Домой Россия «Нужна оптимизация наоборот»: Рошаль снова прошёлся по чиновникам

«Нужна оптимизация наоборот»: Рошаль снова прошёлся по чиновникам

16
  • "Нужна оптимизация наоборот": Рошаль снова прошёлся по чиновникам

Сейчас страна с позиции медицины проходит очень сложный период. Однако рано или поздно пандемия подойдёт к концу. О том, какие изменения должны произойти в российском здравоохранении, открыто заявил президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, глава Национальной медицинской палаты доктор Леонид Рошаль.

Несомненно, его заявление снова может вызвать неудовольствие, а то и негодование у чиновников от медицины. Однако и в этот раз доктор не стал оглядываться на тех, кто сидит в высоких кабинетах, а, напомнив о том, как медицину в России «топтали» всё последнее десятилетие», заявил, что в отечественном здравоохранении остро необходимо провести «оптимизацию наоборот».

В обращении 28 апреля к гражданам Владимир Путин провёл аналогию между эпидемией и военным противостоянием….

«Сейчас Национальная медицинская палата и я, как её президент, работаем над материалом «Каким мы видим здравоохранение после «короны». Я сформулировал это таким образом – оптимизация наоборот», – сказал Рошаль в эфире программы «Соловьев Live».

Пандемия многое расставила на свои места, на передовой, как и во время Великой Отечественной войны, снова оказались медики. Конечно, сегодня мирное время, никто не стреляет, но «вирус – это тоже пуля», которая может пролететь мимо, а может и скосить наповал.

«Нам Боженька подарил какое-то время, чтобы мы могли собраться с силами и подготовиться – где-то полмесяца, а может, и больше. И мы хорошо этим воспользовались. Но нам говорят, что мы были не готовы. И я с этим соглашаюсь – да, мы действительно были не готовы [к пандемии]. Весь мир не был готов, а не только мы. Кто был готов? Никто не был готов», — объяснил Рошаль.

Действительно, у российских врачей, в отличие от западных коллег, оказалось немного больше времени для того, чтобы успеть переформатировать работу свою работу, однако «печальное наследство», доставшееся медикам от «реформаторов», бездумно перекраивавшим и «оптимизировавшим» российское здравоохранение, дало о себе знать.

«Говорить надо было чётко и во весь голос»

И о том, что такая критическая ситуация может сложиться, Рошаль предупреждал ещё в прошлом году, во время проходившего на площадке ОНФ закрытого совещания, которое впоследствии даже было названо «тайным». Тогда были высказаны различные рекомендации, в том числе и связанные с подготовкой специалистов к наплыву больных в стационары. Однако сделать задуманное так и не успели, а рекомендации, судя по всему, не были услышаны. Почему?

«Надо было не проводить тайные совещания, а совершенно чётко, во весь голос заявлять о выводах Народного фронта о том, что из-за оптимизации страна не способна быстро справиться с массовым поступлением пациентов и необходимостью в таких условиях оказывать медицинскую помощь», — сказал в беседе с Царьградом доктор медицинских наук, профессор, эксперт по здравоохранению Алексей Старченко.

Пандемия показала общую неготовность медицины многих стран к таким непростым испытаниям. «Неожиданно»…

Основы организации здравоохранения в период массового поступления больных и раненых заложил ещё во время Крымской кампании профессор Николай Пирогов, напомнил эксперт. Тогда русский хирург писал, что главное – это не оказание помощи конкретному больному, а именно военная организация оказания самой медицинской помощи. И именно с этим медицина столкнулась сегодня во время пандемии.

«То есть мы должны были понимать, что если у нас поступают больные в массовом порядке, то они, скорее всего, будут в массовом порядке и выздоравливать, и их надо будет переводить в другие больницы, где они продолжат долечиваться, тем самым освобождая койки для вновь поступивших тяжёлых пациентов. А этого не было сделано», — отметил Старченко.

Со своей стороны Минздрав не дал хода теме, которая была поднята во время закрытого заседания на площадке ОНФ и просто не пожелал признавать того факта, что российское здравоохранение не готово к ситуации с огромным количеством заболевших.

По мнению Алексея Старченко, этому есть довольно простое объяснение: заседание, на котором обсуждались эти насущные проблемы было закрытым, то есть по сути тайным. В то время как предложения, которые прозвучали на совещании, «должны были быть преданы огласке, прозвучать более жёстко». Вот тогда, возможно, они были бы услышаны, и реакция на них у власти была бы совсем иной, считает профессор.

