Домой Россия «Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите

«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите

3

Доклад на XI Калязинских Чтениях

«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите

Андрей Самохин

 

Русское Собрание&nbsp

Калязинские Чтения Русского Собрания&nbsp

«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите

Холивар, а по-русски говоря, «священная битва» «красных» с «белыми» в конце прошлого года и в начале нынешнего набрала обороты и обрела новые обертона. Вопрос постановки и, наоборот, сноса памятников, акценты в новейшем школьном учебнике истории ХХ века, топонимические страсти; наконец, возможность (в другой редакции – необходимость) пресловутого «левого поворота» будоражат умы узкого слоя интеллигентов, выплескиваясь на страницы соцсетей. Слава Богу, это происходит явно лишь в интернете. Хотя под этой публичной верхушкой айсберга, существует и подводная его более массивная часть – гораздо более сонная и косноязычная, плавающая в национальном бессознательном. И надо, признать, что айсберг этот при всей кажущейся «ерундовости» стоит колом на пути корабля «Россия» в будущее.

Сразу стоит отметить, что абсолютное большинство наших соотечественников живут совершенно иными проблемами и тревогами, чем война «алой и белой роз». А если говорить о (опять же, большинстве), молодежи – так еще и в другом «измерении». Есть ощущение, что кто-то специально и довольно искусно заводит русский народ на десятый и двадцатый круг блужданий по бесплодному болоту мнимых величин и прошлых, якобы непреодолимых, антагонизмов.

Для понимания позиции оговорюсь: автор этих строк по убеждениям православный монархист, имперец, сторонник идеологеммы «Москва – Третий Рим» и «Россия — ковчег спасения в последние времена» (а они, судя по многим признакам уже «близ есть при дверех»). При этом мне одинаково чужды как необольшевизм, так и придыхание перед «белым движением»; как сталинизм, так и антисталинизм; как презрение к «совку» и трактовка советского периода в качестве «черной дыры», так и идеализация СССР, мечты о его восстановлении.

Последние потуги особенно смешны от тех, кто в Союзе жил в глубоком детстве или вообще не жил. Нелепы также мечты о восстановлении Российской Империи примерно в том виде и с той точки, в которой она была прервана по Промыслу Божию. Потому, что без него в истории вообще ничего не происходит.

«Красно-белые» игры и глупы и опасны – особенно сегодня, в той ситуации, в которой находится Россия. Против нее открыто ополчились все силы зла с «генеральным штабом» в преисподней. Однако у нее немало сторонников на всех континентах – совершенно убежденных в ее правоте и интуитивно чувствующих эту правоту даже в том неоднозначном состоянии, в котором она находится. Россия, как она есть, стоит сегодня на зыбком мостике между своим «почти-небытием», в которое ее успешно погружали десятилетиями, и своим истинным бытием – как она задумана Богом.

Нам просто жизненно или, если хотите – смертельно необходимо вырулить на свой курс – пойти по нему хоть галсами, только без оверштагов. Это поняли уже даже в капитанской рубке, судорожно вертя рулем и подыскивая лоцманов. Надо признать, с гибельного курса, ведущего прямо в пасть Харибды мы кое-как отвернули, научились затыкать уши у островов сирен, хотя и не у всех пока. Но на свой курс так и не легли. У нас, как сказано, проблема не только с лоцманами, но и со штурманами; брожение и бардак в команде, снасти потрепаны, переборки подтекают. Более того, по нам палит неприятельская флотилия и далеко не всегда- мимо. Смолить пробоины приходится на ходу.

И в этой ситуации нам нужен не только ветер в паруса и уголек в топке, но и правильный вымпел на гроте – такой, чтобы был виден и понятен — и всем матросам команды и неприятельским кораблям, и сверху – Богу.

На этом пока отложим военно-морские метафоры. Вернемся на землю – на нашу русскую землю. За прошлый век она пережила столько ужаса и горя, ее так обильно полили кровью и грязью, на ней взошло при этом столько святых цветов, сколько, наверное, ни на одной земле за все время бытия человечества. Как пронзительно и пророчески писал о России Максимилиан Волошин в 1919 году: «Мы погибаем, не умирая, Дух обнажаем до дна. Дивное диво – горит, не сгорая, Неопалимая Купина».

