Домой Россия Кладбищенская тень Византии

Кладбищенская тень Византии

1

Пора лишить Константинополь статуса «первой среди равных» Церкви

Вячеслав Степанович Макарцев   Проблемы церковной жизни&nbsp

В начале декабря в Белграде состоялась международная конференция «Распятие Православия в XXI веке: духовные войны, экуменическая офанзива ("офанзива — атака, наступление" — В.М.) и глобальная политика». В пресс-релизе организаторов конференции, в частности, говорится: «На Международной конференции был представлен фрагмент исследования афонских монахов Паисия Кареотиса и Епифания Капсалиотиса, посвящённого критическому освещению Экуменического движения. Они указали на глубокую взаимозависимость богословия, геополитики и культурной власти, подчеркнув, что Православие часто рассматривается как структурное препятствие западным стратегиям. Была выделена роль организаций, таких как YMCA, и их связь с центральными экономическими и политическими центрами в формировании либеральной экуменической теологии и глобального культурного влияния. Монахи напомнили о Соборе православных церквей в Москве в 1948 году, когда было ясно подтверждено, что Православие не может быть сведено к одной деноминации в рамках Всемирного совета церквей. Также было указано на долгосрочные последствия постепенной секуляризации и политической инструментализации религии, которые продолжаются и сегодня. Главная мысль афонских монахов заключается в том, что сохранение православной идентичности требует осознания сил, формирующих современное Экуменическое движение, и защиты канонической и духовной целостности Церкви» (источник).

В пресс-релизе был также представлен доклад греческого богослова и журналиста Георгиоса Трамбулиса «Вселенская патриархия под полной контролем американской дипломатии»: «США ещё со времён Второй мировой войны стремятся через Константинопольскую патриархию влиять на внутренние процессы в Православии. Через исторические примеры, включая интронизацию патриарха Афинагора и анализ документов ЦРУ, Трамбулис показал, что Вселенская патриархия постепенно стала инструментом западной политики и ключевым партнёром американских интересов. Особо он отметил, что модернизация и секуляризация Фанара началась во времена Афинагора и достигла апогея при патриархе Варфоломее, что привело к глубоким нарушениям православного единства. Трамбулис предупреждает, что нынешняя политика Константинопольской патриархии ведёт к «ватиканизации» Востока и подрыву соборности Православной церкви. Он призвал к возвращению к Традиции и освобождению Патриархии от внешних политических влияний как условию восстановления единства и верности святоотеческому наследию».

О докладе генерального директора Центра геостратегических исследований, который и выступил инициатором конференции, Драганы Трифкович «Духовный фронт: геополитические вызовы православия в современном мире» в пресс-релизе сказано следующее: «Она отметила, что Православие сталкивается с систематическими атаками через "духовный фронт", включающий политические, культурные и информационные механизмы дестабилизации». «Западный либерально-глобалистский блок, включая США, НАТО и ЕС, воспринимает православие как цивилизационно несовместимую модель и использует экуменические инициативы для продвижения геополитических интересов. Визит патриарха Варфоломея в США и встреча с Папой Львом XIV показывают, что духовный титул используется для доступа к политическим и финансовым ресурсам, что ставит под сомнение подлинность духовного служения», — подчеркнула Трифкович. Особо был выделен риск инструментализации религии в создании «прокси-церквей» как способа контроля православных общин. Отсутствие других православных патриархов на 1700-летии Первого Вселенского собора, по словам Трифкович, иллюстрирует ограниченные возможности фанариотских попыток представить всехристианское единство. Она заключила, что истинное православное единство возможно только через возвращение к традиции, соборности и канонической строгости, а не через внешние геополитические манёвры».

Обратим ещё внимание читателей на содержащееся в пресс-релизе сообщение о докладе аналитика и журналиста из Польши Конрада Рекаса «Униатство как оружие против православия и фактор в войне на Украине»: «Он отметил, что униатские структуры, начиная с Флорентийской и Брестской унии, являются механизмом ослабления православия, использовавшимся в геополитических целях великих держав. Рекас напомнил, что Украинская греко-католическая церковь на протяжении истории была связана с этнонационализмом и сотрудничеством с иностранными центрами власти, что оставило глубокие последствия в регионе. Особо он указал на предстоящую канонизацию Андрея Шептицкого, которую оценил как сигнал того, что Ватикан не отказался от прозелитистских стремлений на Востоке. По его словам, преемственность западных политик, направленных против православия, очевидна и в современных кризисах, включая войну на Украине».

