Домой Россия Море никому ошибок не прощает

Море никому ошибок не прощает

0

Тайна гибели рыболовецкого траулера «Тукан»

Лидия Владимировна Довыденко  

Фото: из личного архива автора

Калининградская библиотека имени космонавта А.А.Леонова 10 декабря встречала множество гостей, которых приветствовала заведующая библиотекой Лариса Владимировна Пшеницына. Гостей привело в библиотеку имя известного калининградца, Председателя Ассоциации морских капитанов Валерия Владимировича Мезенцева, выпустившего свою новую книгу «РТМ "Тукан"», посвященную затонувшему в 1967 году рыболовецкому траулеру «Тукан», собрав множество версий причин гибели судна и 57 человек экипажа, запечатленных в документах, фотографиях, воспоминаниях выживших рыбаков. Также был показан документальный фильм «"Тукан" забыть нельзя вспомнить» производства калининградской телестудии «Каскад» (автор сценария и режиссёр Евгений Морозов и оператор-постановщик Евгений Спиваков).

В гости к читателям Валерий Владимирович пришел с ветеранами рыбопромышленной отрасли, членами Калининградской Ассоциации морских капитанов, Михаилом Семеновичем Шевня, Советником генерального директора АО «Балтийское аэрогеодезическое предприятие» (АО БалтАГП), председателем Совета ветеранов Центрального района Харитоновым Андрианом Николаевичем, которых собравшиеся приветствовали горячими благодарными аплодисментами.

Практически каждая семья в Калининградской области хотя бы одним представителем связана в прошлом с рыбодобывающей или перерабатывающей отраслью. В период СССР одна четверть реализующейся населению рыбной продукции в стране приходилась на добытую рыбаками Янтарного края. Неслучайно возникла характеристика города: «Калининград – город рыбацкой славы!».

Валерий Мезенцев, рассказывая в новой книге о произошедшей в 1967 году трагедии, подчеркнул важность знания истории рыбной промышленности в регионе, необходимость сохранения памяти о тружениках моря, приумножавших славу рыбацкого труда.

Валерий Владимирович поделился личными воспоминаниями. Ему было 10 лет, когда хоронили погибших на «Тукане» рыбаков на кладбище на проспекте Мира.

А сегодня он принес с собой сохранившуюся с 1967 года газету «Маяк» от 6 марта, на первой полосе которой большая фотография десятков тысяч людей, пришедших проводить в последний путь своих близких и друзей. Не все из них похоронены в Калининграде, некоторых забрали на родную землю родственники из разных концов страны. Пропавших без вести было десять человек, их тоже хоронили, и их семьи получили выплаты от государства.

В 2005 году мемориал на кладбище в Калининграде в память о погибших на «Тукане» был реставрирован. В необходимости этого Валерий Владимирович убедил коммерческие компании «Морская звезда» и «Рыбфлот – ФОР».

Город должен помнить своих рыбаков, работавших на большую страну, но не вернувшихся на берег, считает Валерий Мезинцев.

Капитан Юрий Смирнов написал книгу «Памяти погибших калининградских моряков». А 9 сентября 2018 года у памятного знака пионерам океанического лова была открыта «Волна памяти». На стене увековечены 39 погибших судов. Первым был рыболовный траулер «Смелый», затонувший в Балтийском море в 1949 году. Средний рыболовный траулер «Гонг» почти двое суток боролся со штормом, его экипаж утонул в полном составе в августе 1952 года в Атлантическом океане. Погибли БМРТ «Чернышевский», траулеры «Моршанское», «Ракета».

За всю историю рыболовецкой отрасли в нашей области не вернулись из рейса 183 рыбака. У памятника «Волна» всегда свежие цветы.

Много вопросов у собравшихся было связано с причинами гибели «Тукана». Валерий Владимирович сказал, что он собрал в книге всевозможные версии, связанные с человеческим фактором, а читатель пусть сам делает выводы: ошибка ли в инженерном решении траулера, или это нерешительность капитана судна, но море никому ошибок не прощает.