И ныне уже в этом веке – опять горит Русь – пока только южная Русь. Ежедневно гибнут мирные люди, разорванные снарядами, ежедневно с оружием в руках кровные братья убивают друг друга на радость мировому сатанинскому кагалу. Который не устает подбрасывать в эту топку дровишек. И вот в это самое время – кто по своей страстной дурости, а кто за вполне зримые коврижки начинает раздувать «красно-белые» страсти.

Какого извините рожна, нужно сегодня устанавливать памятники Дзержинскому и Сталину, а с другой стороны – Врангелю и Колчаку? А потом с пеной у рта бороться с ними или за них? У вас товарищи-господа, что другой заботы нет сегодня? Спросят: а что эти деятели не заслуживают мемориального увековечения? Отвечу так: кто-то и заслуживает, но в нужное время и в нужном месте.

Что касается времени – то это точно не сейчас. Что касается места… С общерусской государственной точки зрения памятник тому же Колчаку можно и стоило бы поставить в спокойное время – только не в Омске, а в Якутске или Верхоянске – откуда оправилась под его командованием Русская полярная экспедиция. То есть, памятник не Верховному правителю России, а великому русскому полярнику, океанографу.

Памятник Врангелю в Крыму – это, по-моему, издевательство и над здравым смыслом и над самим бароном. Бюст Петру Николаевичу во дворе ростовского кадетского корпуса, который он и основал? Почему бы и нет, если таково настроение руководства кадетской школы? Это не центральная площадь города. И демонтаж бюста с пеной на губах под истерику местных коммунистов – вещь более, чем неприятная.

Что дальше? Восьмиметровый Сталин на проходной завода «Микрон» в Великих Луках? Странновато, конечно, но тоже, не Бог весть какой вопрос. Не обязательно испытывать по этому поводу бурную радость или праведный гнев. Правда, освящение памятника православным батюшкой, на мой взгляд – полный абсурд, «смешение стилей».

Кто там еще — железный Феликс во дворе штаб-квартиры СВР? Ну что ж, если руководство службы себя с ним ассоциирует. А, например, не с генерал-фельдмаршалом Михаилом Богдановичем Барклаем-де-Толли, создавшим в России ведомство военной разведки. Могли бы рядом с Феликсом хоть бюстик Барклаю установить…Но опять же, повторюсь, это не центральная площадь и это «корпоративное настроение» – назовем его так.

На центральных же площадях российских городов пока, увы, засилье Ильичей. С точки зрения монументального искусства некоторые из них, безусловно интересны, большинство- никакие, многие — просто ужасны. А с точки зрения мировоззренческого вымпела, который, как говорилось выше, нужно поднять на грот-мачте, то вся эта Лениниана – якорь, который волочится по дну, не давая кораблю развить ход.

Далее скажу вещь обоюдоостро-непопулярную: постановка памятников да, во-многом оболганному Сталину, а с другой стороны – руководителям Белого движения также не придает нашему кораблю хода, не помогает лечь на курс. А наоборот – вызывает ненужные завихрения, протуберанцы – «морщит море», как в известной сказке Пушкина. Да и на единство команды не работает.

Спрашивается, а есть памятники, которые это единство бы крепили? Конечно есть: святой благоверный князь Александр Невский, святой князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий, князь Пожарский и гражданин Минин. А еще – Юрий Гагарин, Сергей Королёв, Игорь Курчатов, Дмитрий Менделеев – перечислять можно долго.

Но я не призываю заняться немедленно постановкой «правильных» памятников и наоборот – «ленинопадом» как на Украине. Всему своё время. Сейчас просто не до того. Хотя памятники, мемориальные доски и топонимы Свердлову, цареубийце Войкову, кровавым палачам ВЧК- Петерсу, Лацису, Землячке-Залкинд следовало бы, конечно, удалить побыстрее. В том числе – из оскверненной кремлевской стены. Кладбище оттуда, надо безусловно убирать.

До мумии Ульянова -Ленина дело тоже дойдет – когда Господь даст знак. Может завтра, может послезавтра это произойдет – тихо без всякого возмущения части общества, состоящего из пожилых, в основном уже его почитателей.

