов и белорусов?

Некоторые считают, что триединый народ – это нечто архаичное, а теперь, де, сформировались отдельные этнические общности – украинцы, белорусы и русские (в Российской Федерации). Однако все эти три части когда-то единого русского народа в своём большинстве говорят на русском языке или его диалектах, являются в подавляющем большинстве православными верующими, воспитаны на традициях единой русской культуры и имеют единую историю.

Этот вопрос требует также своего решения. Больше того, от решения этого вопроса, т.е. включения в научное и правовое пространство концепта триединый русский народ зависит и победа в войне с нацизмом на Украине. Ведь там нашим братьям – таким же русским людям – враги сумели внушить, что мы – не братья, что мы – разные этносы, что у нас изначально была разная история, что мы чаще воевали друг с другом, а не с общим врагом, который шёл с Запада, т.е. враги сумели переформатировать их сознание. А значит нужно возвращаться к первоначальным смыслам, нужно вспоминать, что героями были не изменники Мазепа и Орлик, не фашистские прихвостни Бандера, Шухевич и Коновалец, а партизан Ковпак, ас Кожедуб, матрос Кошка, генерал Кондратенко и другие подлинно русские герои. Наши общие герои!

Третья, на мой взгляд, самая серьёзная проблема заключается в формулировании идеи семьи народов как «иерархического равенства».

Я уже использовал как-то это понятие «иерархическое равенство» и встретил непонимание со стороны некоторых коллег: мол, если иерархическое, то, стало быть, это неравенство. С точки зрения формальной логики верно, но нам нужна логика диалектическая.

Идеал единства народов России можно определить как большая «семья народов». А семья и представляет собой иерархическое равенство – в ней есть старший брат, который по умолчанию признаётся первым среди равных. Примером иерархического равенства является и святая Православная Церковь. До недавнего раскола, который учинил патриарх Константинопольский Варфоломей, Православная Церковь представляла собой именно семью православных общин, неформальным лидером которой являлся Предстоятель Константинопольской Церкви, которого и считали первым среди равных, – так сложилось исторически. Однако нынешний глава Фанара решил изменить и упростить эту иерархию и возжелал стать «первым без равных». Это, собственно, и является глубинной причиной конфликта в мировом Православии, проявившегося в бандитских действиях главы Фанара на Украине.

«Иерархическое равенство» – это и есть такая ситуация, когда граждане России всех национальностей являются юридически равноправными, но русский народ считается неформально первым среди равных. Подобное «иерархическое равенство» реализуется не в юридической плоскости, не при помощи законодательных актов, а воплощается в пространстве символов: когда первенство среди равных русского народа обозначается в каких-то концептуальных документах государства, подчёркивается в действиях властных институтов.

Пренебрежение законными правами русского народа как этноса в советское время создало благоприятные условия для распада Советского Союза, националистическую риторику использовал Борис Ельцин, чтобы понравиться русским (в итоге русские лишились большой России!). После демократической революции русофобия стала официально не провозглашаемой, но подразумеваемой идеологией «новой России» в лихие 90-е. Сегодня в Конституцию внесено (хотя и косвенным образом) положение о государствообразующем статусе русского народа. Статья 68 Конституции РФ (в редакции 1 июля 2020 года) гласит: «Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации».

Однако власти не должны «стесняться» подобной символики, подобного рода символизм, когда представителям всех национальностей открыт равный доступ к получению знаний, к занятию любых должностей, необходим. В России государствообразующий статус русского народа должен быть провозглашён и закреплён символически. Это и есть реализация модели «иерархического равенства» как идеала межнационального согласия в России.

Хочется надеяться, в Программе действий по реализации инициативы Президента об объявлении 2026 года годом единства народов России найдётся место проведению научных дискуссий на эти темы, итогом которых станут рекомендации для органов государственной власти по разрешению этих сложнейших вопросов, от которых и зависит реальное единство народов России.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Источник: ruskline.ru