Домой Россия Преодоление нацизма как моральная, политическая и правовая проблема XXI века

Преодоление нацизма как моральная, политическая и правовая проблема XXI века

2

Выступление на Международной конференции «Ясско-Кишиневская операция – пролог освобождения Европы: взгляд из будущего», посвященной 80-летию операции

Преодоление нацизма как моральная, политическая и правовая проблема XXI века

Сергей Николаевич Бабурин

 

Великая Отечественная война (1941-1945)&nbsp

Русская цивилизация и Запад&nbsp

Преодоление нацизма как моральная, политическая и правовая проблема XXI века

Фото: петрани.рф

Осуществив 20-29 августа 1944 г. Ясско-Кишиневскую военную операцию, Красная армия разгромила сильную немецко-румынскую группировку войск, освободила территорию Молдавии, часть Румынии и Южной Украины. 23 августа 1944 г. Румыния перешла на сторону Антигитлеровской коалиции. 80-летие этой великой битвы, конечно, очень хороший и правильный повод для того, чтобы задуматься о смыслах, целях и последствиях той мировой войны, которая была развязана нацизмом в средине ХХ века.

Размышляя над уроками истории, пора выделить главные вопросы этого размышления. Какой проект «мирового порядка» сокрушил советский народ и антифашисты других стран в 1944 г. в ходе Ясско-Кишиневской операции? Почему вопрос о нацизме вновь стал актуален? Какие смыслы имеют сегодня в Европе понятия толерантность и гуманизм? Какими смыслами мы как русская многонациональная цивилизация руководствуемся, защищая себя и проводя специальную военную операцию на территории Украины?

Хочу напомнить, что Ясско-Кишиневская военная операция и все события 1944 г. были периодом консолидации антифашистских и антинацистских сил мира в противостоянии навязываемому народам нацистскому мировому порядку. Это был не просто новый этап разгрома гитлеровской Германии, это было начало разгрома объединенной гитлеровским нацизмом Европы.

Что такое нацизм, против которого объединились в 1944 г. здоровые силы мира? Экстремизм и расизм нацизма были характерны не только для тогдашней Германии. Напомню ситуацию в Румынии периода кондукэтора («вождя»), маршала Ионе Антонеску, т.е. периода с сентября 1940 по август 1944 г. Выступая 22 июня 1941 г. с обращением к румынскому народу, вице-премьер Правительства Михай Антонеску, однофамилец «вождя» румынского государства, объясняя, почему Румыния объявляет войну Советскому Союзу и вместе с Германией вторгается на территорию Советского Союза, заявил, что славяне и евреи – это деградировавшие отсталые расы, с которыми надо покончить. Это было сказано официальным лицом, в официальном выступлении, и отражало практику тогдашнего румынского государства.

Не лишне напомнить тем, кто в Молдове или Румынии ностальгирует по временам Антонеску, не просто о еврейских погромах, а об их политическом, правовом и моральном оправдании, о создании концентрационных лагерей для неугодных властям жителей собственной страны. За период правления Антонеску на территории Румынии, Бессарабии и Южной Украины было физически уничтожено свыше 400 тысяч только евреев, причём злодеяния имели место и в повседневной жизни. Румынские фашисты практиковали «шхиту», когда у жертвы, будь то мужчина, женщина или ребёнок, вырезали внутренности и трупы подвешивали на крюках на скотобойне с надписями «кошерное мясо». Кожу сдирали с живого человека. Только за один день, 21 января 1941 г., таких случаев иностранные дипломаты зафиксировали не менее 60.

Румынские фашисты не случайно были в союзнических отношениях с усташами, создавшими в 1941 г. Независимое государство Хорватии, которые в концлагере Ясеновац уничтожили сотни тысяч мирных гражданских лиц – православных сербов, евреев, цыган, боснийских мусульман, русин и непослушных фашистам хорватов. Усташи практиковали в концлагере даже соревнования по убийству заключенных, перерезая им горло специальным ножом «сербосеком» («серборезом»). У кого-то сегодня есть ностальгия по такой Европе?

Нацизм пытаются реабилитировать, объявить толерантным и привлекательным. Многие молдаване просто не знают или искренне пытаются забыть, что жители Бессарабии считались в Румынии людьми второго сорта. Можно понять тех молдаван, кому пообещали, что они уже румыны. Но и им следует помнить, что социальные и национальные отношения определяются не паспортом.

Именно нацистскую Европу уничтожала в 1944 г. Красная армия и партизанские соединения антифашистов. Чтобы народы Европы смогли зажить нормальной свободной жизнью, справедливо и благополучно. Разгром гитлеровской Германии и её сателлитов был жизненно важен, а Ясско-Кишиневская операция именно поэтому стала весомым вкладом в нормализацию жизни Европейского континента, в формирование общеевропейского благополучия.