Теперь скажу свое личное мнение о «коммунистическом» периоде жизни нашей страны, условно называемом «советской властью». Я застал лишь в полной мере брежневский период на всем его протяжении, ну и далее – по списку до Меченого с Беспалым впридачу. Поскольку это совпало с детством-отрочеством-юностью, то в основном окрашено в тона светлые, радостные с примесью иронии, скепсиса, фронды уже в более сознательном возрасте. Вся светлые воспоминания и ощущения из СССР у меня никоим образом не связаны с господствующей идеологией – точнее её ритуальными останками. А связаны с неким квази-советским флёром из хороших песен, фильмов, литературы, «ненапряжной» и довольно человечной общественной атмосферой.

Всё это «поехало» сразу после смерти Брежнева, а позже – через краткий период надежд ранней перестройки пришло к подлинному кошмару и отврату. Не буду углубляться в эту тему – у кого-то ощущения от прошлого схожи, у кого-то резко отличаются.

Изучая позже на основе свидетельств и документов все предыдущие советские периоды, я тоже пришел к определенным выводам. И они не сводятся к дихотомии «плохо-хорошо». Пользоваться бинарной оппозицией для оценки исторических периодов, на мой взгляд, контрпродуктивно. Это как в нашем детстве вопрос в ролевых играх «а ты за белых или за красных?», где под первыми подразумевалось абсолютное зло, а за вторыми признавалось правда и добро. Для нынешних же «белых» – все ровно наоборот.

Здесь я хотел бы пояснить: бинарная оппозиция добра и зла для христиан – это мировоззренческая аксиоматика. Но она, пронизывая ткань человеческой истории, лежит в иной плоскости, можно сказать, в другом измерении. «Мои пути не ваши пути», – сказал Господь.

Сейчас опять скажу вещи для некоторых неприятные. Вот основатель советского государства Владимир Ульянов-Ленин. Сущность Ленина инфернальна. В его безусловном политическом гении сквозит что-то нечеловеческое. Это даже не фанатизм, как у Дзержинского (у железного Феликса сквозь фанатизм проступают некие человеческие черты) а полная холодно-рассудочная одержимость. Ленин – орудие, инструмент, скальпель. Но чей? Я имею ввиду, в итоге – чей? Ответить на этот вопрос не так-то просто.

С одной стороны – творил дела поистине сатанинские, русский народ презирал, историческую Россию ненавидел, желал использовать как большое бревно для розжига мировой революции.

А с другой… Господь попустил ему взять власть над Россией со своими бесноватыми подельниками. И заставил делать то, что они изначально вовсе не хотели: собирать разлетевшуюся на осколки Империю, устанавливать государственный порядок, поднимать разрушенную промышленность, закладывать на будущее заделы в науке-технике.

Довольно скоро Господь убрал Ленина – смахнул просто с земли. И финал его был ужасен. А через десяток с лишним лет за ним в том же направлении отправились большинство его ближайших соратников.

Один – «набольший» выжил, подмял всех, пострелял и растер в лагерную пыль многих негодяев, а заодно — гораздо больше – хороших русских людей. Но при этом спас страну от троцкизма, выстроил достаточно крепкое государство, создал материальную подушку безопасности, за счет которой во многом, мы еще и сейчас живем.

И это тоже попустил и предусмотрел Господь.

Ценой невероятных жертв мы выиграли страшную войну, сделали ракеты, освоили атом, построили заводы и электростанции – и много чего еще. Но всего через поколение власть, созданная Лениным и видеоизмененная Сталиным, бесславно рухнула. Прежде всего, потому, что изначально строилась на песке – без Бога. И мы попали в либерально-воровской кабак и бардак. И всё это тоже нам попустил Господь.

Так вот, на мой взгляд главной ( и нерешенной до сих пор) задачей русского народа остается понять почему и ДЛЯ ЧЕГО Бог попустил нам этот трагический виток истории Руси? Который, кстати, еще отнюдь не закончился.… А поняв – сделать и негативные и позитивные выводы. Первые – это то, что нельзя повторять в дальнейшем. Вторые – это тот положительный опыт, который можно и нужно вычленить в советском периоде – опыт практический, не связанный с идеологией марксизма-ленинизма. Такого рода двусоставный опыт следует извлечь, наконец, также из имперского и московского периода нашей государственности. Чтобы синтезировать из всего этого правильный курс государства нашего.