Трагедия произошла на рассвете 28 февраля 1967 года в проливе Скагеррак между Балтийским и Северным морем во время шторма.

Относительно новое судно 1962 года постройки в Штральзунде (ГДР) не пережило десятибалльный шторм в Северном море, и это породило множество легенд. Многие предполагали, что судно повредил один из сдвинувшихся с места контейнеров с секретным грузом, который «Тукан» якобы вёз на Кубу. По другой версии, траулер столкнулся с советской подводной лодкой. Кто-то решил, что члены экипажа были пьяны, а некоторые даже усмотрели мистическую подоплёку: при выходе в море у Балтийска траулер развернуло в Калининградском морском канале на 180 градусов.

Так как командование судна погибло, то не особенно и разбирались в причинах, но официальная версия – судно утонуло в результате быстрого затопления двух отсеков: рыбомучного и рыбного цеха, вероятно, из-за срыва контейнера с палубы, ударившего слип.

Из-за быстрого заполнения водой двух смежных отсеков вода быстро распространилась по судну.

Тайной окружены попытки поднять траулер, они были крайне неудачными из-за плохо организованных работ и высокой стоимости, поэтому от дальнейших работ отказались, скрыв навсегда детали катастрофы. «Тукан» пошел на дно на 37-метровой глубине, спаслось 2 человека, из которых один вскоре скончался. Сигнал SOS прозвучал в 4:42. Это решение – просьбу о помощи на море – принял капитан судна слишком поздно, так же как и не были им подготовлены необходимые средства плавания для спасения моряков. Никто из спасшихся не смог объяснить логику капитана, когда судно пересеклось курсом со следовавшей в Ригу плавбазой «Вилис Лацис».

Капитан Юрий Храмцов по непонятной причине не ответил на радио и светограмму с «Вилиса Лациса». Проходило рядом сияющее огнями иностранное туристическое судно с громкой музыкой, и сигнала о помощи от «Тукана» тоже не последовало.

Судно «Тукан» серии «Тропик» названо по имени созвездия Южного полушария. Тукан – это птица, обитающая в Южной Америке, считается символом красоты, счастья и благополучия. К сожалению, символ сработал лишь для 22 человек из экипажа судна. Книга Валерия Мезенцева о РТМ «Тукан» — дань памяти и уважения тем, кто посвятил себя морю. В завершение встречи мы посмотрели видеоклип автора книги с именами погибших, память которых почтили вставанием.

Мезенцев Валерий Владимирович родился 26 февраля 1958 года в городе Калининграде. Окончил Калининградское мореходное училище, а затем Калининградское высшее инженерное морское училище (КВИМУ) в 1986 году. Работал в разных должностях на судах БМРТ, РТМ-А, РТМ-С, БАТМ Калининградской базы тралового флота. 1989-2005 гг. капитан-директор БАТМ, начальник отдела ВЭС, заместитель Генерального директора КБТФ, «Рыбфлот-ФОР», 2006-2011 гг. директор ГОУ НПО ПУ №24 «Калининградская мореходная школа». С 2012 г. по настоящее время – директор ООО «Тралфлот-Кадры». Награжден медалями «300 лет российскому флоту», «За заслуги перед городом Калининградом», «За заслуги в развитии рыбного хозяйства России» 1 степени и другими юбилейными медалями и знаками отличия. Присвоены звания: «Заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации», «Почетный работник рыбного хозяйства Российской Федерации», «Почетный работник рыбного хозяйства Калининградской области». С 28 сентября 2017 года Президент КРОО АМК.

Огромная благодарность коллективу библиотеки имени космонавта А.А. Леонова и заведующей библиотекой Ларисе Владимировне Пшеницыной за организацию этой прекрасной, познавательной встречи, огромную краеведческую работу, за всегда интересных гостей – известных людей Янтарного края!

Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор 38 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик, кандидат философских наук

Источник: ruskline.ru