Сегодня мир с изумлением убеждается, что преодоление нацизма как моральная, политическая и правовая проблема вновь является узловым моментом международных отношений. Когда мы говорим о событиях прошлого, об уроках истории, то делаем это ради будущего. Возрождение нацизма стало реальностью в ситуации, когда фальсифицируется историческая память, когда происходит утрата национальной самоидентичности, демонтаж и перенастройка национального самосознания.

В оценке русско-молдавского братства за минувшие 40 лет накопилось много лжи. Некоторые предпочли бы забыть, в 1711 г. молдавская государственность сделала выбор в пользу России, а Валахия осталась верна турецкому султану, что после Бухарестского мира 1812 г. молдавская государственность стала развиваться в составе цивилизационной семьи народов Российской империи, а окончательно сформировалась в период Советского Союза. Молдавская государственность в своём ценностном, культурно-историческом содержании иная, чем государственность рядом находящихся Румынии, Венгрии, Украины или кого-либо ещё. Иная не по прихоти того или иного политика, а в силу своего культурно-исторического выбора, отличающихся от других народов культурных кодов, если хотите, национальных архетипов. Роль духовно-нравственного фактора и национальных архетипов в государственном развитии народов решающая.

Сегодня думающий и образованный человек не задает, например, вопроса, почему Австрийская Республика существует отдельно от Федеративной Республики Германии, хотя и в Австрии, и в Германии один язык, население близко по вероисповеданию. Но в этих государствах живут разные народы. Культурно исторический путь народов, даже идущих от одного корня, индивидуален до уникальности. Особенности освобождения от Оттоманской империи, от влияния исламской и католической культуры привели к тому, что на территории Валахии и Бессарабии при всей общности православного вероисповедания большинства их населения, формировались отличающиеся друг от друга мироощущение и традиции, фундаментальные духовно-нравственные ценности, образ жизни и культурные принципы.

В чем для меня, например, бесценен опыт построения государств – Российской империи и Советского Союза, так именно в том, что Россия всегда существовала как цивилизационный союз народов – славянских, тюркских, угро-финских, и многих других, в том числе молдавского, объединенных общей исторической судьбой, православными духовными ценностями и русским языком. Да, после 1991 г. молдавская государственность раздвоилась. В Приднестровской Молдавской Республике она осталась верна союзу с многонациональным русским народом, в Республике Молдова молдавскую государственность стали сворачивать и подчинять государственности румынской. В этом отношении, когда мы говорим о сегодняшней драме народов послесоветского пространства, то мы должны искать ответ на ключевой вопрос, который не в том, чтобы жить вместе или порознь (хотя и это важно!), а в том, ради чего жить.

В чём смысл всей нашей сегодняшней жизни? В том, что впервые в обозримой истории под угрозой находится само существование человечества. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин говорит, что кризис, охвативший сегодняшний мир, носит мировоззренческий и цивилизационный характер. Российский Президент ещё смягчает ситуацию.

То, что происходит сегодня на территории Украины – это война миров. Это и есть, вдумайтесь только: война миров! Не надо враждебных инопланетян, достаточно, чтобы отдельные, вчера ещё цивилизованные народы, убрав Бога из сердца, убрав Бога из центра системы нравственных координат и поставив в этот центр эгоизм человека, начали утрачивать свою человеческую сущность. Именно в этом суть конфликта! В этом смысл происходящего!

На территории бывшей Украины сегодня имеет место вооруженное противостояние двух миров: мира народов, которые исповедуют традиционные духовно-нравственные ценности, которые считают священными понятия семьи, брака как союза мужчины и женщины, понятие семейного воспитания, для которых большое различие, быть матерью и отцом, или родителем номер один и родителем номер два, и мира народов постмодерна, трансгуманизма, безнравственной вседозволенности. В этом отношении мы и говорим, что традиционные духовно-нравственные ценности являются «лакмусовой бумажкой» для определения, в какую сторону меняется как человек, так и тот или другой народ.

Европейская цивилизация на грани смерти, ведь в европейской культуре произошла роковая подмена понятий и смыслов, влекущая самоубийство привычной нам Европы. Уход секулярного просвещённого Запада от моральных критериев в политике и праве, отождествление свободы со вседозволенностью, культ эгоистического потребительства и ненормальностей, физической и духовной ущербности, ставят род людей перед перспективой утраты в человеке человеческого. Технологический прогресс в отрыве от духовно-нравственного совершенствования личности стал процессом культурной деградации. Как свобода превратилась на Западе во вседозволенность, так и уважение к чужому мнению переросло в равнодушную толерантность, а затем оформилось в нравственный нейтралитет публичной власти.