«За год переформатировать всю систему слишком сложно»

Поиски решения вопросов, о которых говорит Леонид Рошаль, внутри системы здравоохранения бесплодны, предполагает президент Российской ассоциации общественного здоровья Андрей Дёмин.

Дело в том, что все изменения самой этой системы после распада Советского Союза происходили в рамках более широкой структуры. И «первую скрипку», по его словам, здесь играл вовсе не Минздрав, происходило всё в соответствии с планами Минэкономразвития. А такие сферы, как здравоохранение, образование, культура, в этих планах были не на первом месте.

«Советская система социальной защиты на сегодняшний день остаётся непревзойдённой в мире, однако она пала жертвой преобразований. К примеру, когда происходила долларизация российской экономики, значительная часть средств, скорее всего, была изъята из этой совершенно беззащитной сферы. Трудно «откусить» часть бюджета, скажем, у силовых ведомств, а со здравоохранением это получилось», — рассказал Дёмин в беседе с Царьградом.

"Нужна оптимизация наоборот": Рошаль снова прошёлся по чиновникамНикто не был готов к пандемии. Фото: Софья Сандурская/АГН «Москва»

А потом все стало меняться очень быстро: сначала был новый экономический механизм, потом внедрение страховых принципов, затем переход на обязательное медицинское страхование и так далее. И всё это, отметил эксперт, сопровождалось сокращением финансирования, а при этом было необходимо сохранять стандарты оплаты работы медиков. Вот в этот момент и вышла на передний план тема сокращения коек в больницах, в том числе и в инфекционных. Одновременно происходило и сокращение медперсонала.

«Конечно, в медицинском сообществе пытались сопротивляться этим нововведениям, однако всё было сделано очень жёсткими методами по принципу «лопайте, что дают, мы лучше знаем, что нужно», — отметил Дёмин.

В ходе реформ хотели сделать медицину эффективной, и под этим лозунгом произошло серьёзное сокращение всего, что только можно было. В результате в самой системе здравоохранения денег не добавилось, зато происходили очень тяжёлые процессы, которые просто деморализовали самих медработников, а также изменили отношение к ним. И всё это никак не было привязано к потребностям населения.

«Сделать что-то заранее за год со всей этой системой огромной страны, переформатировать её, конечно, очень сложно, учитывая, что оптимизацией занимались едва ли не с 1993  года. Я полагаю, что оценки тому, что сейчас происходит, будут даны позднее, как и понимание того, как нам теперь из всего этого выходить. Но уже сегодня очевидно, что есть очень много вопросов – и по лекарственному обеспечению, и по медицинскому оборудованию, и по тому, как должна в таких случаях осуществляться координация», – считает Андрей Дёмин.

«Экономисты не должны диктовать медицине»

По словам эксперта, сам разговор о том, как мы пришли к сегодняшней ситуации, очень серьёзный, учитывая, что сейчас здравоохранение становится одной из главных сфер экономики, потому что без здорового человека никакого экономического развития не будет. Совершенно другим должен стать и статус медработника.

«Никто подобные угрозы не отменял, не зря XXI век называют веком возврата старых эпидемий и появления новых. Защита антибиотиками уже исчерпывается. Поэтому мнение медиков, когда они говорят, что им что-то нужно, должно быть услышано», — уверен Андрей Дёмин.

К 2020 году граждан России предлагается склонить к здоровому образу жизни. Еще через два года — принять…

Вопросы изменения системы здравоохранения должны стать предметом самого серьёзного обсуждения. Время говорить об ошибках, которые были совершены, прошло, надо думать о том, как вся система будет работать дальше, заявил эксперт. Медицина должна защищать, избегая в будущем шоков и стрессов, подобных сегодняшним. Немало вопросов вызывает и финансирование – как в Министерстве здравоохранения, так и по линии Фонда медицинского страхования. Нельзя допускать ситуацию, когда экономисты диктуют медицине «как оно должно быть», невзирая на требования врачей.

Об этом говорят и эксперты, и представители медицинского сообщества. Однако услышат ли чиновники в этот раз, поймут ли они, что проблемы назрели и их необходимо решать безотлагательно? Очень хочется на это надеяться.

Источник: https://tsargrad.tv