Возвращаясь же к дихотомии «красные белые», с которой начал, выскажу банальную мысль — не были одни «хорошими», а другие «плохими» людьми. С обеих сторон были и патриоты, и романтики-идеалисты, и злодеи-садисты, и люди, ослепленные ненавистью, местью. Да и просто – банальные обыватели, захваченные волной междоусобицы.

Да, одна из сторон может быть лично кому-то, в целом, симпатичней и ближе. Хотя бы с эстетической точки зрения. Как мне – так «белые». Но это вовсе не говорит о какой -то «исторической истине» применительно к сегодняшней России. Те «белые» и «красные» давно спят, часто на общих кладбищах, многие давно примирились в своих общих потомках и яростный огонь тот давным-давно погас. Так зачем и кому нужно его сегодня вновь раздувать? Ясно что, не патриотам России.

Я не предлагаю сращивать несращиваемое, примирять непримиримые идеи и символы, как это пытаются сделать некоторые. Да и идей-то тех уже и след в истории простыл! «Красное и белое» – это сегодня алко-маркет, да ещё клуб «Спартак»….

Ныне в «красных» и «белых» люди играются как «на театре». Но это опасные дворовые игры. Поскольку на дворе нашем идет реальная война, не имеющая ничего общего с той давней русской гражданской усобицей. Правда, в кабинете у Клауса Шваба стоит бюстик Ленина, но это явно не о построении социализма в одной отдельно взятой стране. И не о реорганизации Рабкрина. Это о победе над естественным человеком и человечностью, к чему герой бюста зримо приложил в истории руку.

И это, безусловно, надо помнить. Как и ту государственническую, собирательную роль, которую не по своей воле в некоторый момент сыграл этот человек и его подельники на опасном историческом изломе. Что тут сказать? На земле – диалектика, а на небе – Воля Божия.

Патриарх Кирилл недавно ясно сформулировал: против России сегодня стоит антихрист – те слуги сатаны, которые ускоренно торят ему дороги в мiр. Эти слуги, есть, увы, и внутри нашего богоспасаемого Отечества. И они – кто осознанно, а кто под бесовским дурманом работают на наше разъединение, варьируя концепты. «Красный», конечно, наиболее пригоден – он уже был опробован, и яд, впрыснутый в народное сознание, до сих пор не разложился. Но при известных условиях может сойти и «белый» если его правильно «заточить» и начать им тыкать в «нужные точки».

Эти манипуляции нужно научиться вовремя распознавать и не участвовать «в бесплодных делах тьмы».

Ну и в заключение. Какой же все-таки вымпел и флаг следует укрепить на мачтах корабля «Россия»? Отвечу без околичностей: алый стяг Спаса Нерукотворного и образ небоявленного чудотворного Креста Годеновского. Иначе, просто «не прорвемся»!

Со Спасом Нерукотворным, я думаю здесь все всем понятно: все большее число подразделений и лично бойцов на фронте выбирают такие стяги и такие шевроны – побеждают с ними и остаются живы. Годеновский же Крест также является важным символом победы. Величайшая русская святыня, дарованная Руси самим Богом, перенесенная чудесным образом по небу из Византии в XV веке была фактически заново обретена и просияла в Годенове в начале нынешнего столетия. Мы просто не можем, не имеем права пренебречь этим знаком Господним – этим ясным указанием объединения в битве против войска антихристова.

Наверное, кто-то спросит: а как же с рекомым единством? Вдруг, мол, не всех эти наши святые символы устроят? Думаю так: абсолютное большинство – устроят. При этом в матросских кубриках над койками могут висеть хоть полумесяц, хоть спартаковская эмблема, хоть серп молотом – с курса это не собьет. Ну а тех кого от русских главных символов на мачте решительно мутит, кто не согласен идти под этим флагом – тому и не место на корабле. Их надо выпустить в ближайшем порту… Вместо них по трапу на борт поднимутся другие.

Аминь.

Андрей Евгеньевич Самохин, журналист и писатель

Источник: ruskline.ru