Нравственный нейтралитет современных государств означает равную терпимость официальной публичной власти к добру и злу, к социальным институтам и действиям любого духовного содержания. Лозунг толерантности как уважительной терпимости к любому злу превратился в кредо западного мироощущения. Нравственная нейтральность государства стала правовой основой безнравственности общества.

Что привлекательного сулят в Европе потомкам победителей второй Мировой войны, да и просто народу Молдавии? Прикрываясь нравственным нейтралитетом публичной власти, Запад выступает гегемоном, основой, стержнем глобального общества, в котором пытается сосредоточить сущность жизни и эволюции человека, уничтожая при этом сам смысл духовного (внутреннего) мира человека. Аргументируя культурную деградацию Запада, А.А. Зиновьев подчёркивал, что особенности западнизма при завершении холодной войны привели к прославлению в качестве ценностей Запада таких качеств и привычек, которые в течение многих веков читались пороками и наихудшими проявлениями человеческой натуры, а само западное общество превратилось в общество правового тоталитаризма и двойных стандартов (Зиновьев А.А. Запад. М., 2002. С. 290).

Отвергаете политику и хотите просто хорошо жить? Идите, места в «золотом миллиарде» уже заняты, но за право быть обслугой побороться сможет любой.

Не могу не отметить, что правовым механизмом усиления нравственной и политико-правовой деградации Европы стали Парламентская ассамблея Совета Европы и Европейский суд по правам человека, созданные из благих побуждений установления господства «общепринятых принципов международного права». Когда демонстрируемый органами публичной власти Запада нравственный нейтралитет дополняется двойными политическими стандартами, он перерастает уже в государственную аморальность. Так, в деле «Илашку и другие против Молдовы и Российской Федерации» (№ 48787/99, 2000 г.) ЕСПЧ продемонстрировал при защите очевидных молдавских террористов не только откровенную антироссийскую предвзятость, но и полное попрание собственных правовых принципов и норм. Среди многих примеров, напомню лишь один. ЕСПЧ тщательно избежал в своём Постановлении упоминания о деятельности террористической группы «Бужор» и заявителей до их ареста приднестровскими силами безопасности, хотя в документах, представленных Суду, было даже опубликованное заявление Илашку: «У нас существует два чёрных списка. В первом – двадцать три человека – это всё руководство так называемой Приднестровской республики. Во втором – четыреста восемьдесят, это делегаты их второго съезда. Проведена серьёзная подготовка к физическому их устранению». ЕСПЧ не только «не заметил» террористической деятельности объявленного им «правозащитником» преступника, но отказался даже выслушать родных тех людей, которые были убиты Илашку. Позиция не правовая и не нравственная.

Благодаря ПАСЕ и ЕСПЧ имморализм социальных и духовных принципов Запада приобрёл политико-правовую агрессивность, превратив права и свободы человека, вопросы семьи, брака и семейного воспитания в оружие, разрушающее цивилизационную основу народов.

Такова Европа, которой ныне политически, морально и в военном отношении противостоит Россия. Нацизм XXI века, вырабатывающийся злокачественной опухолью тотального имморализма, много опаснее коричневой чумы XX века, ибо он пытается укорениться в сознании людей и даже народов под видом фарисейского современного прочтения прав и свобод человека. Опасность нацизма усиливается в условиях фальсификации истории, подмены фактов, при грубой интерпретации событий, чем современные псевдоисторики способствуют разрушению мира и взаимопонимания между народами.

Между тем, у всех традиционных религий и всех народов очень близкие представления о добре и зле. Высшая духовно-нравственная ценность для любого православного человека – это любовь. Любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь к семье и Отечеству. На этом принципе мы и должны строить наши взаимоотношения. Не сталкивая наши Отечества, а соединяя их в братском взаимопонимании.

Победив нацизм в 1941-1945 гг., и в современную эпоху цивилизационный союз народов России, надеюсь, вместе с молдавским народом, намерен остановить Зло. Россия и её союзники победят. Иного не дано.

Исследование выполнено в рамках научного проекта «Создание российской историографической модели политико-правовых знаний и ее применение для разработки перспективных средств противодействия идеологическим искажениям цивилизационного развития России», осуществляемого при финансовой поддержке Минобрнауки России (соглашение от 12 июля 2024 г. № 075-15-2024-639).

Бабурин Сергей Николаевич, Председатель Правления Советского фонда мира, Научный руководитель Центра интеграционных и цивилизационных исследований Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор

Источник: ruskline.ru