Очень важный доклад на этой конференции, даже, как верно заметили некоторые православные журналисты, ключевой для Православия, сделал митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука. Доклад содержит предложение заменить византийское первенство чести Константинопольской патриархии, вовлекшей православный мир в невиданные нестроения и масштабный кризис, на истинное, которое, добавим, принадлежит исторически и эсхатологически другой Церкви. Приведём соответствующую выдержку из доклада митрополита Луки на белградской конференции:

«Экуменические инициативы Ватикана и Фанара в XXI веке превратились в полномасштабный геополитический проект, использующий медиа, финансы и дипломатию для изменения канонического ландшафта Православия. Ответом может быть только твердое стояние в Истине, подкреплённое зрелой стратегией, системной защитой, межцерковной солидарностью и собственной информационной субъектностью. В частности, можно было бы реализовать следующие инициативы: межправославное единство без Фанара и внешнего давления.

— На фоне геополитических потрясений и разделений в православном мире, рассмотреть Иерусалимскую Патриархию как потенциальный центр, способный объединить Поместные Церкви. Так как в отличие от Константинопольского патриархата, который глубоко вовлечён в провоцирование разногласий, Иерусалимская Церковь активно работает над укреплением единства.

— Проведение регулярных встреч Предстоятелей и Синодальных комиссий Поместных Церквей, сохраняющих евхаристическое общение (РПЦ, Сербская, Антиохийская, Грузинская, Болгарская, Польская, Чешских земель и Словакии и др.).

— Подготовка и принятие совместного документа "О границах экуменического диалога и сохранении канонической чистоты".

— Создание постоянно действующего Секретариата православного единства (как ранее уже мною предлагалось, используя Амманскую модель)», — говорится в докладе.

В развитие предлагаемых инициатив митрополит Лука предлагает ещё целый ряд мер, в их числе и решительные: а) «Подготовка и проведение Всеправославного Собора Поместных Церквей (возможно без Константинополя) для окончательного осуждения "восточного папизма", современных экуменических ошибок и выработки чётких канонических норм на XXI век»; б) «Создание постоянного Межправославного суда по каноническим нарушениям» (полностью с докладом можно ознакомиться по адресу).

Первенство чести, вне всякого сомнения, должно перейти, если строго следовать духу Священного Писания и канонов, патриарху Иерусалима, «потому что он город великого Царя» (Мф. 5: 35). К тому же Иерусалим сегодня и воистину великий город: ежегодно сотни тысяч паломников со всего мира посещают дорогие Господу нашему Иисусу Христу, Его Церкви, Божией Матери и каждому христианину святые места. Как представляется, пришла пора окончательно распрощаться с кладбищенской тенью Второго Рима, какою по сути своей стал современный Фанар, тем более что сам он, судя по его поведению, активно к этому стремится.

Предложение изолировать Фанар как возмутителя спокойствия, врага истины будет пробивать себе дорогу, несмотря ни на что, ибо современная Константинопольская патриархия являет собою все признаки Сардийской церкви Апокалипсиса: «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (Откр. 3:1-2).

Всё дело в том, что Сардийская церковь находилась в городе, который когда-то был столицей довольно мощного Лидийского царства, разрушенного в 546 году до нашей эры персидским царем Киром. Хотя ко времени написания Апокалипсиса прошло более шести веков с момента гибели Лидии, но обитатели города Сарды, в основной своей массе, продолжали считать себя столичными жителями: «Сардийская церковь сохранила только "образ благочестия", которым прикрывалось её внутреннее нравственное омертвение (2 Тим. 3: 5): её члены в глубине души остались тем же, чем были их языческие предки — лидийцы, известные своей изнеженностью и распущенностью; их внешнее благочестие вполне напоминает осужденное Иисусом Христом благочестие лицемерных фарисеев, которые подобны были повапленным гробам, красивым снаружи, внутри же полным мертвых костей и всякой нечистоты (Мф. 23: 27)», — пишет дореволюционный богослов Александр Жданов в книге «Откровение Господа о семи Азийских церквах».

После того как Константинополь стал официальной столицей Восточной Римской империи, лидийцы, жившие по соседству, движимые тягой к изнеженности и распущенности, в значительной своей массе не могли не откликнуться на призыв властей к заселению царского города и не переселиться в Новый Рим, задав тем самым ныне уже явно проявившийся апостасийный уклон его Церкви.

С момента гибели Византии прошло уже без малого шестьсот лет. Варфоломей носит имя «будто жив»: «Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх». Но Византия давно уже там, где и Лидия: на кладбище истории. И патриарх Варфоломей после всего, учиненного им, тоже духовно умер, хотя Господь наш Иисус Христос, может быть, всё ещё оставляет ему возможность принести покаяние: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3: 3).

Но вероятно ли сколь-нибудь оно, это покаяние, после того страшного раскола, что учинил патриарх Варфоломей со своими клевретами на Украине? Кто-то пытается даже в этой тяжелейшей для всего Православия ситуации говорить о компромиссе с Фанаром. Но разве после случившегося он возможен? Верно, думается, заметил Евгений Родионов в статье «Столетняя война Константинополя», опубликованной на сайте «Православие.Ru»: «Нужно помнить, что компромисс не решит проблему и Константинополь не остановится на пути разрушения РПЦ, а также утверждения полноты своей власти в Православном мире. Единственным средством прекратить продвижение фанариотов в соответствующих сферах является осуждение их богословских заблуждений».

Заметим, что Фанар активно использует, так скажем, богословскую небрежность в употреблении термина «церковь-мать», пытаясь представить себя в качестве таковой, хотя Символ веры чётко установил: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Нет у нас другой Матери-Церкви, и уж, во всяком случае, Константинопольский патриархат, сократившийся почти до района в Стамбуле, точно не может претендовать на это звание. А вот православный Иерусалим претендовать может, ибо «вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал.4:26). Толкуя это место, святитель Феофан Затворник пишет: «Вышний Иерусалим, противополагаясь нынешнему у святого Павла, вызывает понятие о грядущем. Все же грядущее светлое сливалось тогда в одном представлении обетованного Царства Мессии. Не другое что разумеет под сим словом и святой Павел. Это у него Царство Мессии, прежде обетованное, а теперь осуществленное и представляемое святой Церковию. "Вышний Иерусалим — Церковь, и рождающиеся в нем не рабы" (святой Златоуст). Она — вышний Иерусалим, не потому, чтоб была на небе, но потому, что небесна по высоким совершенствам своим, по небесным, действующим в ней, силам, по тесному союзу с небом, с коим она составляет единое целое, потому что не имеет никаких целей земных и потому что, будучи преисполнена небесных стихий, образует в себе небесных граждан».

У Церкви, что едина, то есть одна, могут быть лишь нарождения в виде поместных церквей, но никак не новые матери, тем более такие, чьи предстоятели считают себя «первыми без равных», тем самым присваивая себе права всей Церкви, что зримо проявляются в решениях Вселенских Соборов. Думается, что давно уже пора прекратить эти небезобидные богословские игрища в «дочки-матери», которые и породили «восточный папизм» с его «родительскими» замашками, типа вот этой: «Я тебя породил, я тебя и убью». Всеправославный Собор поместных Церквей, даже если на него и не явятся некоторые заносчивые греческие «матроны», и должен решить этот вопрос. К слову, учитывая проблематичность приезда в обозримом будущем иерархов Украинской Православной Церкви на Собор в Россию, Архиерейский (Поместный) Собор Русской Православной Церкви, на котором, помимо прочего, могли бы рассмотреть и вопросы участия во Всеправославном Соборе, вполне, как представляется, возможно провести по согласованию с Иерусалимским Патриархатом в пределах его канонической территории.

Вячеслав Степанович Макарцев, православный публицист

Источник: ruskline.ru